Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Продавцы свободы

Архив
автор : Михаил Попов   07.12.2001

Говорят, что свободное ПО позволяет значительно уменьшить расходы компании на информационные технологии. Говорят, что на самом деле это не так, потому что возрастают потери рабочего времени. Говорят, что открытые исходные тексты и труд сообщества вольных программистов дают на порядок лучшие продукты, чем проприетарная модель разработки.

Говорят, что свободное ПО позволяет значительно уменьшить расходы компании на информационные технологии. Говорят, что на самом деле это не так, потому что возрастают потери рабочего времени. Говорят, что открытые исходные тексты и труд сообщества вольных программистов дают на порядок лучшие продукты, чем проприетарная модель разработки. Говорят, что open source-приложения и системы нельзя применять на критически важных задачах. Говорят, что свободный софт создает новые возможности заработка для программистов, а еще - что он губителен для программной индустрии. И еще много чего говорят. И пишут.

Все эти вопросы и противоречия отнюдь не риторические, и от правильного ответа на них в конкретной ситуации зависят ИТ-бюджет предприятия, устойчивость его компьютерной платформы и, в конце концов, - конкурентоспособность. В то же время активная маркетинговая поддержка создателей проприетарного программного обеспечения часто искажает картину, которая складывается не только перед «усредненным пользователем», но и перед принимающим решения специалистом. Отделение рациональных зерен от плевел в глазах заказчиков и было одной из задач рабочей встречи «Свободное программное обеспечение: бизнес-модели и корпоративные инициативы», организованной издательским домом «Компьютерра» и Высшей школой экономики (ВШЭ). Кроме того, в задачи конференции входило обсуждение возможностей бизнеса на свободном софте. Следует отметить, что это было первое российское мероприятие по свободному ПО, официально поддержанное двумя крупнейшими компаниями, притом жестко конкурирующими между собой на компьютерном рынке - IBM и Sun Microsystems.

О поддержке Linux со стороны IBM рассказывала Наталья Железных (на фото). По ее словам, IBM включила Linux в число поддерживаемых операционных систем по очень простой причине - этого хотят клиенты. Именно поэтому из 36 миллиардов долларов, инвестированных корпорацией в исследования и разработки за последние шесть лет, миллиард приходится на поддержку Linux.

Инсталляция и поддержка Linux предусматриваются практически на всей выпускаемой IBM компьютерной технике - от легких сетевых клиентов через ноутбуки, десктопы и серверы на процессорах Intel (xSeries) до солидных проприетарных систем pSeries (RS/6000), iSeries (AS/400) и zSeries (S/390). На трех последних используется программная архитектура, предусматривающая запуск многих копий Linux в логических разделах (LPAR), что позволяет добиться весьма высокой производительности.

Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже множество обособленных почтовых серверов (физически располагавшихся на разных компьютерах) теперь заменил один мощный zSeries, на котором работают многочисленные виртуальные серверы Linux. А iSeries был признан лучшим Linux-сервером на выставке LinuxWorld 2001. Что же касается Intel-серверов IBM, то на платформе xSeries под управлением Linux будет работать самый большой в мире кластер TeraGrid - 3300 процессоров Intel Itanium будут выполнять 13,6 трлн. операций в секунду (см. «КТ» #408).

Корпорация, однако, подчеркивает, что Linux не заменяет, а дополняет собственные операционные системы IBM. По словам Наталии Железных, «несмотря на то, что Linux все время развивается, по некоторым параметрам (надежность, стабильность работы и масштабируемость) она не может конкурировать с AIX на «серьезных» приложениях. Например, на сегодняшний день Linux хорошо масштабируется до четырех процессоров, в то время как AIX в ее нынешнем состоянии - до 32».

Наряду с собственными Unix-системами поддерживает Linux и фирма Sun Microsystems. Более того, устами докладчика Павла Анни (фото справа) она называет себя «единственной компанией на рынке, не изменившей идее Unix». Павел напомнил о корнях Sun в мире Unix и о личном вкладе одного из четверых основателей компании, Билла Джоя, в разработку дистрибутива BSD, создание которого, собственно, и превратило идеи Unix из архитектуры одной разработки в архитектуру целой отрасли.

Штатная операционная система Sun - Solaris тоже в значительной степени открытая (но отнюдь не свободная). К собственным свободным проектам Sun относится OpenOffice.org (пакет офисных приложений, потомок StarOffice; .org пришлось добавить, потому что название Open Office оказалось занято). От успеха этого проекта во многом зависит нелегкий путь Linux на десктопы конечных пользователей. Сейчас идет интенсивная работа над шестой версией «открытого офиса», которая, как и предыдущая пятая, будет работать под Solaris, Linux и Windows. Кстати, сборку каждой промежуточной версии OpenOffice.org производят только две группы разработчиков Linux - международный проект Debian и российская ALT Linux Team.

От ALT Linux Team выступил Алексей Смирнов с докладом, расставляющим некоторые точки на «i» в слове «free» и повествующим о бизнес-моделях в мире ПО с открытыми исходными текстами: «Мне понравилась идея замены по отношению к ПО слова «пиратское» на слово «трофейное», но замена понятия «свободный софт» на «свободно распространяемый софт» неадекватна: часто под последним имеется в виду «бесплатный». Вокруг свободного софта сложилось много легенд и заблуждений, например, что в отличие от закрытого проприетарного свободный софт распространяется без лицензий. Это представление неверно, достаточно в качестве примера привести лицензию GNU GPL, которая накладывает весьма сильные ограничения и по сути является „юридическим вирусом“».

Говоря о преимуществах открытой модели разработки как для заказчика, так и для разработчика (первому заказ обходится дешевле, второму - проще), Алексей Смирнов имел в виду сервисную бизнес-модель программирования. Между тем эта бизнес-модель не единственный способ делать деньги на разработке открытого ПО, что отмечал Ханс Райзер (живой пример утечки программистских мозгов из США в Россию - с 1993 года Ханс живет и работает в Москве, здесь же базируется его компания Namesys. А более всего Ханс известен созданием журналирующей файловой системы для Linux под скромным названием ReiserFS). «В сообществе разработчиков распространено мнение, что доход приносят прежде всего контракты на обслуживание. Но с этим связана одна проблема - компании охотнее тратят деньги на договоры по поддержке закрытого программного обеспечения, нежели платят разработчикам ПО с открытыми исходными текстами. Эта проблема настолько серьезна, что ставит под сомнение жизнеспособность бизнеса на открытом софте. Возможно, так получается потому, что контракт на обслуживание проприетарного ПО обычно не более чем дополнительная строка в договоре и легче проходит через отдел закупок», - высказал свои опасения Райзер. Он обозначил и альтернативные статьи доходов: «можно продавать лицензии на ПО в добавление к лицензии GPL. Компании часто хотят добавить к нашим продуктам свои проприетарные компоненты, и они получают возможность сделать это, покупая у нас лицензию. Помимо непосредственной прибыли, это дает разработчикам и психологические преимущества, поскольку в глазах венчурного финансиста они классическим путем создают добавленную стоимость. И наконец, еще одна модель извлечения доходов - приспособление ПО к конкретному аппаратному обеспечению».

Другая экономическая категория - «общественное благо» - также часто звучала на конференции. Константин Сонин (профессор из Российской экономической школы, РЭШ) и Мария Юдкевич (Высшая школа экономики, ВШЭ) попытались хотя бы качественно оценить, в каких случаях наиболее выгодной, с точки зрения «общественного блага», будет открытая модель разработки, а в каких - закрытая копирайтом. По их мнению, решающие критерии здесь - «прозрачность» разработки, то есть насколько государство или заказчик может оценить издержки разработчиков, и «сетевой эффект» - зависимость пользователей от популярных приложений (например, чем больше людей пользуется электронной почтой, тем выше стимул к ее использованию у индивида). Чем более точно можно оценить издержки и чем больше сетевой эффект, тем выгоднее прямое субсидирование открытых разработок в противовес системе копирайта. Ибо единственное неочевидное преимущество копирайта - стимулирование инноваций, а очевидное отрицательное - создание монополии, то есть экономической власти над субъектами рынка.

Взвесив все достоинства и недостатки свободного ПО, на него решили перейти в российской авиационной военно-промышленной группе МиГ. В качестве побудительных мотивов руководитель отдела информационных технологий МиГа Илья Сафонов назвал соображения безопасности (в открытом ПО не может быть «закладок»), технологичность платформы, экономию средств, а также возможность интеграции различных компонентов (систем автоматизированного проектирования, финансовых, бухгалтерских и логистических систем). Конечно, про интеграцию МиГу хорошо говорить - там работает около сотни собственных программистов, далеко не все компании могут себе такое позволить.

По словам члена оргкомитета Андрея Яковлева (ВШЭ), именно со стороны государства могут в той или иной форме исходить заказы на разработку свободного программного обеспечения. И здесь важно, чтобы у людей, которые в госведомствах будут принимать решения о заказах в рамках тех или иных конкурсов, была максимально полная информация обо всех возможных технических решениях. Однако здесь, как и в других областях, существует опасность задушить государственным финансированием хорошее дело: «Я бы не говорил о том, что государство должно прямо поддерживать ту или другую модель. Важно преодолеть некое предубеждение или миф об отсутствии альтернативы в области программного обеспечения».

У расходившихся поздно вечером участников и наблюдателей встречи не возникало сомнения, что в этот день было много сделано для того, чтобы преодолеть это предубеждение - на российском софтверном рынке.

[i42420]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.