Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Утечка мозгов": взгляд из Иерусалима

Архив
автор : Сергей Вильянов   06.08.2001

Ах, какая благодарная тема для статьи. Посмотреть список сотрудников любой западной компании, работающей в области высоких технологий, найти там уйму наших фамилий, схватиться за голову и воскликнуть: "Вот оно! Вот почему мы так плохо живем! Все мозги уехали, одна серость осталась! А если бы их не пущать в свое время, Россия бы уделала всех по высоким технологиям и числу Palm’ов на душу населения"…

«Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей».
БГ


Сергей Вильянов родился в 1977 году. Окончил Саратовский социально-экономический университет по специальности экономист-аналитик, преподаватель экономической теории. В 1999 году переехал на постоянное место жительства в Израиль. Работает тестировщиком программного обеспечения в фирме InterWise. С 1998 года ведет рассылку «Тексты и аккорды любимых песен» на сайте «Городской Кот». С лета 1999 года начал писать саратовскую версию «Огорода Козловского» для местной «Компьютерры Плюс» и параллельно открыл рассылку «Советы любителям апгрейда» на «Городском Коте». Сегодня общий тираж рассылок перевалил за 40 тысяч экземпляров. Постоянный автор еженедельника «Компьютерра» и ведущий рубрики «Железные письма» в журнале «Домашний компьютер». - Р.К.


Ах, какая благодарная тема для статьи. Посмотреть список сотрудников любой западной компании, работающей в области высоких технологий, найти там уйму наших фамилий, схватиться за голову и воскликнуть: «Вот оно! Вот почему мы так плохо живем! Все мозги уехали, одна серость осталась! А если бы их не пущать в свое время, Россия бы уделала всех по высоким технологиям и числу Palm’ов на душу населения»…

Позвольте представиться, я - Утекший Мозг. Работаю в быстро развивающейся компании, которая разрабатывает вот уже четвертую версию пакета программ для дистанционного образования. Мне очень нравится Израиль, нравится моя жизнь, мои коллеги…

Но начать, наверное, стоит с более общих вещей.

Почему люди уезжают из стран бывшего СССР?

Потому, что там лучше. Там больше зарплата, магазины и глаза у девушек. Там безопасно. Там не пускают в правительство буйных идиотов. И еще раз: там больше зарплата.

Не знаю, как вы, но я всегда завидовал уехавшим. О них мои знакомые говорили с придыханием: вот-де, такой-то живет в Нью-Йорке, ездит на «бьюике», зарабатывает полторы тысячи долларов. Присылает племяннику в Саратове жвачку. Как-то раз приезжал и привез фотографию Джорджа Буша и настоящие джинсы Levis.

Другой уехал в Израиль, живет на берегу моря, не работает, получает пособие по безработице и жутко доволен жизнью…

Сейчас-то я понимаю, что «бьюик» бывает новый, а бывает и постарше владельца. Что полторы тысячи долларов в Нью-Йорке - это не деньги вообще, да если еще вычесть налоги… И районы в Нью-Йорке разные бывают. Что Израиль - это, по сути, один небольшой берег моря и жить там - большого ума не надо. Тем более, на пособие, которое унизительно мало.

Но сидя в Саратове перед черно-белым телевизором, вспоминая, что горячую воду отключили до осени, пересчитывая собственную стипендию и заработки в доллары, было очень трудно перестать верить в чудеса заграницы.

Я уехал в Израиль сразу после окончания университета. Будущее казалось радужным. Молодой, с высшим образованием и «красным» дипломом экономиста, знаю три языка, собираю компьютер с закрытыми глазами, за плечами три года серьезных занятий рекламой и маркетингом… Что еще надо? Иврита я не знал совершенно, но искренне верил, что смогу выучить его за полгода, в течение которых государство платит пособие. Пособие казалось почти сказочным - 500 с лишним долларов в месяц на семью. Ну не чудо ли, просто приехать, и тебе сразу дают такие деньжищи?

На месте оказалось, что 500 долларов - это только за аренду квартиры заплатить, без счетов и муниципальных налогов. А минимальная сумма, на которую можно чуть-чуть перестать существовать и начать жить, - полторы тысячи долларов. Новый репатриант (так в Израиле называют иммигрантов) эти деньги заработать может только чудом. Не владея языком, хоть круглые сутки вкалывай, все равно больше тысячи не заработаешь.

Не думай, читатель, что это ненужные подробности, мы подходим к сути…

В 2000 году единственной отраслью, где можно, почти не зная иврит, зарабатывать хорошие деньги (начиная от искомых полутора тысяч), был так называемый хай-тек, или сфера высоких технологий. Строительство компьютерной пирамиды в то время достигло апогея, деньги крутились бешеные, фирм открывалось множество, и спрос на работников был фантастическим. Кадровые агентства брали за услуги месячную зарплату потенциального сотрудника, и фирмы платили по несколько тысяч долларов с превеликим удовольствием. Выпускник даже не самых престижных курсов, не говоря уже о колледжах и университетах, находил место с таким окладом, который не смог бы получать даже при наличии в сутках 72 часов, целиком потраченных на охрану учреждений или мытье полов (традиционные для иммигранта виды деятельности).

Вот и вышло, что наши люди от 17 до 57 бросились изучать С, С++, Java, Visual Basic или, на худой конец, HTML. В прошлой жизни они были музыкантами, учителями, художниками, инженерами, врачами; теперь же у них появился шанс стать людьми первого сорта в чужой стране.

Даже среди местных принято считать, что «русские» - очень умные. Простите за крамолу, но я думаю иначе. Русские не «умные», русские - мотивированные. Абориген, чьи предки прожили на этой небедной земле уже пару сотен лет (или приехали не из самых бедных мест), чувствует себя человеком высшего сорта, даже сидя за кассой в пустом вонючем магазинчике, где постоянные посетители только крысы да воробьи. У него за спиной родня, знакомые, кредиторы и должники. Он уже может думать о чем-то, кроме денег. О жизни, например.

А у нас нет ничего. Даже те, кто умудряется привезти с собой сотню тысяч долларов, быстро убеждаются - это ерунда, которая ни от чего не страхует. На банковские проценты с сотни тысяч прожить нельзя. Квартиру на них не купишь. Да что мы привязались к этой сотне, она мало у кого есть. Десять тысяч - и то редкость. Мы ведь искренне верим, что за бугром все так хорошо, что надо лишь не прохлопать и…

А там - свой сложившийся этнос, который подсознательно не любит пришельцев. Почему? Да потому же, почему мы не любим беженцев из Таджикистана или Чечни. Другие они. То есть, конечно, мы им с удовольствием отдадим старые вещи, даже немножко материально поможем, но жить или работать с ними рядом… Как-то не хочется. Они и русский знают плохо, говорят с ошибками. На работе и опозорить запросто могут!

Только при появлении новой отрасли или бурном развитии старой границы ненадолго стираются. Такой новой старой отраслью и стал несколько лет назад хай-тек. Голод на кадры был таков, что не смотрели буквально ни на что. Представление о языках программирования имеешь, по-английски читаешь? Вперед! Хоть ты нанаец, хоть индус, хоть араб миролюбивый, хоть русский из Биробиджана - это твое личное дело. Когда говорят большие деньги, предрассудки замолкают.

Думаю, многие согласятся, что мотивированный середнячок лучше ленивого гения. И гораздо лучше ленивого середнячка. К тому же у нас всех в той или иной степени развита смекалка, которая среди аборигенов встречается крайне редко (наверное, потому, что своего эквивалента этому слову они еще не придумали), и без которой в области высоких технологий делать нечего.

Вот и получилось, что списки авторов западных программ пестрят нашими фамилиями. У меня есть большие сомнения в том, что так будет и дальше. Из-за кризиса множество фирм закрылось, работников поувольняли, а «чужого» морально легче уволить, чем Боба или Ицика, с которым вырос в одном городе и учился в соседних школах. Хотя, может, я и ошибаюсь… В нашей фирме, когда было решено затянуть пояс, уволили человек пятнадцать израильтян и только одного «русского». Что соответствует пропорциям национального состава коллектива.

А теперь спросим себя: является ли эмиграция большой потерей для России, потерей невосполнимой? Или еще жестче: а нужны ли эти люди России вообще?

Не нужны ведь.

Область высоких технологий в стране развивается, конечно, но особого голода на специалистов как не было, так и нет. Зато есть масса других направлений, где денег заработать нельзя, но видимость работы создать можно. У меня, скажем, диплом преподавателя экономической теории. Мог остаться на кафедре, быстро защититься, и стало бы одним доцентом больше. Нужен еще один доцент-экономист России? Даром не нужен.

В Саратове найти приложение своему увлечению компьютерами трудно. Пойти продавцом или техником в магазин? Да, можно. Но это работа не творческая, мне лично не подходит. Выучиться на программиста? Но сколько зарабатывает программист в провинциальном городе? И зачем брать его, полупрофессионала, когда мехмат ежегодно выпускает действительно стоящих специалистов? Торговлей заняться? Но это та же «утечка мозгов», только не за границу, а в унитаз. Неизвестно, что обиднее…

Это не только моя история. Похожие проблемы встают перед сотнями и тысячами молодых (и не очень) людей по всей стране. Эти люди хорошо понимают, что здесь они не нужны такими, какие есть, а там, может быть, пригодятся.

Интересная получается вещь. Оказывается, Россия никого и ничего не теряет. Она лишь избавляется от балласта, который ей только мешает, от тех, кому здесь неуютно.

Говорить, что уезжают лучшие, тоже неверно. Уезжают всякие. Просто мы видим некие яркие примеры и принимаем их за общее правило. На самом же деле большая часть уехавших - люди самые средние, живут очень скромно и зарабатывают на жизнь тяжелым и скучным трудом.

То, что Запад покупает талантливых ученых в России и на Украине, на самом деле очень хороший признак. Вы думаете, только от нас «мозги утекают»? Отнюдь нет. Тем же обеспокоены правительства и Англии, и Норвегии, и Израиля, и Германии. Люди, простите за банальность, вправе выбирать место жительства и образ жизни. И если в Штатах лучше живется немцу, еврею или англичанину, почему же там не должны жить русские с украинцами? Мы за интеграцию в Европейский рынок, верно? Так давайте радоваться - кое-что общее с Европой у нас уже имеется.

Вместо того чтобы на государственном уровне рвать волосы на всех частях тела и затевать странные PR-компании типа «Russians Go Home!», не лучше ли помочь беженцам из бывших союзных республик? Ведь среди них множество мотивированных людей, которые хотят стать людьми первого сорта на новом месте. Если государство станет больше ценить своих неуехавших граждан, глядишь, и уехавшие это оценят.

Нам, осевшим на Западе, для возвращения надо очень много. Как минимум - та же зарплата, такой же уровень сервиса, такое же уважительное отношение к личности. Такая же телефонная линия, наконец, чтобы для скачивания электронной почты не надо было покупать модем-монстр за сотни долларов.

Может Россия предоставить все это? Вероятно, с большой натяжкой, и только в Москве. Так зачем тратить на нас время? Зануда за бугор, стране веселее. А ведь на те средства, которые государство потратит на одну вернувшуюся семью (кто постарше, наверное, помнят «цирк» с семьей Локшиных), можно осчастливить десять семей, никуда уезжать не собирающихся.

Немцов, этот вечно молодой неудачник, на днях в интервью по поводу коммунальной реформы сказал: «Если двое в семье работают, то, как минимум, 5000 рублей дохода семья имеет». Окститесь, Борис Ефимович! То ж в Москве! А вы и в Саранске хотите квартплату до 1000 с лишним рублей в месяц довести, где средний доход на семью в лучшем случае две с половиной. И заставить ее платить половину этой суммы за квартиру - значит окончательно лишить возможности развиваться. А на вытянутые таким образом деньги (заплатят, никуда не денутся) можно новый эксперимент залудить, типа пересаживания чиновников на «волги» с мерседесовскими движками, или хайтекеров забугорных привлекать.

Воистину что-то не ладно в стране, где так любят все яркое, но не замечают скромной одежды мастеров, это яркое создающих…

[i40618]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.