Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Информационное общество и проблемы социального развития

Архив
автор : Сергей Пюкке   01.10.2001

Развитие человеческого общества, расширение знаний об окружающем мире и необходимость обмениваться ими послужили причиной появления и широкого распространения разнообразных средств передачи, обработки и накопления данных. Постепенно сформировалась особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации, - информационная сфера. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей.

Развитие человеческого общества, расширение знаний об окружающем мире и необходимость обмениваться ими послужили причиной появления и широкого распространения разнообразных средств передачи, обработки и накопления данных. Постепенно сформировалась особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации, - информационная сфера. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей.

Если исходить из семантики слов, составляющих термин «информационная сфера», то эту сферу можно определить как область, пределы распространения информации. Очевидно, что такое расширительное понимание исключает возможность практического использования этого определения, так как всякая общественная, производственная и прочая человеческая деятельность неразрывно связана с информацией и не может без нее существовать, что вытекает из самой природы информации 1.

Правильнее противопоставить информационную сферу другим (производственной, экономической, политической, военной и т. д.), выделив в качестве определяющего свойство коммуникативности. Главным назначением человеческой деятельности в этой сфере будет осуществление или недопущение передачи информации в пространстве, во времени (хранение), по кругу лиц (распространение), а также обработка информации для повышения эффективности указанных действий. Информацию, которая подвергается передаче, хранению и обработке, можно назвать коммуникативной.

Процесс включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя, их передачу по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и «статистическим» восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя и служит причиной возникновения языка (в значении знаковой системы).

Наличие отправителя, получателя, канала распространения информации и общепринятого языка характеризует становление информационной сферы, которую можно представить как некую виртуальную среду, где поведение человека меняется не в зависимости от информации об окружающих его предметах объективного мира, а от коммуникативной информации, содержащей мнение об этих объектах других людей.

Технические достижения ХХ века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам. Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения земного шара будет иметь постоянный доступ в компьютерные сети.

«К 1998 году Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Дебора Л. Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интригующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные аспекты бизнеса, общества и государства» 2.

Изменения в жизни общества, связанные с развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества, полагающей главным фактором развития производство и использование научно-технической и другой информации. Данная концепция является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер.

По мнению Тоффлера, то общество, которое придет на смену индустриальному , сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и тоже время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация… она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти» 3.

Характерные черты информационного общества выделяет американский социолог Дэниел Белл: это переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений 4. Подтверждение этим идеям мы можем найти у Т. Стоуньера, по мнению которого «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства» 5. Данные ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества 6.

Вместе с тем перечисленные черты носят внешний, описательный, неконкретный характер; кроме того, отдельные их проявления могут иметь место и на предыдущих стадиях общественного развития. В связи с этим встает вопрос о едином объективном критерии, отличающем информационное общество от индустриального. Представляется наиболее целесообразным в качестве такого критерия выбрать ту производственную сферу, в которой занято большинство трудоспособных членов общества. С этой точки зрения об информационном обществе мы можем говорить, если больше половины его членов занято в сфере производства коммуникативной информации и оказания информационных услуг.

Для этого, естественно, должны быть созданы определенные условия, в качестве примера которых можно привести сценарий развития информационного общества, предложенный У. Дайзардом: «налицо некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне» 7. Первым государством, осуществившим указанные изменения и сформировавшим информационное общество, стали в 1960-70-е годы США 8. В настоящее время к числу таких государств можно отнести большинство экономически развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Причем страны, производящие технологию и знания (прежде всего США), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств в другие страны мира (так называемый экологический колониализм). Целый ряд государств, имеющих современные информационные технологии, получают научную информацию и знания главным образом из США и других стран, так как сами они не могут создавать знания, способные наполнять национальную информационную среду. Такие общества нельзя назвать информационными.

Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению терроризма.

Кроме того, подобное положение дел можно наблюдать и внутри государства. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. В результате отдаления этих групп, потери связи между ними, возможно формирование некой субцивилизации под боком развивающегося информационного общества. Данное образование, имея другие, более низкоуровневые правила, принципы развития, нравственные и иные нормы, в какой-то момент может уничтожить старую, более гуманную цивилизацию и тем самым отбросить человечество далеко назад.

Предпосылки другой опасности заключаются в овладении большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и манипулирования ею), что дает в руки антисоциально настроенным индивидам довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей. В дополнение к этому глобальное распространение информации, рост ее количества приводит к ситуации, когда один человек не может ее систематизировать, рассмотреть достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей. Это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.

Одним из способов решения этой проблемы будет, видимо, усиление контроля со стороны государственных, полицейских органов за процессами производства, обработки и распространения информации, что, в свою очередь, несет угрозу превращения общества будущего в полицейское государство, в котором повсеместно распространенные информационные технологии позволят осуществлять надзор за действиями любого его гражданина. Естественно, что ни о каком гражданском обществе в таком случае не может быть и речи. Более того, повсеместный надзор и контроль могут вытравить наряду с антисоциальными любые иные проявления индивидуальности, что неотвратимо приведет к стагнации.

Иная проблема встает в связи с изменениями в сфере культуры в процессе образования информационного общества. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей почти автоматически определял как общественную, так и духовную судьбу почти каждого человека. Прогрессирующий развал и силовых, и идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личностью 9. И поэтому серьезную опасность представляет появление в обществе тех культурологических архетипов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов.

Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами (подобная ситуация описана в романе К. Саймака «Город»), снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром.

Для предупреждения и преодоления указанных проблем обществу и государству необходимо развивать механизмы, направленные на обеспечение прав и свобод личности; принимать меры к развитию тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям; способствовать вовлечению в процессы информатизации возможно более широких слоев общества; выработать справедливую межгосударственную систему разделения труда в рассматриваемой сфере.

Кроме того, в процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, сейчас в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств. Налицо парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

В этой связи при инициировании и регулировании процессов информатизации серьезное внимание должно уделяться различным социальным средствам, методам и структурам, способствующим воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры и гигиены (правил безопасного потребления информации) общества, его интеллектуального потенциала.

В этом случае информатизация общества будет способствовать прогрессивному развитию производственных мощностей, повышению интеллектуального потенциала и культурного уровня, созданию условий для перехода на следующий этап развития - интеллектуальный, на котором большинство населения будет занято в сфере порождения интеллектуального продукта. Предпосылки для такой постинформационной стадии, можно видеть уже сейчас - это определенная интеллектуализация общества, обусловленная вызванными информатизацией совершенствованием и усилением когнитивных социальных структур и процессов.

[i41448]


1 (обратно к тексту) - Подробнее сущность информации, ее функции и механизмы возникновения рассмотрены в статье «Что такое информация и зачем это знать», опубликованной в «КТ» #405.
2 (обратно к тексту) - Global Public Goods. International Cooperation in the 21st Century. Ed. By Kaul I., Grunberg I., Stern M. A. New York - Oxford: Oxford University Press, 1999. P.347. Цит. по Коняев С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000, с. 51.
3 (обратно к тексту) - Баталов Э. Я. О книге Э. Тоффлера «Третья волна» \\ США - экономика, политика, идеология. № 7, 1982 г.
4 (обратно к тексту) - Белл Д. Социальные рамки информационного общества. \\ Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. с. 330.
5 (обратно к тексту) - Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. \\ Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. с.393.
6 (обратно к тексту) - Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества \\ Социальная информатика-94, М.: 1994, с. 5.
7 (обратно к тексту) - Дайзард У. Наступление информационного века. \\ Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. с. 343.
8 (обратно к тексту) - Айрис Р. Технология и экономический рост. \\ Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. с. 325.
9 (обратно к тексту) - Акчурин И. А. Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание. - СПб.: РХГИ, 2000. - с. 25.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.