Помутнение умов
АрхивОбычно в рубрике "Переписка" мы даем интересные отклики на материалы, опубликованные в "КT". Но сегодня, не дожидаясь милостей от природы, мы подготовили небольшую заочную дискуссию, которую и предлагаем читателям. Надеемся, что одна из затронутых в ней проблем - как определить грань между истинной и поддельной наукой - будет более подробно обсуждена в одном из следующих номеров. - Л.Л.-М.
Обычно в рубрике «Переписка» мы даем интересные отклики на материалы, опубликованные в «Компьютерре». Но сегодня, не дожидаясь милостей от природы, мы подготовили небольшую заочную дискуссию, которую и предлагаем читателям. Надеемся, что одна из затронутых в ней проблем - как определить грань между истинной и поддельной наукой - будет более подробно обсуждена в одном из следующих номеров. - Л.Л.-М.
В двадцатом веке возникло качественно новое социальное явление - интеллектуальные заболевания. Не психические и физиологические, описываемые в понятиях медицины, а именно интеллектуальные, описываемые в понятиях логики. Эти заболевания достигли масштабов эпидемий. И исходят они не из безграмотности, невежества и глупости, а из среды образованных людей, с высот достижений науки и техники. И диагностировать их неизмеримо труднее, чем медицинские заболевания. Если, например, в больнице пациент пытается надеть штаны через голову, врач констатирует нарушение функций логического мышления. На высотах науки специалисты вытворяют нечто такое, по сравнению с чем попытка надеть штаны через голову выглядит как вполне невинная и почти что здравая. Тут имеет место именно помутнение умов, которое стало тотальным, охватив подавляющую часть думающего человечества. Эти заболевания не лечат, а, наоборот, поощряют как некий выдающийся прогресс познания. Интеллектуально больных прославляют в средствах массовой информации. Их интеллектуальный бред (интеллектуальное надевание штанов через голову) преподносится как проникновение в тайны мироздания.
Например, в интеллектуальную жизнь человечества прочно вошли убеждения, спущенные с высот науки, будто время может ускоряться и замедляться, течь в обратном направлении, течь с разной скоростью в разных местах пространства. Будто можно путешествовать в прошлое и будущее. Будто пространство может сжиматься и растягиваться, искривляться. Будто его можно прокалывать. Об этом сочиняются бесчисленные научные трактаты и литературные произведения, делаются фильмы. Над доказательством этого бреда трудятся маститые ученые и целые исследовательские центры. Трудятся десятками лет. И никому в голову не приходит мысль разобраться в той терминологии (в том языке), которая используется в фиксировании и выражении результатов таких «исследований».
Не так давно было сенсационное сообщение, будто какой-то важный американский исследовательский центр открыл где-то в пространстве место, где время течет иначе, чем у нас на Земле, не то быстрее, не то медленнее. При этом полностью игнорируют логическую природу понятий, относящихся ко времени. Эти понятия образуются так, что вообще к явлениям времени бессмысленно применять понятия, выработанные для описания физических процессов. Поставьте перед собой, например, такой вопрос: что это означает (какой в этом смысл), когда говорят, будто время в области пространства А течет быстрее (или медленнее), чем в области пространства В? Что означает при этом слово «быстрее» («медленнее»)? А означает оно следующее: за одно и то же время (заметьте: за то же время!) в А проходит больше (меньше) времени, чем в В. Логическая абсурдность утверждения о разной скорости времени становится очевидной. Желая скрыть ее, мистификаторы пускаются в профессиональные физические разговоры, которые не имеют абсолютно никакого отношения к факту нарушения правил логики и варварскому (если не преднамеренно жульническому) обращению с языком.
Аналогично обстоит дело с совокупностью понятий, относящихся к пространству. Они специально создаются так, что понятия и утверждения, имеющие смысл в отношении явлений (предметов, событий, процессов) в пространстве (протяженность, сжатие, расширение, искривление и т. д.), логически ошибочно распространять на само пространство, ибо при абстрагировании его отвлекаются именно от того, что протяженно, растягивается, искривляется и т. д. Возьмите, например, искривление пространства и попробуйте прояснить смысл слова «искривление». Ведь что-то является искривлением относительно чего-то, что не является искривленным. Чтобы судить об искривленности пространства надо иметь неискривленное пространство. И опять-таки специальные физические рассуждения, касающиеся способов измерения физических явлений, не могут тут отменить факт нарушения законов логики, не зависящих от законов физики, ибо они суть законы оперирования языковыми феноменами.
Миллиардам людей через современные средства информации упорно вбивают в голову мысль, будто можно путешествовать во времени в прошлое и будущее. И делается это с участием деятелей науки. Но даже на самом низком уровне знания логики вы можете диагностировать тут интеллектуальный дефект. Попробуйте сами найти определения понятий «прошлое» и «будущее». Отодвинув в сторону хотя бы на время якобы научный физический бред, вы при этом так или иначе будете вынуждены признать, что прошлым для данного времени называют то, что для времени А уже не существует и никогда существовать не будет, а будущим для данного времени А называют то, что во время А еще не существует. Прошлое можно изучать, будущее можно прогнозировать, но путешествовать туда, чего уже нет или еще нет, можно только с точки зрения интеллектуально больных людей или заведомых жуликов и невежд. Если же вы такое определение не примете и допустите, что прошлое еще существует, а будущее уже существует в настоящем, то так об этом и скажите. И тогда пропадает всякий смысл в путешествии во времени. Но мистификаторам хочется, чтобы логически возможное выглядело как физически возможное, - один из принципов идеологического оболванивания людей.
Интеллектуальные заболевания смыкаются с мракобесием, подкрепляемым в наше время авторитетом науки. Одно дело, когда попы говорят о бессмертии души и продолжении жизни после смерти, и другое дело, когда в конце 20-го и начале 21 века целые исследовательские центры, используя новейшие достижения исследовательской техники, пытаются «доказать», будто жизнь продолжается после смерти. Так что же означает слово «смерть»? Смертью называют прекращение жизни. И суть всех «открытий» насчет жизни после смерти сводится к жульническим махинациям со словами «жизнь» и «смерть».
[i41250]