Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Война третьего тысячелетия

Архив
автор : Михаил Ваннах   15.10.2001

Начало операции Соединенных Штатов против баз террористов в Афганистане было воспринято в России по-разному. Часть общества получила еще один повод для пестования и лелеяния антиамериканских настроений. Те же, кто считает, что режимы, систематически нарушающие фундаментальные права и свободы человека, должны быть уничтожены, сильно разочарованы низкой эффективность первых американских атак.

Начало операции Соединенных Штатов против баз террористов в Афганистане было воспринято в России по-разному. Часть общества (и довольно значительная!) получила еще один повод для пестования и лелеяния антиамериканских настроений. Те же, кто считает, что режимы, систематически нарушающие фундаментальные права и свободы человека, должны быть уничтожены, сильно разочарованы низкой эффективность первых американских атак. И верно - десятки крылатых ракет и стратегических бомбардировщиков с «умными» бомбами - а в результате дюжина или полторы убитых, несколько разрушенных мазанок. В чем тут дело, не ожидает ли Соединенные Штаты новое фиаско, подобное вьетнамскому?

Прежде всего стоит оценить начало военной операции. Для наглядности воспользуемся аналогиями из истории Второй мировой войны. Так вот, если атаку на Всемирный торговый центр и Пентагон соотнести с Пирл-Харбором, то первые удары по Афганистану - не более чем современная версия рейда Дулиттла.

А рейд Джеймса Гарольда Дулиттла, поднявшего 18 апреля 1942 года армейские бомбардировщики B-25 «митчелл» с авианосца, отбомбившегося по Токио и ушедшего в сторону континентального Китая, где все самолеты разбились (некоторые, к счастью для их экипажей, в том числе и для самого Дулиттла, - на территории занятой гоминдановцами), был типичнейшей «сайоп», психологической операцией, хоть и проводившейся флотом и армейской авиацией, но преследующей идеологические и политические цели. Действительно, стоимость потерянных Дулиттлом аэропланов была куда выше ущерба, нанесенного Токио. Но зато японцы, чей флот в это время триумфально двигался от одного тропического острова к другому, ощутили себя уязвимыми. А американцы, начав оправляться от шока Пирл-Харбора, получили дополнительные моральные стимулы не только к войне, но и (что гораздо важнее) к переводу гражданской экономики на военные рельсы. Именно тогда были заложены основы современной научно-технической революции, и атомные факелы возвестили об этом человечеству.

Так и сейчас, афганские мазанки и несколько моджахедов не стоят той сотни миллионов долларов, в которую, по самым заниженным подсчетам, обошелся первый удар по Афганистану. Но моральный (если здесь уместен этот термин) эффект, конечно же, стоит истраченных денег. Это плата за уверенность десятков миллионов людей в действенности военной машины США и даже в прочности американской экономики, нагляднее всего выразившейся в стабильности «зеленой» валюты. Так что, надо сказать, Буш-мл. и его стратеги делают все как надо.

А вот когда же будет достигнута победа над мировым терроризмом или хотя бы над известными в данный момент террористическими оргнизациями?

Думаю, это произойдет не скоро. Не зря тот же Буш-мл. постоянно говорит о ДОЛГОЙ войне, в отличие от блиц-триумфатора Буша-ст.

И причина тому - отсутствие адекватного вооружения. К такой войне, какая началась, единственная сверхдержава попросту не готова.

Почему?

Да потому, что подавляющее большинство систем оружия унаследовано от эпохи холодной войны. Это оружие предназначалось для использования в глобальном конфликте высокой интенсивности, оружие, основной задачей которого является уничтожение вражеских систем оружия. Танком - танка, самолетом - самолета… И так далее, с небольшими вариациями.

А здесь у противника нет техники - не принимать же всерьез несколько талибских Миг-21 и Т-55, каковые на сегодняшний день уже скорее всего уничтожены.

Нет у противника и промышленной инфраструктуры. А ведь во Второй мировой войне огромную роль в Большой стратегии союзников играло уничтожение германских заводов и городов, осуществлявшееся стратегической авиацией, и подрыв японского торгового судоходства, выполненный субмаринами адмирала Локвуда.

Но у противника есть пехота, рассеянная по труднодоступной местности, способная к самостоятельным действиям, прячущаяся за спины мирного населения.

И вот оружия, способного эффективно уничтожать эту пехоту, у современной армии нет. Разменивать своих солдат на талибов в неупорядоченных схватках демократические страны по понятным причинам не могут. Использовать химическое и бактериологическое оружие - тоже.

Следовательно, война будет продолжаться до создания нового поколения оружия. Что это будет?

Скорее всего, управляемое оружие, могущее быть использованным даже для поражения отдельного солдата.

Следовательно - очень дешевое, очень маленькое, выпускаемое массовыми партиями.

Роль компьютерных систем в его стоимости будет, похоже, приближаться к 100%.

Прототипы такого оружия уже испытываются - это миниатюрные беспилотные летательные аппараты; так называемая smart dust - система из отдельных устройств, объединяющих датчики, микро-ЭВМ и устройства связи, способные решать задачи разведки и контроля территории.

Для войн XXI века они станут тем, чем для века прошлого стало атомное оружие. И очень символично, что защита и само сохранение европейской цивилизации в новом тысячелетии будет зависеть от того, насколько инженеры по военной компьютерной технике и микромеханике успешно справятся со своими задачами.

[i41642]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.