Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Эволюционная ситуация

Архив
автор : Антон Чижов   30.07.2001

Занятная ситуация получается с офшорным программированием в России. Разговоров уйма, а дел мало. Начнем с цифр. По данным из разных источников, в том числе и официальных, в настоящий момент объем услуг офшорного программирования в России составляет около 100 млн. долларов.

Занятная ситуация получается с офшорным программированием в России. Разговоров уйма, а дел мало. Начнем с цифр. По данным из разных источников, в том числе и официальных, в настоящий момент объем услуг офшорного программирования в России составляет около 100 млн. долларов. И на этот рынок работает лишь около 8 тыс. человек. Но это же получается всего-навсего чуть больше 6 долларов в час на работника! То есть средняя выработка на одного человека в этом бизнесе - 1000 долларов в месяц! Включая все накладные расходы, стоимость поиска заказа и т. д. Что-то в этих цифрах не так. Фирмы, занятые в бизнесе офшорного программирования, утверждают, что минимальная стоимость заказов - около 25 баксов в час при загрузке программиста не менее 75% рабочего времени. Что же такое? Или обороты сильно занижены, или число людей, занятых в бизнесе, завышено…

Теперь о формах, которые приобрел этот бизнес. Во-первых, поясним, что надо понимать под офшорным программированием. Есть три группы бизнесов, которые в тех или иных случаях относят к офшору:

  1. Заказное программирование.

  2. Вынесенные подразделения иностранных фирм (удаленное программирование).

  3. Продуктовое программирование, ориентированное на иностранного потребителя.

Последний вариант я не буду рассматривать подробно. Зачастую фирмы, занимающиеся заказным программированием, в конце концов нарабатывают достаточный материал, чтобы пытаться сделать из него продукт и тем самым переползти из первой группы в третью. Но такое мало кому удается, поскольку это совершенно разные бизнес-модели и требуют они по-разному организованного производственного процесса.

С другой стороны, бывает, что фирмы, создавшие программный продукт и в меру успешно продающие его за рубежом, начинают искать заказы в смежных областях. Причем обычно в дорогой ценовой категории. Такие фирмы, скорее, нужно отнести не к отрасли офшорного программирования, а к консалтингу в американском смысле этого слова («консалтинг» включает в себя не только исследование проблем заказчика, но и их решение).

Вторая группа, удаленное программирование, обсуждается у нас очень мало. А зря. В России таких разработческих подразделений более чем достаточно. Сам два года проработал в подобной фирме.

В последнее время много россиян, выехавших из страны за прошедшие десять лет, встало на ноги. Кто-то из них хочет расти карьерно и получить под свое начало собственные подразделения, сформировать которые можно из умных и сообразительных соотечественников, работающих в России. Довольно часто маленькие иностранные фирмы (10-50 человек) сначала нанимают в России несколько человек на конкретные работы. С ними даже не заключается контракт, они получают зарплату напрямую от работодателя. Когда их число увеличивается примерно до десяти человек, их обычно оформляют в подразделение материнской фирмы. Количество подобных команд не поддается учету. Я знаю (и помогаю работать) четырем таким командам численностью от двух до десяти человек. Они нигде не зарегистрированы, иногда даже работают у себя дома.

К этому близок и другой сценарий создания подобного подразделения: зачастую их образуют небольшие (50-150 программистов) американские компании, в которых по разным причинам оказалось много русских. Наш народ любит идти в фирмы, в которых уже работают другие русскоязычные сотрудники: адаптироваться легче, среда привычнее, хотя, как правило, платят чуть меньше. Это способствует формированию русских коллективов в фирмах, которые изначально не имеют никакого отношения к России и руководство которых тоже не связано с нашей страной. Глядя на работу таких команд, руководство начинает задумываться над созданием удаленного подразделения. Причем, что интересно, русскоязычные группы в самой фирме обычно бывают против! И разрешение конфликта оказывается делом непростым.

Еще один сценарий - разработка в России какого-либо продукта, продажа его на корню иностранцам и перевод всей команды программистов под юрисдикцию зарубежной фирмы.

В любом случае создание удаленного подразделения требует минимальных затрат со стороны материнской компании и потому выгодно ей. Главная проблема - доверие к разработчикам. Здесь ключевую роль играет руководитель подразделения. Фирма должна ему доверять, а он, находясь на расстоянии, должен не пытаться играть в политику и учитывать интересы материнской фирмы.

Теперь о собственно офшорном программировании - первой группе. Настоящих, правильно организованных фирм мало. Под «правильно организованной фирмой» 1 я понимаю структуру с постоянно функционирующим офисом в Штатах (или другой стране), с четкой организацией производства, ориентированного на определенный круг задач. Почему таких фирм мало, объясняется просто: офис в Штатах стоит очень дорого, а значит, нужны инвестиции. Внутренние, внешние - это уже детали.

Значительно дешевле организовать «набеговый» способ работы офшорной компании. Он основан на том, что руководитель периодически приезжает в свою любимую страну, обходит фирмы, с которыми уже подписывал контракты, и заключает новые, а также пытается найти новых заказчиков. Конечно, самое трудное в такой стратегии - найти первые контракты, тем более что «набеги» на заказчиков позволяют загрузить работой не более 20-25 программистов, а значит, маневр людьми при переключении с заказа на заказ затруднен.

Для поиска заказов за границей небольшие офшорные фирмы иногда привлекают аборигенов. Это позволяет поддерживать гораздо более тесную связь с заказчиком, искать заказы в непрерывном режиме. Причем, местный sales manager зачастую работает где-то еще, и для него поиск заказов - лишь источник дополнительного заработка (к тому же порой не облагаемого налогом). В таком режиме можно содержать команду из 40-50 программистов.

И конечно, самый эффективный вариант деятельности офшорной фирмы (тот самый «правильный») - создание полноценного офиса за границей. В офисе должны работать команды sales managers и product managers. Первые ищут заказы и заключают контракт, безупречный с юридической точки зрения. Вторые определяют технические детали, расписание работ и взаимодействуют с заказчиком по мере выполнения контракта. В разных фирмах обязанности между этими двумя категориями сотрудников распределяются по-разному, но всегда присутствуют и тот, и другой. Частично это связано с тем, что спеца по продажам предпочтительно иметь местного, а в роли менеджеров, сопровождающих разработку, рациональнее использовать программистов, приехавших некоторое время назад из России. Продавец должен уметь искать заказ, уметь разговаривать на одном бизнес-языке с заказчиком. Фактически, он ищет заказ не на офшорное программирование, а на аутсорсинг. А уже потом product manager, взаимодействуя с заказчиком, переводит его требования в форму, которую нормально воспримут офшорные разработчики в России.

Первейшей задачей фирмы, намеревающейся заняться офшорным программированием, является поиск начальных инвестиций. Они требуются для создания как зарубежного офиса, который займется поиском заказчиков, так и оптимального по размерам российского подразделения. Фактически, шаг от фирмы, использующей «набеговый» способ к крупной офшорной фирме с полноценным офисом очень труден. Причина все та же - начальные инвестиции. Эволюционно перейти от одной формы к другой очень не легко.

Врезка

[i40520]


1 (обратно к тексту) - См. статью А. Гавердовского, стр. 22. - М.Б-З.

Сегодня индустрия разработки и создания ПО - одна из самых динамичных и перспективных в мире. За последние десять лет мировой рынок услуг в этой области достиг невероятных размеров, новые технологии порождают огромный спрос на специалистов в области информатики. Сегодня знания и умения становятся товаром, который можно выгодно продавать, а доходы отдельных софтверных компаний сопоставимы с валовым продуктом некоторых развивающихся стран. Для России было бы непростительно не использовать имеющийся интеллектуальный ресурс и не расширять экспорт природных ресурсов за счет высоких технологий.

Среди всевозможных услуг в области информационных технологий самый ходовой экспортный товар - это услуги по разработке заказного ПО для зарубежных заказчиков, так называемое офшорное программирование. Оно может стать для нашей страны неплохим источником дохода, приносящим миллиарды долларов и создающим десятки тысяч рабочих мест.

Потенциал рынка огромен. Спрос на ПО постоянно растет. Например, только североамериканские компании в 2000 году потратили около 114 млрд. долларов на его разработку, из них затраты на офшорное программирование составили 78 млрд. долларов. Сегодня две трети крупнейших мировых компаний (из списка Fortune 500) прибегают к аутсорсингу. При этом высокоразвитые страны испытывают острую нехватку квалифицированных кадров: в Америке к 2003 году будет 1,4 млн. свободных вакансий в сфере ИТ. По данным иммиграционной службы США, квота для зарубежных ИТ-специалистов, въезжающих в страну на работу, ежегодно увеличивается. Эта цифра возросла с 65 тысяч в 1998 году до 115 тысяч в 1999-2000, а в 2002 году США планирует принять до 200 тыс. человек, но и этого не хватит для покрытия дефицита.

Дмитрий Лощинин,
[DLoschinin@luxoft.com]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.