Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Достойно встретим

Архив
автор : Денис Викторов   18.12.2001

Времена теперь такие, что быстро урвать свое и затаиться с добычей не получается. Борьба за клиентов, объемы продаж и прибыли становится постоянной и привычной. Ежедневно российские ИТ-компании ходят в атаку на рынок как общительные московские старушки - на базар за яйцами и молоком.

- Дайте мне вон ту кису с усами!
- Это не киса! Это Семен Михайлович Буденный!!!

Времена теперь такие, что быстро урвать свое и затаиться с добычей не получается. Борьба за клиентов, объемы продаж и прибыли становится постоянной и привычной. Ежедневно российские ИТ-компании ходят в атаку на рынок как общительные московские старушки - на базар за яйцами и молоком.

Месяца три назад аналитики «МТУ-Интел» дали прогноз развития российкого Интернет-бизнеса. Ничего хорошего они не обещали: «узость рынка и большое количество игроков приведут к дроблению рынка, что негативно скажется на финансовых показателях компаний и на рыночных позициях, вплоть до банкротства некоторых фирм». Правда, к 2006-10 году уровень проникновения Интернета в стране должен привести к новому всплеску сетевого бизнеса. Но ведь еще же дотянуть надо!

Одна из любимых тем скучающих по настоящим деньгам и настоящему рынку сетевых аналитиков - будущее крупных мировых порталов на территории русскоязычного Интернета. Считается, что стремление к использованию тиражируемых в международном масштабе форматов, сервисов и проектов дает экономию и превращает таких игроков, как Lycos или попавшуюся недавно на распространении нацистских реликвий Yahoo, в единые глобальные медиа-ресурсы, аудитория которых - всемирный пользователь. «Подобной стратегии развития они будут придерживаться и в России, что Lycos уже и делает. В результате эти компании вряд ли войдут в число лидеров российского рынка, но занять позиции с 3-го по 5-е места более чем в их силах» - говорилось в отчете «МТУ-Интел».

И вот Lycos подводит итоги первого квартала работы в России. Сообщается, что с сентября по ноябрь количество показов страниц выросло вдвое, достигнув трех миллионов в месяц, а число посетителей в ноябре превысило 300 тысяч и продолжает расти. Понятно, что Lycos будет активно бороться за все мыслимые количественные показатели, которых интернетчики, жаждущие расшевелить рекламодателей, напридумывали столько, что, кажется, и сами уже запутались. Но со стороны российский Интернет-рынок все равно продолжает выглядеть схваткой не бизнес-стратегий, а конкретных лиц, в той или иной степени обладающих «харизмой». То, что генеральный продюсер Lycos в России Андрей Себрант - харизматик, известно давно. Но вот сумеет ли он обратить это свойство своей обаятельной натуры в прибыли, которых ждут акционеры компании, - вопрос совершенно другой. Конвертация харизмы в дензнаки становится все более нудным и неприятным занятием. А значит - опять борьба.

Разумеется, на пафос рыночной борьбы сильно влияет общий фон. И если основной мотив бизнеса в Интернете - это тоска, беспросветная тоска и, наконец, тоска смертная, то игры со «свободным» или «открытым» ПО - дело еще новое, что придает боевым действиям известную свежесть. В начале декабря снова отличилась компания «Велес-Дата». Не так давно, по всем правилам маркетинговой игры «тот самый вкус» («бойцы вспоминают минувшие дни»), на рынок были выведены корпоративные рабочие станции с еще не забытой маркой «СМ ЭВМ». Теперь же, после заключения соглашения с ASPLinux, «эс-эмки» новой генерации - ПК и серверы - будут поставляться еще и с предустановленной ОС Linux.

Все движения вокруг Linux в России пока что осуществляются на довольно-таки белом листе. Мы еще не догнали Германию, где депутаты бундестага, договорившись наконец-то о посылке самолета с теплыми одеялами в Афганистан, переключились на споры об установке на депутатские компьютеры Linux в качестве альтернативы Windows. Социалист Йорг Таусс, как и положено социалисту, прямо заявил: «Необходимо объявить парламент зоной, свободной от Microsoft». И это должно укрепить боевой дух наших линуксистов, поскольку Россия, как и Германия, - страна инженеров, обожающих возиться в кишках любого изделия, пусть даже - программного. Да и с социалистами у нас все хорошо. В общем, на этом фронте воюют пока радостно и легко - с раскрасневшимися лицами, молодецкими выходками и с ожиданием скорой славы.

Что-то похожее происходит и на рынке компьютерной розницы. Мощно бабахнув рекламой по всем имеющимся площадям, 1 декабря открылся торговый центр «Буденовский». Что касается стиля, то все, кажется, продумано и сделано грамотно. Героика гражданской войны и первых пятилеток обыгрывается сносно. Наконец, это действительно крупный конгломерат торговых точек, которых на восьми тысячах квадратных метров разместилось больше двухсот. По устройству «Буденовский» ближе к «цивилизованным» радиорынкам, чем к гипермаркетам. Что означает: не слишком удачный опыт гипермаркета, да и всей розничной сети «Компьюлинк», переданной в управление «Белому Ветру», а точнее - патриарху российского компьютерного ритейла Юрию Дубовицкому, был принят во внимание.

Розница готова чуть ли не на голове стоять, лишь бы клиент пришел, остался и - купил. Примеров масса. В декабре салон «Техмаркет Братиславская» предлагает всем несостоявшимся московским спилбергам и даже фассбиндерам приносить с собой «свое любимое видео» и бесплатно монтировать его на компьютерах ТСМ Extreme GL под управлением, естественно, Windows XP; ABBYY каждому покупателю FineReader 5.0 Office дарит Lingvo 7.0; «НТ-Компьютер» запустила в массовое производство новую модель ПК AgeNT 2000/80 на базе двухгигагерцового Pentium 4, и говорят, неплохо ими торгует.

Но ясно, что все подарки, распродажи и бонусы - не более чем военная хитрость поставщиков. Потребитель это прекрасно понимает. Его задача, как участника театра военных действий, - купить как можно дешевле по возможности лучший товар.

И вот с этой добычей действительно - затаиться. Или уж, на худой конец, посетить новый сайт поп-звезды украинской политики Юлии Тимошенко - tymoshenko.com.ua.

[i42520]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.