Архивы: по дате | по разделам | по авторам

IP без тормозов

Архив
автор : Георгий Башилов   23.11.2001

С 14-го по 16 ноября в подмосковном Виноградово проходила Шестая ежегодная конференция по IP-телефонии. От предыдущих ее отличал формат: компьютерная телефония, на время или навсегда, была отставлена в сторону, и конференция сконцентрировалась целиком на IP-телефонии, а на пленарном заседании наблюдалась уже полузабытая картина - толпящиеся в дверях слушатели.

VI конференция по IP-телефонии

С 14-го по 16 ноября в подмосковном Виноградово проходила Шестая ежегодная конференция по IP-телефонии. От предыдущих ее отличал формат: компьютерная телефония, на время или навсегда, была отставлена в сторону, и конференция сконцентрировалась целиком на IP-телефонии, а на пленарном заседании наблюдалась уже полузабытая картина - толпящиеся в дверях слушатели.

Впрочем, о накале страстей и ставках можно было судить по нечаянным экспромтам. Так, сравнение IP-телефонии с современным автомобилем, мчащимся по скоростной магистрали, прозвучавшее в докладе Владимира Смирнова (Cisco), получило неожиданное продолжение во вступительном слове Дмитрия Иванникова (Avaya): докладчики чуть было не бросились делить колеса и коробки передач; впрочем, до открытой пикировки дело не дошло. А вот приветственное слово Александра Микова, зам. руководителя Департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатике больше походило на заключительное, и по тону, и по смыслу: речь шла о проекте Закона о Связи и некоторых его положениях - в соответствии с проектом услуга IP-телефонии станет базовой. Процедура лицензирования услуг Интернет-провайдинга в проекте несколько упрощается, а лицензирование услуг IP-телефонии (и любых других, связанных с передачей голосовой информации по сетям передачи данных), наоборот, ужесточится.

Правда, при всем уважении к докладчику, тогда будет уместнее говорить не об интеграции IP и телефонии (и некоторых других наложенных сервисов), а о дезинтеграции и, по устоявшейся традиции, о собственном, уникальном пути развития России.

IP-телефония, между тем, стремительно вырастает из детских штанишек: в сознании пользователей она прочно закрепляется среди других услуг связи, рост трафика измеряется сотнями и тысячами процентов в год - в одной лишь Москве сейчас продается более ста различных IP-телефонных карточек, а многие компании, которые стартовали на этом рынке, уже выдавлены конкурентами. Впрочем, есть и другие точки зрения: по словам Игоря Масленникова («Комптек»), главным итогом текущего этапа развития IP-телефонии стали миллионы долларов, заработанные отдельными компаниями, ценой потери миллиардов - другими.

Для справки: один из операторов IP-телефонии, iBasis, оказался на восемнадцатом месте среди операторов телефонной международной связи - впереди Ростелекома!

Перестроение завершается, силы группируются для броска, фирмы стремятся хотя бы частично наверстать упущенное: по некоторым оценкам, более 80% участников конференции - операторы связи, и в уходящем году интерес к IP-телефонии проявили и традиционно «телефонные» компании - «МТУ-Информ», «Комбеллга», «Совинтел» и многие другие.

Свой интерес обозначил на конференции и Ростелеком. Эта наиболее пострадавшая от внедрения IP-телефонии компания решила сама заняться перспективным бизнесом, причем в традиционной для себя ипостаси - «оператора для операторов». Уже в начале следующего года будет развернут опытный центр, Московский узел IP-телефонии, состоящий из нескольких IP-телефонных шлюзов Cisco, программного коммутатора (softswitch) компании NetCentrex и системы биллинга Mind CTI. На этом этапе планируется исследовать коммерческую привлекательность услуги и отладить взаимодействие составляющих узел элементов, с тем чтобы потом, на втором этапе, который продлится до конца года, растиражировать это решение и создать уже общенациональную ростелекомовскую сеть IP-телефонии. Благодаря наличию программных коммутаторов, она сможет сопрягать и объединять сети провайдеров, работающих на разном оборудовании.

Вообще, тема программных коммутаторов и организации взаимодействия сетей IP-телефонии была одной из доминирующих на конференции. Несмотря на заявления о совместимости оборудования разных производителей, проблемы все же остаются: уж слишком «велик» протокол H.323, и слишком много толкований допускают отдельные его формулировки. Кроме того, появляется оборудование, поддерживающее новый протокол - SIP (Session Initiation Protocol). Доходит до того, что для сопряжения различных сетей IP-телефонии используют тандемные решения: вокруг современной цифровой АТС стоимостью несколько миллионов долларов, выстраивают коммуникационную структуру из IP-телефонных шлюзов разных производителей, и обменивают IP-телефонный трафик по старинке, через АТС, со всеми результирующими задержками и потерями качества связи.

Между тем необходимость в таком обмене обусловлена тем, что привлекательность IP-телефонии, как услуги связи, в значительной мере зависит от того, насколько она завязана на традиционную телефонную сеть, и наличия «точек присутствия» в городе, где размещается вызываемый абонент. Как только появляется традиционный междугородний участок - тут же резко растет стоимость соединения, и зачастую, как ни удивительно, из-за дополнительных преобразований падает качество связи.

Соответственно, чем разветвленнее сеть IP-телефонной связи, чем больше она объединяет участников - тем ниже цены, и, соответственно, выше привлекательность услуги. Что и обуславливает «объединительные тенденции», и появление клиринговых центров для осуществления взаиморасчетов между операторами.

О недостатках тандемных преобразований можно было узнать из доклада Германа Мызовского, ведущего разработчика «Тарио». По его словам, проблема совместимости сетей IP-телефонии на уровне кодеков давно решена. Нерешенной до сих пор оставалась проблема сигнализации: ее и решают программные коммутаторы. При этом на сам коммутатор ложится лишь задача установления соединений и выбора кодеков.

Низкая нагрузка на сервер - всего несколько килобайт информации, необходимых для установления соединения, - позволяет обрабатывать на одном сервере миллионы соединений и, как следствие, предлагать услугу участникам IP-сети бесплатно или почти бесплатно: плата взимается лишь за «приземление» звонков в традиционные, телефонные сети.

В ближайших планах «Тарио» - организация российской биржи для обмена IP-телефонным трафиком (некий прообраз уже работает на www.tario.net), где каждый участник сможет выбрать интересующее его направление, стоимость, и, главное, качество связи: предполагается, что биржа будет осуществлять постоянный мониторинг заявленных участниками торгов параметров.

Еще один симптом становления IP-телефонии - интерес, проявляемый участниками конференции к параметрам качества. Доклад ЦНИИС, посвященный выбору критериев оценки качества связи и классификации услуг IP-телефонии, вызвал неподдельный интерес участников конференции.

Другой приметой прошедшего года стало появление коробочных решений: IP-телефония все еще остается довольно сложной и притом «закрытой» технологией. Без специальных знаний, оборудования и дорогостоящих наборов специализированного софта - call manager’ов, «привратников», прокси-серверов и систем биллинга начинающему провайдеру не обойтись. Все это резко повышало стоимость услуг по внедрению IP-телефонии как для организаций, так и для частных лиц.

Сейчас же на рынке появляются решения, позволяющие купить аппаратный IP-телефон, уже подключенный к сети оператора. Последний в этом случае берет на себя аутсорсинг биллинга и установления соединений. Стоимость таких решений может варьироваться от ста долларов за аналоговый IP-телефонный порт, до восьмисот долларов за IP-телефон Cisco 7960 (на фото) с большим LCD-экраном, системой контекстных меню и встроенным XML-парсером (буквально накануне конференции в одной из российских новостных программ был репортаж из кабинета Джорджа Буша - так вот, на девственно чистом столе у него стоял аппарат, как две капли воды похожий на Cisco 7960).

С учетом того, что в некоторых российских городах, домах и квартирах постоянное подключение к Сети появляется сейчас даже раньше, чем телефон, аналоговый IP телефон за сотню другую долларов может оказаться хитом сезона

Еще интересней набор юного бизнесмена, подготовленный к конференции все той же «Тарио»: на одну дискетку поместился элементарный softswitch, позволяющий подключить к сети «Тарио» два шлюза Cisco ATA-186 (и соответственно - четыре аналоговых телефона с тональным набором), система биллинга, и встроенный NAT-сервер, позволяющий не расходовать попусту IP-адреса. Осталось подключить все это к Сети по каналу не хуже 64 кбит/с (не забудьте добавить компьютер) - и готов переговорный пункт на четыре телефонных линии, владелец которого получает (по информации «Тарио») выход на биржу обмена трафиком и может сам оперативно выбирать оптимальные для него тарифы и классы обслуживания. На бойком месте, по расчетам «Тарио», такой пункт окупается за несколько месяцев.

Еще одна интересная тенденция - рост интереса к программным IP-телефонам. По словам Дмитрия Красильникова (корпорация ОСС), около 9% звонков в их сети совершаются с компьютера на телефон. Программный агент, позволяющий делать такие звонки, встроен и в новейшую Windows XP (представители российского отделения Microsoft хоть и приглашались на конференцию все же не сочли себя достаточно компетентными в столь новой для них области). Зато с докладом о перспективах универсальных программных агентов выступил Александр Андреев, президент российской компании SoftJoys. Основное направление разработок фирмы сейчас - программные агенты для наладонных компьютеров под управлением Windows CE и Linux. Специфичность задачи накладывает специальные требования, соответственно, разработан кодек, обеспечивающий не очень большую степень компрессии (RadioEthernet, выбранный в качестве беспроводного интерфейса, позволяет не сильно заботиться о компрессии), но требующий минимальных вычислительных затрат и обладающий способностью восстанавливать голосовую информацию в потерянных пакетах (ноу-хау компании). Трудно сказать, насколько будет востребована эта технология на массовом рынке - просто в силу недостаточной распространенности коммерческих RadioEthernet-сетей, но на корпоративном рынке, особенно учитывая популярность наладонных компьютеров, она обещает стать весьма популярной.

К слову, с такими вот персональными агентами и IP-телефонией может оказаться тесно связано и будущее интеллектуальных услуг, так и не состоявшихся пока в традиционных телефонных сетях. Более того, по данным Meta Group, от 80% до 90% пользователей, купивших телефоны с WAP, не пользуются WAP-функциональностью, а используют телефоны только для голосовой связи. До 75% абонентов в Европе и Азии перестали пользоваться доступом в Интернет со своих мобильных телефонов. Среди очевидных причин - неудобство интерфейса и малая пропускная способность сети. Ну как тут обойтись без PDA и RadioEthernet?

[i42218]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.