Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Большой Брат-2001

Архив
автор : Борис Кагарлицкий   12.10.2001

"В ответ на нападение неизвестно откуда Америка нанесла удар куда попало". Это из Интернета. Вообще, сегодня Интернет становится аналогом то ли очереди в советском продмаге, то ли древнегреческой агоры. Здесь обсуждаются все слухи, высказываются все мнения, а в итоге народная мудрость выкристаллизовывается в политический анекдот. А может быть, это новый самиздат.

«В ответ на нападение неизвестно откуда Америка нанесла удар куда попало». Это из Интернета. Вообще, сегодня Интернет становится аналогом то ли очереди в советском продмаге, то ли древнегреческой агоры. Здесь обсуждаются все слухи, высказываются все мнения, а в итоге народная мудрость выкристаллизовывается в политический анекдот. А может быть, это новый самиздат.

На фоне единодушия «большой прессы», mainstream’а, официальных деятелей, произносящих красивые лозунги о необходимости уничтожать невинных людей во имя «борьбы с терроризмом», Сеть выдает нам все многообразие, а порой и какофонию общественного мнения, позволяя звучать и голосам несогласных. Впервые за долгие годы, может быть, вообще впервые в истории США, mainstream добровольно соглашается на цензуру. Крупнейшие газеты уже отказались от публикации данных своего независимого расследования, посвященного действительным итогам выборов во Флориде. «New York Times» жертвует сенсацией во имя национальной солидарности: нельзя ставить под сомнение легитимность президента в стране, ведущей войну.

Интернет не знает подобных ограничений. Впрочем, тут тоже не все так просто.

После взрывов 11 сентября я опубликовал в «Новой газете» статью, где критиковал официальную версию атаки. Анализ произошедшего в России и в США отличается поразительно. У нас практически все серьезные аналитики и специалисты по терроризму сходятся на том, что атаку 11 сентября силами бен Ладена и его организации совершить невозможно, что нужна серьезная подготовка на государственном или квазигосударственном уровне, и, разумеется, не в нищем Афганистане. И, добавлю от себя, слишком многое говорит о том, что подготовка эта велась внутри, а не за пределами США.

К этому, впрочем, еще вернемся. А сейчас у нас речь об Интернете. Итак, моя статья была переведена на английский и предложена сайту Z-net, который считается ведущим голосом радикального нонконформизма в американской части Сети. Вообще-то Z-net сам просил о комментарии. Но через несколько часов я получаю от редакции письмо примерно следующего содержания: этого нельзя печатать, а если все это правда, то такое тем более нельзя печатать. О’кей, отвечаю, размещу в другом месте. Через некоторое время еще одно послание: вы не поняли - этого вообще нельзя печатать! Нигде! Почему? А потому, что это противоречит общему мнению, и если вы такое опубликуете, то противопоставите себя обществу. И дальше что-то очень знакомое по советским временам: мы не о себе, о вас беспокоимся. У вас же дела в Америке, вы в университетах лекции читаете. Лучше помолчите, если не хотите неприятностей.

Когда в 1982 году я сидел в Лефортовской тюрьме за антисоветскую деятельность, мне даже в кошмарном сне не могло привидеться, что спустя двадцать лет американские коллеги заговорят голосами советских бюрократов. Но в этом есть какая-то справедливость. Я вдруг чувствую, что теперь именно я свободен. Выходя на улицу, наталкиваюсь на Марка Эймса, одного из двух редакторов московского «Exile». Издание, конечно, хулиганское, после несчастья 11 сентября весь номер был полон циничных шуток. Но показательно, что попытка закрыть или переориентировать «Exile» провалилась. Редакторы что хотят, то и делают. «Здесь вам не Америка! - ликует Эймс. - Мы здесь в свободной стране!»

Количество заходов американцев на «иностранные» информационные сайты выросло лавинообразно. В «The Moscow Times» говорят, что такого никогда не было. В американцах проснулся интерес к внешнему миру? Возможно. Но главное, люди чувствуют, что информация дозируется, что где-то что-то недоговаривают. Они пытаются разобраться. Слава богу, все же не Советский Союз и не 1970-е годы. Доступ к самиздату и тамиздату обеспечивается несколькими ударами по клавишам и кликом мышки. Если, разумеется, есть желание искать. Может быть, это, наоборот, слишком просто. Все же американцы избалованы. Мы самиздат из-под полы передавали, на пишущих машинках копировали и ночами не спали, чтобы увесистую рукопись прочитать и передать дальше. А они сидят себе у компьютера, еще, небось, кофе пьют. Но не надо завидовать: пока инакомыслящие извлекают из Сети информацию, государство и частные корпорации внедряют новые программы слежения, чтобы, если надо, узнать, кто какие сайты посещает. Куда там старому советскому КГБ с его примитивной техникой! В нашем деле в 1982 году органы даже три из пяти пишущих машинок правильно не смогли идентифицировать!

Статью свою я, разумеется, разместил в американском Интернете, в рассылке the Konformist (именно так, через «К»). После чего люди стали вешать ее на свои личные странички и посылать линки знакомым - «прочти и передай дальше».

Но это - моя маленькая личная война против Большого Брата. Ее я, скорее всего, выиграю. Потому что в одиночку, как ни странно, и бороться, и выигрывать легче. Только и ставки в такой маленькой войне несравненно ниже. А между тем мир вступает в новую большую войну, по сравнению с которой все наши маленькие победы и поражения - лишь незаметные эпизоды в общем потоке истории.

Война, которую ведут США, если отрешиться от риторики, выглядит совершенным безумием. Бороться против индивидуального террора массированными бомбардировками невозможно по определению. Чем более мощные средства задействованы, тем больше побочных негативных эффектов и тем меньше реальные результаты. Афганистан, видимо, предназначен судьбой выступать в роли геополитических грабель, на которые раз в сто лет наступает «цивилизованный мир». Британскую империю никто не мог победить, даже знаменитые буры, которые, вопреки мифу, имели не только пастушеское ополчение, но и самую передовую для тех времен артиллерию, поставленную немецкой военной промышленностью. Но буров сломало упорство шотландских стрелков и маневры генерала Робертса. А в афганских горах Британская империя проиграла. Доктор Ватсон вернулся домой с простреленной ногой и сменил военную карьеру на роль ассистента Шерлока Холмса. Спустя сто лет в советском сериале из сценария вымарали упоминание о том, где подстрелили отважного доктора: наша военная машина забуксовала на том же месте, что и британская. Сегодня американцам предстоит проверить, чего стоит самодовольство новейшей технологической цивилизации.

Всё высокотехнологичное оружие предназначено именно для дезорганизации жизни и управления в индустриальном обществе. Ирак был одним из самых развитых и богатых обществ на Ближнем Востоке. Людям, привыкшим жить по-европейски, оказалось невыносимо плохо без электричества. Сербы в Белграде не выдержали двух недель без горячей воды. Удар по телевидению поверг в ужас правительство Слободана Милошевича. В Афганистане телевидение запрещено самим правительством. Население неграмотное, газет не читает. А как же талибы управляют страной? А никак. В этом их главный стратегический секрет. Они просто велели всем жить по обычаю. Дальше все идет само собой. Потому можно сколько угодно бомбить командные центры, но они все равно почти ничем не командуют, там нет ничего, кроме нескольких раздолбанных пишущих машинок, оставшихся со времен советской оккупации. Можно отключить в Кабуле электричество, все равно его нет на 90% территории страны. По поводу горячей воды пусть волнуются оккупанты, когда высадятся. Можно, наконец, дезорганизовать крупные военные соединения, которые просто разделятся на «мелкие бандформирования» и станут во много раз эффективнее и опаснее. Каждый полевой командир с десятком бойцов спланирует и, скорее всего, выиграет собственную войну.

Непонимание психологии мусульманского мира - поразительное. Вот на экране появляется Усама бен Ладен и говорит, что взрывы 11 сентября были для Америки карой Аллаха. Вот видите, ликуют комментаторы: он фактически признал свою ответственность! Неужели бы правоверный мусульманин Усама дерзнул сравнить самого себя со Всевышним? Он лишь видит волю Аллаха во всем происходящем, а взрывы 11 сентября воспринимаются им как библейская «кара египетская», обезличенное и неодолимое бедствие, насылаемое богом на погрязшее в пороке общество. Американцы, при всех их постоянных ссылках на бога, Библию давно забыли. В лучшем случае, это набор метафор. Для людей, живущих в средневековом мире, библейская реальность столь же объективна, как и то, что мы видим вокруг себя. Тем, кто пытается понять происходящее сегодня в Афганистане, нелишне было бы прочитать именно Библию (общую священную книгу евреев, христиан и мусульман, между прочим).

Победить в подобной войне невозможно. Тем более что очень трудно определить, что вообще надо считать победой. Ибо любая «победа» в виде оккупации территории или уничтоженного противника лишь обостряет противостояние. Но быть может, люди, затеявшие бомбежки, не так уж наивны? Может быть, они, хотя бы отчасти просчитали эти обстоятельства. Может быть, именно это им нужно?

Вспомним «1984 год» Джорджа Орвелла. Для того, чтобы режим Большого Брата пользовался поддержкой в обществе, ему нужна была постоянная война на каком-то далеком фронте. Иногда и в столице взрывались бомбы - как напоминание о том, что враг не дремлет, что надо крепить дисциплину, соблюдать бдительность и сплачивать ряды. Сегодня американское общество переживает трансформацию. Кто-то даже шепчет о «ползучем перевороте». Президент, пришедший к власти голосами менее 25% избирателей, получил теперь поддержку 90% населения (всенародное одобрение!). Консерваторы в Вашингтоне уверены, что Америка распустилась, стала чересчур либеральной. Пора наводить порядок. В Конгресс вносится «патриотический билль» («Patriot Bill»), прямо направленный против «билля о правах», знаменитых поправок к американской конституции; иными словами, обществу предлагают во имя победы в борьбе за свободу временно урезать гражданские свободы. Первые выстрелы еще не были сделаны, еще противник не был определен, а уже сказали: война надолго, лет на десять.

Удар по Афганистану - это удар и по демократической судебной системе. Никаких внятных доказательств виновности Усамы бен Ладена так и не представили. Принцип доказательности, лежащий в основе любого законного наказания, - повержен во прах. Вместо этого - ссылки на «агентурные данные». Причем «агентура» глубоко засекречена явно в рядах самих террористов. Она так законспирирована, что нельзя назвать ни одного имени, привести ни одного документа. Но она великолепно информированна и абсолютно точно знает про все решения врага. Видимо, в его ближайшем окружении сидят эти штирлицы. Но если они такие крутые, почему не предупредили катастрофу 11 сентября? Или сами же ее организовали?

Вера в непогрешимость бойцов невидимого фронта, культ спецслужб как самой передовой части общества - еще одна типичная черта тоталитарной идеологии.

Трудно отделаться от ощущения заговора. Причем заговора не фанатиков со средневековым менталитетом, а представителей технокультуры. Просчитано все, вплоть до возможности заработать на курсах акций. И кто сказал, что самолеты 11 сентября вели на Нью-Йорк и Вашингтон при отключенном автопилоте летчики-камикадзе, а не электронная программа с земли? Может быть, террористам отводилась лишь роль статистов в большом спектакле, режиссеры которого пока не выходят раскланиваться?

Рано или поздно в Америке кто-то сможет задать вопрос, не были ли события 11 сентября следствием заговора, провокацией. Сегодня Большой Брат наступает оттуда, откуда меньше всего ждали. Свободная Америка примеряет тоталитарную дисциплину. Надолго ли? В Советском Союзе это продолжалось не один десяток лет. Но сейчас и времена другие, и страна другая. Возвращение Большого Брата может обернуться большим фиаско.

В любом случае, у нового самиздата есть Интернет. Если чего-то можно было добиться с пишущей машинкой, дававшей четыре копии, то шансы современных сетевых диссидентов по крайней мере на несколько порядков больше.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.