Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Звезда Аделаида

Архив
автор : Владимир Башкирцев   31.08.2001

Нынешнее место жительства Владимира Башкирцева можно назвать провинцией в квадрате. Живет он в Австралии - причем не в столице, а в относительно небольшой (по сравнению с Сиднеем и Мельбурном) Аделаиде.

Небо станет свободным от туч
Там, где взойдет звезда Аделаида.
БГ

Нынешнее место жительства Владимира Башкирцева можно назвать провинцией в квадрате. Живет он в Австралии - причем не в столице 1, а в относительно небольшой (по сравнению с Сиднеем и Мельбурном) Аделаиде. Впрочем, по австралийским меркам Аделаида считается крупным центром - как-никак, столица штата да и населения больше миллиона 2 - что, однако, не мешает жителям австралийских мегаполисов Сиднея и Мельбурна относиться к ней снисходительно.

Однако взаимоотношения того же Сиднея и Аделаиды намного мягче, чем можно было бы предположить, отталкиваясь от российских реалий. Владимир, который сам родом из Иркутска, а перед переездом в Австралию успел пожить и поработать в США, похоже, не считает Аделаиду провинцией. По крайней мере, с точки зрения IT.

Как, собственно, и Австралию.

Является ли Австралия мировой периферией с точки зрения компьютерной индустрии? Мне кажется, нет. Конечно, она не является лидером в IT, но и отстающей ее не назовешь. В январе 2001 года австралийское правительство запустило специальную программу, цель которой - к 2005 году сделать страну одной из ведущих в компьютерной индустрии. Так что Австралия двигается своим путем, но с оглядкой на чужой опыт: здесь внедряют технологии, которые совсем недавно появились в Европе, азиатских странах или США.

В то же время Австралия активно ведет собственные разработки, но в итоге эти технологии появляются в мире под всемирно известными именами. Самые яркие примеры подобной «иммиграции» - бухгалтерские пакеты MYOB и Quicken и поисковый движок LookSmart. В США перебазировались такие компании, как WebMethods и Maxamine 3. Radiata - разработчик новой технологии беспроводной связи - была куплена Cisco Systems за 500 миллионов долларов. С учетом того, что в компании работало только 53 человека, можно сказать, что стоимость каждого сотрудника составила чуть менее 10 миллионов долларов.

Собственного производства чипов в Австралии практически нет. Дело это дорогое, а с учетом относительной дороговизны местной рабочей силы - очень дорогое. Так что даже пытаться конкурировать с заводами, расположенными в Сингапуре, Малайзии и на Тайване, бесперспективно. С другой стороны, многие компании, занимающиеся разработкой чипов, открыли здесь свои исследовательские подразделения и таким образом используют потенциал австралийских инженеров, чей труд все же немного дешевле труда их коллег-американцев. Справедливости ради надо признать, что общий уровень разработок здесь существенно ниже, чем в США, Японии и многих европейских странах.

В то же время благодаря местным таможенным законам индустрия производства конечных технологических продуктов из импортированных из Азии компонентов процветает. В Австралии можно встретить и неизвестные российскому пользователю марки, которые производятся только здесь и исключительно для внутреннего рынка. Но после детального рассмотрения можно понять, что большинство их хорошо известно в мире под другими именами: Lucent, Rockwell, NEC 4

Ситуация с продажей high-end-систем та же, что и во всем мире. На прилавках стоят изделия IBM, Dell, Hewlett-Packard, Compaq и стоят примерно столько, сколько в России или США - сказывается централизованная ценовая политика компьютерных гигантов.

Программное обеспечение

В производстве программных продуктов Австралия явно преуспевает. В основном благодаря тому, что правительство предоставляет льготы студентам, желающим работать в этой области. Например, можно купить приличный компьютер с полной периферией и… не заплатить ничего - если оформить документы на получение правительственного гранта. Вдобавок власти спонсируют обучение студентов, решивших посвятить себя IT, - тем самым «подкупая» выпускников школ.

Из-за этого очень много некоммерческих программных продуктов делается студентами: например, реализация протокола PPP в Linux написана именно в Австралии. После окончания университета студенты, как правило, устраиваются на работу в компании, занимающиеся разработкой коммерческого ПО. Обычно, такие компании, выпустив новый продукт, стараются попасть в листинг NASDAQ и - если повезет - перебраться в США.

В итоге многие пакеты, созданные австралийскими программистами, становятся известны всему миру как американские. Австралийское правительство предпринимает различные шаги с целью ограничить переезд успешных компаний в США.

Телекоммуникации

В отличие от Соединенных Штатов, где после раздела корпорации AT&T в этом секторе царит конкуренция, в Австралии телекоммуникационные каналы построены по тем же принципам, что и в России: все находится в руках так называемой естественной монополии. Всем заправляет крупная национальная компания Telstra, которая до недавнего времени целиком и полностью принадлежала государству и лишь недавно частично вышла из-под его контроля, так как правительство продало часть ее акций, чтобы залатать дыры в бюджете.

По большому счету Telstra можно назвать австралийским аналогом Ростелеком. Конечно, есть и другие крупные телекоммуникационные компании, например Optus и Primus, но они, хоть и стараются по возможности работать на своих мощностях, дальнобойные каналы связи вынуждены арендовать у Telstra. Далее следуют перепродавцы услуг, которые берутся за все подряд: начиная от кабельного телевидения и заканчивая многоканальными цифровыми линиями E1. Но, как правило, они не имеют своей телекоммуникационной базы, а занимаются «бумажной» работой с конечным клиентом и, если имеют соответствующую сертификацию, могут выполнить установку сервиса у заказчика.

Сервис характеризуется теми же параметрами, что и в России: если вы живете в крупном городе, то можете рассчитывать на относительно приличное качество. Если PBX 5 расположена недалеко, вам подведут несколько телефонных линий, подключат кабельное телевидение, канал ISDN или ADSL. При желании можете воспользоваться E1, если, конечно, позволяет бюджет.

Зато в сельской местности дело с Интернетом обстоит заметно хуже, хотя Telstra и заявляет о том, что она покрывает 94% территории Австралии. Максимум, на который можно рассчитывать в сельской местности, - модемное соединение со скоростью 33 кбит/с или, при наличии спутниковой тарелки, быстрый канал для входящего трафика. В настоящее время в рамках правительственной программы проводятся испытания двухсторонних спутниковых каналов, которые не зависят от наземных телекоммуникаций.

В то же время телефонные будки с надписью «Telstra» можно обнаружить в такой глуши, где встретить человека труднее, чем белого медведя на московских улицах. Причем позвонить оттуда можно куда угодно - даже в другую страну.

Сотовая связь развита довольно хорошо: зоны покрытия включают в себя все крупные города, а также автострады, и если ваша машина, не дай бог, сломалась по дороге, всегда можно позвонить по специальному номеру, который автоматически переключится на ближайшую автомастерскую.

Мобильные трубки выделены в отдельный префикс - то есть звонок с обычного телефона в Сиднее на мобильник в Перте будет стоить столько же, сколько и звонок на мобильный телефон в Сиднее, несмотря на 4 тысячи километров разницы.

Австралия одна из первых стран, которая объявила о намерении провести запуск наземного цифрового телевещания в 2000 году в национальном масштабе. Если у вас хороший телевизор, достаточно приобрести set-top-box примерно за 330 долларов и наслаждаться цифровым качеством. Правда, жителям австралийской глубинки до этого пока далеко: несмотря на гордые заявления о запуске «цифры» передатчики охватывают, главным образом, крупные населенные пункты. Оно и понятно: Австралия, с ее огромными пустынными пространствами, не слишком привлекательна для такого рода инвестиций.

Телекоммуникационный сервис построен по принципу «плати по мере использования». В случае обычного телефона приходится оплачивать каждое соединение, за исключением звонков абонентам той же PBX, к которой подключены вы. Они считаются уже оплаченными, так как PBX приобретается и содержится на местные налоги. Кроме того, при междугородних звонках деньги берутся еще и за время разговора.

Как правило, потребность в IT-специалистах существенно выше в мегаполисах: Мельбурне, Сиднее и Перте. Мой знакомый, который получил вид на жительство и обосновался в Сиднее, за три недели нашел работу с Java-специализацией (среднее время поиска работы для специалистов в других областях занимает в среднем полгода) - правда, с относительно низкой зарплатой, но для начала это нормально.

С другой стороны, в регионах найти работу тоже относительно нетрудно: профессионалы предпочитают жить в крупных городах и тем самым вызывают недостаток специалистов в глубинке. Зарплаты в региональной Австралии, как правило, процентов на тридцать ниже, чем в мегаполисах, однако и стоимость жизни на периферии тоже существенно ниже. Например, недвижимость в Сиднее стоит всемеро (!) дороже, чем в Аделаиде.

Так как торговля через Интернет развита очень хорошо, то приобретение сверхсовременного оборудования в регионах не составляет проблемы. Покупка, сделанная в Сиднее, приходит в Аделаиду на следующий день. В принципе доставка из пункта А в пункт Б занимает не более двух дней при очень скромной цене - например, за два килограмма, доставленных из Сиднея в Аделаиду на следующий день, с вас возьмут лишь 5 долларов.

Так что жизнь в региональной Австралии очень и очень комфортабельна: если вам надо срочно посетить Сидней или Мельбурн, часовой перелет на самолете обойдется только в 50 долларов в один конец. При условии, что такую сумму средний IT-профессионал зарабатывает за час-два, удаленность от мегаполисов становится незаметной.

Врезка

[i41022]


1 (обратно к тексту) - Столица Австралии Канберра - очень маленький город, чуть более 300 тысяч. Она имеет свой собственный штат ACT - Australian Capital Territory, который чуть больше Москвы.
2 (обратно к тексту) - Численность населения Австралии около 20 млн. человек, так что города-миллионники - даже если это относительно далекая от Сиднея Аделаида - это серьезно.
3 (обратно к тексту) - Подразделение R&D Maxamine осталось в Австралии.
4 (обратно к тексту) - Та же ситуация имеет место быть и на Тайване. Зачастую сборщики, выполняющие OEM-заказы крупнейших мировых брэндов, выпускают аналогичные популярным моделям продукты, главное отличие которых от раскрученных марок - логотип и цена.
5 (обратно к тексту) - Private Branch eXchange - небольшая АТС, купленная на местные налоги. В действительности PBX чуть больше чем АТС - это местный коммуникационный центр, подключающийся к PSTN (Public Switched Telephone Network), как правило, через несколько линий E1.

При доступе в Интернет, как правило, оплачивается входящий трафик. Это очень хороший повод для провайдеров относительно дешево предлагать высокоскоростные технологии вместо устаревших модемных соединений. У них появляется возможность продать больше мегабайт, тем самым увеличить собственные доходы и уменьшить стоимость установки и обслуживания для конечных пользователей. Приведу для примера пару возможных конфигураций: Telstra ADSL (установка $95-200 в зависимости от контракта плюс $45-50 в месяц за линию в 512 килобит) и Internode ADSL (установка $65-75 в зависимости от скорости плюс $100-120 за 1500 килобит).

Internode является перепродавцом Telstra ADSL: как видно из цен, перепродавцы предлагают даже лучшие условия, чем самый крупный провайдер Австралии. Секрет прост: Telstra не хочет обременять себя заботой о конечном пользователе и поэтому продает сервис другим фирмам по скромной цене.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.