Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что такое информация и зачем это знать

Архив
автор : Сергей Пюкке   01.08.2001

В последнюю четверть истекшего века большую популярность в обществе приобрели вопросы, связанные с информацией: информационные технологии, информационное общество, информационные войны, информационная безопасность и т.д.

В последнюю четверть истекшего века большую популярность в обществе приобрели вопросы, связанные с информацией: информационные технологии, информационное общество, информационные войны, информационная безопасность и т. д. Эти темы сейчас у всех на слуху, им посвящено огромное количество книг, монографий, публикаций в СМИ. К сожалению, авторы этих трудов далеко не всегда дают четкое определение термина «информация», что ведет к неоднозначному пониманию как его самого, так и производных от него. Не решает проблему и официальное определение, отраженное в Законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Здесь возникают закономерные вопросы: что такое сведения и почему это понятие шире понятия информации; какой критерий был положен в основу классификации того, сведения о чем являются информацией; охватывают ли лица, предметы, факты, события, явления и процессы весь объективный мир, или существует нечто, выходящее за рамки этих понятий? Таким образом, бытующее определение подходит в основном для формирования обыденного понимания информации, не отражающего ни сущности, ни функции, ни практической значимости информации, а также механизмов ее возникновения и распространения.

Рассмотрим, что такое информация, исходя из ее места и роли в действиях любого обладающего сознанием, волей и определенной свободой поведения субъекта. Такие ограничения по кругу субъектов продиктованы тем, что только субъект, обладающий сознанием и волей, может действовать произвольно, то есть сообразуясь со своими интересами. Все другие субъекты нам не интересны, так как их поведение от них не зависит, то есть над ними находится иной субъект, обладающий волей и использующий их. По той же причине предметом нашего рассмотрения не могут быть субъекты, не обладающие свободой поведения в связи с неспобностью реализовать свою волю, а также зависимые (прямо или опосредованно) от иных, имеющих свободу действий, субъектов.

Мы будем исходить из позиций существования и взаимодействия субъекта и объективного мира, так как в противном случае подобное рассмотрение теряет смысл. Кроме того, будем считать, что объективному миру присуще такое свойство, как внутреннее движение, то есть постоянное взаимодействие его составляющих.

Объективный мир можно рассматривать как совокупность материальных тел, полей и энергии. Их взаимодействие порождает сигналы - изменения качественного и количественного состава элементов объективного мира. Субъект, находясь внутри этого объективного мира и имея некоторые инструменты, может фиксировать какую-то часть сигналов. Такая фиксация необходима для ориентации в объективном мире, для выбора наиболее рационального поведения.

Однако не все сигналы из этой части субъект регистрирует, то есть обращает на них внимание. Причина избирательности в том, что сигналов поступает огромное множество за короткое время, к тому же не все они имеют одинаковую ценность для субъекта. Он это осознает и пытается выбрать на основе каких-либо признаков самые важные и объединить их в массив. Зарегистрированные таким образом (выбранные из множества) и сгруппированные сигналы можно обозначить как «данные».

При получении данных перед субъектом встает очередная проблема: преобразовать данные в известные ему понятия. Субъект уже обладает некоторым набором понятий, которые он осознает и которыми может оперировать (так называемый тезаурус 1). Для использования полученных данных он должен сопоставить их с тезаурусом при помощи определенных методов. Эти методы могут быть известны, и тогда при их взаимодействии с данными образуется определенная информация, а иногда они требуют специального нахождения.

Необходимо отметить, что ни один метод не может полностью преобразовать какие-либо данные в информацию. Кроме того, как правило, используется несколько методов последовательно. Каждый из них образует определенную информацию и преобразует данные, которые после этого могут частично преобразовываться в иную информацию с помощью иного метода. Процесс преобразования данных в информацию бесконечен, то есть ни один зарегистрированный сигнал не может быть до конца преобразован в информацию, так как это бы означало познание всей полноты объективного мира.

Таким образом, мы приблизились к тому, что информация является связующим звеном между обладающим сознанием, волей и свободой поведения субъектом и объективным миром. Она помогает субъекту выбирать более рациональный способ поведения из возможных для реализации его воли. Другими словами, информация уменьшает неопределенность ощущения субъектом себя и своего места в объективном мире, увеличивает количество и связность познаваемых им элементов мира, то есть является инструментом расширения его когнитивной области. В этом состоит ее функция и практическая значимость.

Являясь посредником между субъективным и объективным миром, информация служит тем фундаментом, опираясь на который субъект выбирает способы изменения своего окружения, на что затрачивает имеющиеся у него материальные и энергетические ресурсы. Поэтому «суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации» 2.

Информацию можно охарактеризовать как формализованный продукт преобразования зарегистрированных сигналов в известные (субъекту) понятия. Представляется, что именно такой поход способствует уяснению сущности информации, а также дает возможность рассматривать такие понятия, как информационная сфера, информационные технологии, информационное общество, информационная безопасность и т. д.

Одним из важных следствий, вытекающих из такого определения информации, является положение о том, что с развитием общества, его производственной и научной базы важность информации не возрастает, а остается всегда неизменной. Так, если взять, к примеру, древнего человека, охотящегося на мамонта, и попытаться представить, насколько ценны для него адекватные сведения о расстоянии до животного, о характере поверхности, по которой он передвигается (влажная и скользкая или сухая), о результатах наносимых ударов, то становится понятно, что они важны для него не менее, чем любая информация для современного человека. Подобные примеры можно привести не только по отношению к отдельному человеку, но и к целым народам. В частности, красноречивой иллюстрацией является факт воздействия на монголо-татарские войска информации о стоянии русских на реке Угре, положивший конец их наступлению.

Таким образом, вопреки сложившемуся мнению, с развитием общества информация не становится более важной, так как она по своей природе всегда являлась, является и будет являться тем средством, с помощью которого субъект ориентируется в окружающем его мире, а происходит постоянное изменение ее качества и количества.

Если с изменением количественных параметров информации все достаточно ясно - они стремительно возрастают, то вопрос качественного преобразования информации заслуживает более пристального внимания. Можно заметить, что не вся информация, определяющая поведение человека, получается субъектом непосредственно из окружающего мира, а некоторая ее часть поступает от других субъектов и основывается на их опыте (это особенно характерно для человеческого общества). Такую информацию, которая подвергается передаче, хранению и обработке (в целях передачи), можно обозначить как коммуникативную информацию, а область человеческой деятельности, связанную с порождением, распространением и ограничением такой информации, - как информационную сферу.

Обмен информацией (наряду с веществом и энергией) присущ человеческому обществу изначально. Первая коммуникативная информация непосредственно принималась с помощью органов чувств человека, в основном - зрения и слуха. Передавалась она с помощью голоса, жестов, примитивных технических устройств. С развитием человечества, его социальной деятельности, расширялась и информационная сфера, она помогала человечеству аккумулировать интеллектуальные ресурсы, делать знания общим достоянием.

Огромное влияние на развитие информационной сферы оказало появление письменности, благодаря которой коммуникативная информация могла со значительно меньшими искажениями передаваться на большие расстояние и храниться долгое время. Позже появились средства передачи информации в пространстве (телефон, радио). В конце XX века развитию этой сферы был дан грандиозный толчок - появились компьютерные информационно-телекоммуникационные технологии.

Постепенно в человеческом обществе коммуникативная информация постепенно становится преобладающей, а достижения последнего времени увеличили ее объемы настолько, что отдельно взятому человеку стало невозможно тщательно проверять все поступающие знания и приводить их в единую, внутренне непротиворечивую систему. Данное явление Тоффлер назвал блип-культурой, а не согласующиеся друг с другом фрагменты информации (объявления, команды, обрывки новостей) - блипами. С их помощью человек конструирует свою модель реальности, часто не осознавая, насколько тот или иной блип отвечает сложившейся в окружающем мире ситуации.

Именно в качественном и количественном преобразовании информационных потоков заключается специфика сегодняшнего дня, требующая вырабатывать такие инструменты и методы обработки информации, которые позволят выбирать наиболее адекватные способы поведения, смогут защитить человека от попыток управлять им и навязывать ему невыгодную модель реальности.

Как видите, более внимательный подход к формальному вопросу определения информации позволяет по-новому взглянуть на проблемы, возникающие перед обществом. Поэтому при разработке таких модных нынче вопросов, как информационное общество, информационные войны, информационная безопасность и им подобных, целесообразно рассмотреть тот фундамент, на котором они стоят, «разобраться в понятиях».

[i40550]


1 (обратно к тексту) - Ю. А. Шрейдер, разработавший теоретическую модель семантической теории информации, определяет тезаурус как знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения.
2 (обратно к тексту) - См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4, с.93-99; Поздняков А. И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль, 1993, № 10.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.