Новости
АрхивДелить нельзя, помиловать. - Собачья жизнь. - Сколько с гидрой не воюй... - Зеленка против краснухи. - Молодые львы. - Лица преступная наружность. - Мужичок с ноготок. - Подсудимая соня. - Ловись, Фишер, большой и маленький. - В два счета! - Чего хотят женщины. - Одно другому не мешает. - Проверено смехометром. - Музыкальная открытка. - 2B OR NOT 2B?
Делить нельзя, помиловать
Минюст США наконец-то сменил гнев на милость и официально отозвал свое требование разделить Microsoft на части. Хотя формально это не мешает суду все же поделить корпорацию, шансы такого завершения дела теперь близки к нулевым. Более того, компании больше не вменяется в вину злокозненно встроенный в Windows Internet Explorer.
Эксперты утверждают, что подобное развитие событий можно было предвидеть еще в начале лета, когда Апелляционный суд отменил многие решения судьи Томаса Джексона (см. «КТ» #403), который был отстранен от ведения дела из-за того, что слишком откровенничал с газетчиками во время процесса, позволяя себе резкие высказывания в адрес Microsoft. Кроме того, ряд аналитиков, еще во время президентства Клинтона, предсказывал, что с приходом к власти республиканцев жизнь Microsoft должна сильно упроститься, что, как видим, и произошло. То, что кошельки Гейтса сотоварищи были во время предвыборной кампании одним из финансовых ресурсов Джорджа Буша-младшего, - не секрет, как не секрет и благожелательное отношение президента к корпорации. Правда, справедливости ради надо отметить, что Буш-младший не позволил себе ни одного явного комментария в поддержку Microsoft после своего избрания. Что, впрочем, на решение Минюста не повлияло. - В.Г.
Собачья жизнь
В семействе Aibo очередное пополнение: Sony Electronics выпустила две новых модели роботов-собак (на фото). ERS-311 и ERS-312 (это уже третье поколение Aibo), или в просторечье Лэтти и Макарон, отличаются от своих предшественников прежде всего дизайном: строгий роботехнический стиль сменился «умильно-плюшевым». Это легко объясняется тем, что Sony предназначает игрушку женской аудитории в возрасте от 20 и старше.
С технической точки зрения обе модели практически идентичны: 64-разрядный RISC-процессор, 32 Мбайт оперативной памяти, тактильные датчики на теле, цифровая CMOS-фотокамера с матрицей на 100 тыс. пикселов, стереомикрофон и контроллер Memory Stick. Друг от друга Лэтти и Макарон отличаются окраской и характером: программа поведения домашнего любимца (существует несколько версий) хранится на модуле флэш-памяти Memory Stick, там же собачка сохраняет и все приобретенные знания (до 75 команд, свое и хозяйское имя), и впечатления (фотоснимки).
Уникальными новшествами в ERS-31-x стали мощный звуковой синтезатор, который может легко переходить от обычного человеческого голоса к лаю или даже воспроизведению музыки, и технология MediaLink. Последняя позволяет управлять поведением робота, используя специальные высокочастотные сигналы, внедряемые в звуковое сопровождение теле/радиопередач (в том числе и ведущихся через Интернет). Человек их не замечает, а вот AIBO распознает без труда. В октябре Sony планирует выпустить на телеэкраны сериал «Piroppo», в котором будет использована технология MediaLink. Просматривая его, новые Aibo будут пританцовывать и подпевать телевизионным героям.
Стоимость новинки, которая появится на японских прилавках в конце сентября, составит чуть больше восьмисот долларов (это почти в два раза меньше цены предыдущей модели). В США и Европу Лэтти и Макарон попадут в октябре. - Е.З.
Сколько с гидрой не воюй…
Napster до сих пор остается главной «страшилкой» для всех, кто, так или иначе, связан со звукоиздательской индустрией. Однако, некогда популярная система давно уже подрастеряла свое былое значение вместе с пользователями, которые переметнулись в более дружелюбные к пиратской продукции обменные сети, расплодившиеся как грибы после дождя.
Последнее исследование показывает, что клиенты четырех наиболее популярных систем а-ля Napster - FastTrack, Audiogalaxy, iMesh и Gnutella - в августе побили рекорд пользователей Napster, которые в январе этого года за месяц успели загрузить 3 миллиарда файлов (новое достижение составляет 3,05 миллиарда файлов). Излишне говорить, что подавляющее большинство оцифрованных музыкальных треков представляют собой пиратские копии, сделанные с аудио компакт-дисков.
Наиболее популярным p2p-пакетом признан FastTrack - пользователи этой программы за август обменялись 970 миллионами файлов. С начала года количество приверженцев системы увеличивалось в среднем на 60 процентов в месяц. Нужно отметить, правда, что, в отличие от Napster, в FastTrack можно обмениваться не только MP3, но и видеозаписями и даже ПО.
На втором месте в списке стоит Audiogalaxy (910 млн. файлов в месяц). Собственно, если бы речь шла только о музыке, то Audiogalaxy заняла бы первую позицию - ее пользователи могут обмениваться лишь музыкальными файлами. С большим отставанием от лидеров следует iMesh (640 млн. файлов в месяц) и почти такая же знаменитая, как и Napster, Gnutella (530 млн. файлов).
Что же касается «родоначальника жанра», то он, как известно, переживает не лучшие времена. Запуск коммерческой версии сервиса перенесен на конец года, а бесплатная практически бесполезна. Однако веб-сайт компании не жалуется на недостаток посетителей - магическое слово «Napster» до сих пор кое-что значит. - В.Г.
Зеленка против краснухи
Весьма нетривиальную «прививку» от компьютерного вируса Code Red (см. «КТ» ##405, 407) придумал хакер, работающий под псевдонимом Herbert HexXer. Он написал… другой вирус - Code Green, действующий по тому же принципу, что и Code Red. Сканируя адресное пространство Сети, червь выискивает компьютеры, подверженные заражению «краснухой», и заражает их сам. Однако вместо того, чтобы тратить машинное время на различные пустяки, вроде атаки сайта Белого дома, Code Green скачивает с сервера Microsoft и устанавливает стандартную «заплатку» против дыры в IIS, которой пользуется и Code Red и его «антипод».
Несмотря на казалось бы явную полезность червя, эксперты по компьютерной безопасности не считают такое решение приемлемым. Прежде всего потому, что компьютер подвергается настоящей вирусной атаке (использование «дыры» в защите сервера отнюдь не лучший способ запуска пусть даже и лечащих программ), в его конфигурацию вносятся изменения без оповещения администратора и, естественно, без какого-либо учета текущей конфигурации, что чревато непредсказуемыми последствиями. Впрочем, автор не выпустил Code Green в Интернет в виде готовой программы, а лишь опубликовал исходный код червя в Сети. - Е.З.
Молодые львы
Не прошло и месяца со дня десятилетия Linux (см. «КТ» #409), как в сетевых СМИ появилась информация о двух новых любопытных ОС, которые бросают вызов Windows.
Первая - операционная система реального времени MenuetOS - написана целиком на 32-битном ассемблере и помещается на дискете объемом 1,44 Мбайта. При этом ОС поддерживает качественный звук (44,1 КГц), графику (24 битный цвет с разрешением до 1280х1024) и снабжена симпатичным графическим интерфейсом.
Целью разработчика MenuetOS (кстати, соотечественника Линуса Торвальдса), судя по всему, было доказательство возможности написания качественной ОС на ассемблере (по крайней мере, на существование других причин автор системы не намекает). Благо подобная экстравагантность позволяет не только уменьшить объем кода, но и добиться более высокой производительности, чем при использовании прочих языков программирования.
Для работы новой ОС требуется мышка, видеокарта с поддержкой VESA 2.0, процессор не хуже 386-го и 32 Мбайт оперативной памяти. Поддержка дополнительного оборудования минимальна - если у кого-то из пользователей не будет работать какое-либо устройство, ему, скорее всего, придется писать соответствующий драйвер самостоятельно. С приложениями тоже обстановка аховая: в составе системы - компилятор ассемблера (куда же без этого), простенький текстовый редактор и еще несколько элементарных программ. Впрочем, эта ОС находится в самом начале пути и, если автор найдет достаточно единомышленников - а система распространяется по лицензии GNU - то, возможно, определенную популярность в узких кругах она заработает. Собственно, никаких наполеоновских планов у автора нет - судя по всему, «системотворчество» для него не более чем хобби.
А вот компания Trumpet Software относится к своему детищу - PetrOS - более чем серьезно. В середине 90-х годов эта фирма была известна как создатель Trumpet Winsock - пакета, расширявшего сетевые возможности Windows 3.1 и 95, сейчас же компания решила не латать чужие системы, а сделать свою.
PetrOS - 32-битная многозадачная ОС, главной особенностью которой является частичная совместимость с Windows 95 по приложениям. В новинке реализована значительная часть kernel32.dll, то есть отчасти симулированы функции Windows API. Создатели системы утверждают, что их конечной целью является создание ОС, которая была бы бинарно совместима с Windows 95 - чтобы пользователю не требовались перекомпилированные под PetrOS продукты.
В общем случае это задача нетривиальная (приложений, использующих только функции ядра, не так уж и много), и пока похвастаться, судя по всему, особенно нечем. У разработчиков под новой ОС запускаются командные компиляторы Borland Pascal и Delphi (в режиме совместимости с DOS, что тоже реализовано, Borland Pascal, вероятнее всего, запускается со средой). Интересно, что написана ОС также на Pascal, правда, компилятор использовался собственный, по заверениям представителей Trumpet Software, более эффективный, чем коммерческие аналоги. С поддержкой Win32-программ дела пока обстоят неважно (приложения с GUI не поддерживаются вообще), однако ОС уже продается по 50 долларов.
Перспективы этого проекта не очень понятны. В пользу PetrOS говорят низкие системные требования (486 DX, 2 Мбайт оперативки (лучше 4), 2 Мбайт на жестком диске), а также оптимизм разработчиков, которые уже заикаются о 64-битной версии; ну а против… все остальное. - В.Г.
Лица преступная наружность
На проходившей в Глазго «Научной ярмарке» ученые из шотландского Университета Стирлинга под руководством Питера Хэнкока (Peter Hancock) представили комплекс программ графического морфинга для изготовления в полиции «фоторобота» преступника. Новые программы решают две главные проблемы, возникающие обычно при воссоздании облика подозреваемого: как сразу свести воедино показания нескольких свидетелей и как улучшить неудачную картинку в условиях, когда свидетель не может толком объяснить, что в ней не так.
Для решения первой задачи Питер Хэнкок и его коллеги используют программное обеспечение, которое объединяет несколько разных вариантов лица преступника, каждый из которых создается отдельным свидетелем. Главная идея «усредняющей» программы в том, что, когда версии сводятся в единый образ, то общие для всех картин элементы остаются, а неизбежные субъективные и случайные вариации отсеиваются.
Для тестирования программы группу добровольцев просили дать словесное описание некоего знаменитого человека (к примеру, Джорджа Клуни или Андре Агасси). Затем эти описания переводились экспертами в картинки, и другой группе испытуемых для опознания давали на выбор список из шести фамилий. Как показали эксперименты, для «скомбинированного» образа вероятность узнавания составила в среднем 93%, тогда как для индивидуально составленных портретов варьировалась в промежутке от 53 до 78 процентов.
Программа уже получила высокую оценку у экспертов-криминалистов, которые пытались проделать аналогичную работу еще лет двадцать назад, однако технология того времени не позволила решить задачу в приемлемой форме. Правда, и ныне для реального применения нового пакета в британской системе судебного делопроизводства придется корректировать законодательство, поскольку сейчас оно запрещает комбинирование показаний разных свидетелей.
Вторая работа Хэнкока сотоварищи - система эволюционного преобразования лиц для отыскания наиболее подходящего образа. Применяемая сейчас полицией система генерации фоторобота Pro-fit работает не так хорошо, как хотелось бы, поскольку, как правило, люди узнают лица не путем сопоставления индивидуальных особенностей, а благодаря «общему узнаванию». Программа Хэнкока EvoFit на основе генетического алгоритма выдает 20 случайных вариаций для первой попытки свидетеля воссоздать запечатлевшееся в памяти лицо (на фото). Затем свидетель выбирает 6 наилучших представителей «потомства», которые усредняются с внесением небольших изменений, и процесс мутации повторяется еще несколько раз, пока программа не породит наиболее подходящий вариант. - Б.К.
Мужичок с ноготок
Американская компания NanoMuscle разработала уникальный электромеханический двигатель - габариты которого не превышают размеров скрепки для бумаг.
Основной элемент NanoMuscle Actuator - нить, изготовленная из никелево-титанового сплава с эффектом памяти: при нагревании она сжимается, уменьшая свою длину. Нагревают нить, пропуская через нее электрический ток (рабочее напряжение - 3 вольта при токе в 160 мА). Двигательный элемент привода способен перемещаться на 4 мм и создавать усилие в 0,7 ньютона.
До сих пор практическое применение приводов на базе эффекта памяти, открытого, кстати, еще в 60-х годах прошлого века, сдерживалось быстрым износом рабочего тела и относительно медленной скоростью сжатия-расширения. Специалистам NanoMuscle, похоже, удалось справиться с этой проблемой, изготовив нить из агрегата мельчайших кристаллов NiTi, диаметром несколько нанометров. Время сокращения NanoMuscle Actuator составляет примерно 170 мс, обратного хода - от 170 до 625 мс. Рабочий ресурс достигает 5 млн. циклов.
Важной особенностью разработки является возможность уменьшить ее размеры без особых проблем в десятки раз. Применяться такие приводы могут везде, от промышленных роботов до бытовой электроники и игрушек. Кстати, именно изготовители игрушек (Hasbro и Jetta) стали первыми, кто приобрел лицензию на разработку NanoMuscle. В планах компании - привлечь внимание производителей компьютерной техники, которые смогли бы использовать новинку для позиционирования головок в различных накопителях. По предварительным оценкам, приводимым компанией, объем рынка миниатюрных приводов в ближайшие годы может достичь 12 млрд. долларов. - Е.З.
Подсудимая соня
Массачусетский технологический институт (MIT), США, судится с Sony, утверждая, что цифровые телевизоры японской корпорации изготовлены с использованием запатентованных сотрудниками института технологий.
В MIT над технологиями цифрового телевидения работают давно и успешно. Только в США институтом получено 18 патентов в этой области. Четыре из них (срок действия которых истекает в 2006 году) упомянуты в исковом заявлении. Надо сказать, что подобный судебный иск - первый в истории института, хотя конфликты с корпорациями, производящими бытовую электронику, у MIT случаются регулярно. Однако, как правило, «пойманные за руку» производители довольно быстро соглашаются на мирное урегулирование спора и лицензирование технологии (так, в частности, произошло с Samsung, Toshiba и Sharp). Переговоры же с корпорацией Sony заняли около года, но все безрезультатно, так что MIT пришлось обратиться в суд. - В.Г.
Ловись, Фишер, большой и маленький
Недавно «Компьютерра» писала (см. #410) о новом музыкальном произведении Людвига Ван Бетховена, и вот икнулось другому классику. Известнейший гроссмейстер Найджел Шорт заявил в интервью газете Sunday Telegraph, что встретил в онлайне Бобби Фишера и партии, сыгранные с ним, были для Шорта все равно, что неизвестные симфонии Моцарта.
Роберт Фишер (на фото) - если и не самый гениальный, то, безусловно, самый таинственный шахматист XX столетия. В 14 лет он выигрывает чемпионат США. После матча с Борисом Спасским в 1972 году двадцатидевятилетний «вундеркинд» Фишер становится чемпионом мира, а в 1975 вообще уходит из шахмат, не проиграв, но передав корону чемпиона мира Анатолию Карпову. Дальнейшие сведения о Фишере отрывочны. Широко известно, что он крайне эксцентричен и возможно даже не совсем здоров психически. В мир больших шахмат Фишер вернулся только один раз: в 1992 году он согласился на новый матч со Спасским, видимо, соблазнившись призовым фондом в 5 миллионов долларов. С легкостью выиграв у своего давнего соперника, Фишер пропадает еще почти на десять лет и вот теперь оказывается, что он анонимно оттачивает свое мастерство в Интернете, на сетевых турнирах по быстрым шахматам.
Найджел Шорт считает, что за последний год сыграл более полусотни партий в быстрые шахматы с легендарным шахматистом. Доказательства того, что анонимный противник именно Фишер, - следующие: соперник легко выигрывает у Шорта, хотя тот считается одним из лучших игроков в быстрые (да и в обычные, кстати) шахматы в мире; он склонен к эффектным и внешне бессмысленным ходам; он превосходно разбирается в гроссмейстерах 60-х годов. В частности Найджел поинтересовался у «Фишера» (соперники могли общаться в чате во время игры), знает ли тот малоизвестного мексиканского шахматиста Армандо Ачеведо (Armando Acevedo). Ответ последовал незамедлительно - «Зиген, 1970» (место и дата встречи Фишера с Ачеведо). Вероятность своей ошибки в опознании Фишера Найджел оценивает в один процент.
До последнего времени Фишер проживал в Будапеште. Сейчас его местопребывание неизвестно, по непроверенным данным, он может жить в Японии. В США Фишер вернуться не может, так как, согласившись на матч со Спасским, нарушил американское эмбарго против Югославии и теперь - если вдруг ему придет в голову вернуться на родину - гроссмейстера ждут крупные неприятности. Похоже душевное здоровье Бобби тоже оставляет желать лучшего: так, в одном из последних интервью он отрицал существование холокоста и обвинял евреев в организации заговора против себя (при этом сам Бобби - еврей по матери, что по израильским законам позволяет считать его полноценным евреем).
Некоторые партии, которые возможно провел Фишер в Сети, можно посмотреть здесь. - В.Г.
В два счета!
Может ли человек, почти не умеющий читать, самостоятельно обучиться работе с компьютером? Наверняка многие ответят на этот вопрос отрицательно. Между тем, как показал недавний эксперимент, проведенный исследователями из компании NIIT India и профинансированный правительством Индии и Всемирным банком, на деле все обстоит не так однозначно. В одном из офисных зданий Дели, на стороне, выходящей в трущобный район, в стене установили дисплей и сенсорную панель подключенного к Интернет Windows-компьютера. После чего стали наблюдать за реакцией отирающейся рядом ребятни.
«Подопытные», быстро перейдя от пассивного любопытства к активным действиям, обнаружили, что перемещение пальца по волшебной пластинке тачпада вызывает и перемещение чего-то на экране. Далее тем же опытным путем было обнаружено, что курсор изменяет форму, проходя над подчеркнутыми словами, а если в это время еще и стукнуть по пластинке пальцем, то картинка на дисплее меняется (по умолчанию на экране открывалось окно браузера со страницей MSN.com).
На постижение этих премудростей у детей, никогда прежде не видевших компьютеров, ушло всего несколько минут. Через несколько дней были освоены операции с буфером обмена и манипуляции drag and drop. Следующим большим открытием стала программа MS Paint. Затем наступила очередь игр, которые скачивались из Сети. Наконец, на втором месяце знакомства с ПК, была открыта MP3-музыка.
Эксперимент повторялся несколько раз в разных районах города - с результатами почти одинаковыми. Как отмечают авторы, хотя современные компьютеры далеки от совершенства и отнюдь не просты в освоении, дети быстро овладевают техникой без всякой посторонней помощи. - Е.З.
Чего хотят женщины
Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) разрабатывают технологию, которая может поднять на новый уровень «впаривание» различных товаров и услуг через веб.
Интернетчиков исследователи из MIT видят насквозь - ведь они в состоянии отслеживать не только куда и когда кликает пользователь, но и все движения его мышки. Именно этому посвящен проект Cheese. Назван он так не случайно, ведь мышь (живая, а не компьютерная) всегда бежит за сыром. Здесь, правда, наоборот, связь обратная - сыр следит за мышью.
Собственно, в технической реализации постоянной передачи данных о положении мышки на сервер ничего особенно сложного нет - суть работы ученых состоит в создании системы, способной анализировать полученные таким образом данные в реальном времени. Для этого пришлось изучать «мышиные» паттерны 17 добровольцев, опытных пользователей, каждый из которых отличался от своих «коллег» жизненным опытом и полученным образованием.
Теоретически, использование Cheese способно значительно улучшить интерфейс веб-сайтов - изучая повадки пользователя по движениям мышки, сайты смогут подстраиваться под конкретного человека, подобно меню программ а-ля Microsoft Office (правда, насколько такой подход удобен - это еще большой вопрос). Незаменимы подобные технологии и в электронной коммерции - ведь Cheese может даже сообщить, что пользователь хотел нажать на ту или иную ссылку, но в последний момент не сделал этого. Эта функция системы уже прошла проверку на практике - ученые пытались предсказать на основании данных о движении мыши, какой именно товар хотели приобрести посетители определенных страниц Amazon.com и Barnesandnoble.com. Точность попадания составила 65-75 процентов. - В.Г.
Одно другому не мешает
Консорциум W3C присвоил официальный статус «рекомендовано к использованию» спецификациям языка разметки Scalable Vector Graphics 1.0 (см. «КТ» #356). Рекомендация W3C означает, что продукт прошел всесторонние испытания и одобрен большинством принимавших участие в тестировании сторон.
Основанный на стандартных XML-средствах, SVG предназначен для добавления на веб-страницы двумерной векторной графики, как и ставший в этой области стандартом де-факто Macromedia Flash. SVG, по сути, представляет собой XML-совместимый набор инструментов для работы с метаданными, хранящими информацию о графических построениях. Такой подход облегчает не только разработку контента, но и, что очень важно, индексирование его поисковыми системами. Текст на графике, сделанной в SVG, можно будет отыскать через обычный текстовый запрос в любой поисковой машине, кроме того, он может использоваться другими программами - к примеру, для перевода на другой язык. Другое достоинство SVG - в легкости взаимодействия с другими стандартами: CSS, DOM (объектная модель документа), SMIL (язык мультимедийной разметки, он, кстати, получил одобрение W3C одновременно с SVG).
Популярный нынче Flash всеми этими возможностями не обладает. Однако, несмотря на столь явные преимущества новинки, Macromedia отнеслась к известию об утверждении SVG весьма спокойно. По мнению руководства компании, два решения вполне смогут ужиться на рынке, заняв каждое свою нишу. - Е.З.
Проверено смехометром
У знаменитой британской комедийной труппы Monty Python есть ТВ-миниатюра «Самая забавная шутка в мире» о писателе-юмористе, который однажды сочинил столь убойные строки, что тут же и скончался от безостановочного хохота. Та же самая участь постигла старушку-мать писателя, семейного врача, полицейского и всякого, кто имел неосторожность взглянуть на листок бумаги в руке покойного. Дело было во время войны, шутку перевели на немецкий язык и стали зачитывать через громкоговорители на передовой. Эффект превзошел все ожидания - обессилевшая от хохота Германия была вынуждена капитулировать.
Сложно сказать, какую роль этот сюжет сыграл в открытии британского сайта «Лаборатория смеха», но организовавшая проект группа ученых-психологов из Хэртфордширского университета определенно намерена отыскать «самую смешную шутку в мире». Исследовательская работа намечена на год, принять в ней участие приглашаются все желающие, а конечная цель, по словам руководителя проекта Ричарда Уайзмена (Richard Wiseman), - «попытаться постичь психологию юмора». Механизмы воздействия шуток на психику, понимание, почему те или иные вещи кажутся нам смешными, относятся к чрезвычайно важным и пока плохо изученным аспектам работы сознания, очень интересующим психологов. Прежде всего потому, что способность смеяться играет, очевидно, важную роль в физическом и психическом здоровье человека.
Все шутки, присылаемые посетителями сайта, заносятся в единую базу вместе с информацией о возрасте, поле и месте жительства участников эксперимента. Эти данные важны для последующего анализа, поскольку известно, что люди постарше обычно более предрасположены к смеху, нежели молодые, а женщины находят забавными иные вещи, чем мужчины. Кроме того, посетители сайта приглашаются для оценки уже накопленных шуток.
Примерно через шесть месяцев запланировано отобрать из базы несколько десятков самых смешных острот, чтобы их озвучили профессиональные артисты-комики. Затем сделанные записи прослушают добровольцы-испытуемые, у которых при этом будет измеряться активность некоторых участков мозга (в частности, отвечающих за интеллектуальную деятельность - предполагается, что восприятие юмора тесно связано с работой именно этих отделов). Ну, а окончательный результат по выбору «самой забавной шутки в мире» будет объявлен в сентябре будущего года. - Б.К.
Музыкальная открытка
Правозащитная организация Electronic Frontier Foundation устроила в сан-францисском парке «Золотые ворота» музыкальный фестиваль «Share In», что в вольном переводе звучит как «Поделимся!». Десяток калифорнийских групп и соло-исполнителей объединились, чтобы дать совместный концерт в поддержку рожденной в EFF (см. «КТ» #397) инициативы «Открытой аудио-лицензии» (Open Audio License - OAL). В ее основу положены те же идеи, что и в GPL, а также другие известные инициативы движения за открытые исходные коды и свободное программное обеспечение.
Главная цель OAL - стимулировать артистов к обмену своей музыкой с коллегами и поклонниками. По мнению EFF, новая лицензия нисколько не препятствует музыкантам получать положенное вознаграждение за свою работу, но в то же время позволяет талантам обрести широкое признание без опоры на посредников. Правозащитники считают, что многие законы и технологии, вводимые ныне якобы для защиты интеллектуальной собственности автора, на самом деле важны лишь для прибылей посреднических корпораций индустрии развлечений и наносят непоправимый ущерб обществу, делая потенциальным преступником всякого человека, копирующего честно приобретенную музыку. Поэтому EFF принимает самое активное участие в выработке новых форм самостоятельного распространения музыки артистами, в первую очередь через Интернет. Для распространения этих идей и намечена серия агитационных концертов типа нынешнего в Сан-Франциско.
Хедлайнером фестиваля в парке «Золотые ворота» стала группа Wavy Gravy и знаменитый сооснователь EFF Джон Перри Барлоу (John Perry Barlow, на фото), автор текстов песен культовой группы Grateful Dead. Среди прочих участников - джазовый коллектив Alex Buccat Quartet, поп-группы Atticus Scout, Hot Buttered Rum и Shady Lady, рок-певицы Ванесса Лоу и Венди Хейнс, индийские фолк-музыканты Шрини и Раджа, а также другие известные артисты. - Б.К.
2B OR NOT 2B?
Шутка, вынесенная в заголовок, знакома, наверное, каждому - это переложение известной строки Шекспира на один из языков программирования. Но в каждой шутке есть доля правды и, возможно, именно она стала толчком, побудившим группу датских программистов создать…Shakespeare Programming Language (SPL, язык программирования Шекспира).
Для работы с SPL нужно сносно владеть английским языком и мало-мальски обладать фантазией, чтобы сочинить текст, поскольку программы должны напоминать пьесы великого мастера. В SPL действующие лица (перечисляемые в начале пьесы-программы) выступают в роли переменных, а вычисления производятся в сценах посредством общения персонажей. Переходы, определения и математика реализованы через ключевые слова, выглядящие естественно для литературного текста («если так, то…», «мы должны…» и т.п.) Для исполнения текст SPL-программы при помощи транслятора (который и сделали датчане) переводится в обычный код на языке C.
Конечно, объем кода и трудоемкость его создания по сравнению с обычными языками программирования несколько увеличиваются, к примеру, известная программа «Hello, World» в переложении на SPL содержит несколько десятков строк. Однако авторы считают, что это неудобство с лихвой компенсируется удовольствием от создания столь необычного кода и называют свое творение еще одним эзотерическим языком программирования (наряду с Chef и Sorted). Распространяется транслятор SPL на условиях лицензии GPL, а загрузить его можно с сайта. - Е.З.
Нестабильный пентиум
Интересно, обидится ли компания Intel на физиков-ядерщиков? На ускорителе в Объединенном институте ядерной физики в Дубне группа российских, французских и японских ученых впервые синтезировала сверхтяжелый атом водорода-5, ядро которого содержит один протон и четыре нейтрона. Новый нестабильный изотоп получили, бомбардируя водородную мишень ядрами другого экзотического изотопа - гелия-6. Осколки этой реакции - гелий-2 и водород-5 - затем распадаются на тритий, два протона и два нейтрона.
Тяжелые изотопы водорода - дейтерий и тритий, которые помимо одного протона содержат еще один или два нейтрона, названы по числу нуклонов в ядре. Поэтому водород-5 естественно было бы назвать пентиумом. - Г.А.
Нет горя без ума
Осьминог давно удивляет ученых своими щупальцами, которые гнутся как угодно, то есть имеют практически неограниченное число степеней свободы, в то время как лапы большинства животных (даже гораздо более высокоразвитых) содержат лишь несколько подвижных суставов. Как же осьминогу удается управлять такими сложными конечностями при сравнительно небольшом мозге?
Оказалось, что осьминог почти не использует мозг для контроля над щупальцами. Группа израильских ученых обнаружила, что каждое щупальце содержит около 50 миллионов нервов, из которых около сорока тысяч соединены с мускулами. Но только несколько нервных волокон идут из щупальца к мозгу. Исследователям удалось вызвать типичный набор движений ног осьминога, отсоединив эти нервы от мозга и стимулируя их механически или электрически. Был сделан вывод, что каждая нога осьминога имеет собственную нервную систему, которая и управляет ее движениями.
Нервная система осьминога реализует что-то похожее на распределенные вычисления. Мозг управляет только общим направлением или планом движения, а щупальце само просчитывает все детали. При этом оказывается, что, несмотря на всю его гибкость, щупальце на самом деле способно только на весьма ограниченный набор простых стереотипных движений.
Результатами этих исследований очень заинтересовались создатели роботов из Калифорнийского университета в Беркли. Они решили заимствовать у осьминога систему управления новыми сложными манипуляторами. - Г.А.
В хулиганы я б пошел…
Компьютерную игру с весьма необычным сюжетом планирует выпустить к концу этого года датская компания Darxabre. Геймеру предстоит в ней перевоплотиться в… злобствующего футбольного фаната, или, говоря проще, хулигана. Именно так игра и называется - Hooligans. Однако ее создатели утверждают, что их творение больше похоже не на кровожадный Quake, а скорее на стратегии вроде StarCraft.
Центральное звено Hooligans - несколько конкурирующих между собой сборищ фанатов. Действие разворачивается где-то в Европе в период крупного футбольного турнира, на который съехались толпы хулиганья со всего мира, дабы показать другим таким же, что именно они и есть самые сильные и асоциальные элементы. Как и во многих играх, основной ресурс в Hooligans - деньги, кои зарабатываются грабежом магазинов, а расходуются, например, на наем разнообразных алкоголиков, тунеядцев и наркоманов для устроения массовых побоищ. Каждый персонаж виртуальных событий наделен «комплектом» свойств реального человека (вроде совести, наглости или степени алкогольного опьянения), что придает происходящему на экране зрелищу особую увлекательность.
В западной прессе уже появились резкие отклики (в том числе и от Футбольной ассоциации), критикующие новую игру за чрезмерную жестокость. Потому, во избежание неприятных последствий, Darxabre избавила свое детище от названий и имен, которые могут навести на аналогии с реалиями настоящего мира. - Е.З.
Залетайте к нам на чашку чаю…
Компания MirCorp заявила о намерении построить первую в истории человечества космическую гостиницу. Представляющая собой комфортабельную орбитальную станцию, вывести которую на орбиту вокруг Земли планируется к 2004 году, гостиница будет построена российскими специалистами. По словам главы MirCorp Джефри Манбера (Jeffrey Manber), соглашение с корпорацией «Энергия» и Российским космическим агентством уже достигнуто.
Стоимость станции, получившей предварительное название Mini Station 1, составит около 100 млн. долларов. Она будет оснащена всем необходимым для обеспечения проживания трех постояльцев в течение 20 суток. MirCorp, мечта которой о гостинице на орбите уходит еще ко временам существования российского «Мира» (тогда идею осуществить не удалось, станцию все же затопили), уже даже нашла первых клиентов.
Доставка туристов и грузов на Mini Station 1 будет производиться российскими кораблями «Прогресс» и «Союз» (и, скорее всего, транзитом - доставив туристов в гостиницу, корабль направится затем выполнять основную задачу, снижая, таким образом, транспортные расходы). Точные технические характеристики пока не известны, однако опубликованные MirCorp иллюстрации позволяют предположить, что в качестве основы для станции будет использован российский модуль «Союз». Проектное время жизни станции составит не менее 15 лет, причем все расходы на ее поддержание будут покрываться за счет туристических билетов и разного рода рекламной деятельности. Как ожидается, стоимость билета не превысит 20 млн. долларов.
Впрочем, по словам представителя «Энергии» Сергея Горбунова, MirCorp описывает ситуацию не совсем корректно: пока подписан только меморандум о намерениях. Российская сторона еще должна провести собственное исследование целесообразности осуществления проекта. Продлится оно как минимум до конца года. - Е.З.
[i41221]
Новости подготовили |
Галактион Андреев [galaktion@computerra.ru], Владимир Гуриев [vguriev@computerra.ru], |