Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дело житейское

Архив
автор : Кир Булычев   25.06.2001

Мы умеем обижаться на человечество, которое нас недостаточно любит. Мы привыкли к тому, что мы самые добрые, щедрые, честные, не говоря уж о том, что "в области балета мы впереди планеты всей"...

- Ненавижу зловоние лжи.
Дж. Конрад, польский писатель

Мы умеем обижаться на человечество, которое нас недостаточно любит. Мы привыкли к тому, что мы самые добрые, щедрые, честные, не говоря уж о том, что «в области балета мы впереди планеты всей». Я отлично помню те времена, когда в отдаленных странах таможенники пропускали советских людей, не досматривая. Но не потому, что мы были благородны по натуре, а потому, что хомо советико был труслив и беден. Поездка за границу была выражением такого высокого доверия Родины, что, обманув это доверие, ты лишался всего. Конечно, это не означает, что не было исключений. Но исключения сосредотачивались в верхних эшелонах власти.

Ворота открылись, мы поехали во все стороны, как ожившие весной мухи, и впереди всех мчались те, кто раньше других сообразил: жить честно в нашей стране невыгодно, значит нужно бежать в другие страны.

Ничего нового и необычного не произошло. Нас воспитывали во лжи, нам лгали, мы лгали, и первыми в этом деле были наши вожди.

Уже Ленин обещал нашему народу коммунизм в ближайшие годы, а Хрущев конкретизировал: через двадцать лет нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Вся дальнейшая история нашей страны - набор апокрифов и обманов. Причем с тенденцией к календарному или числовому колдовству.

23 февраля 1918 года наши славные воины победили белогвардейскую сволочь и создали Красную армию! Оказалось, что в тот день разрозненные отряды лжематроса Дыбенко драпанули с фронта. И дальше поехало: 26 бакинских комиссаров, 28 героев-панфиловцев, предательски напавшие на нас финны, герой-пионер Павлик Морозов и победитель в Великой отечественной полковник Брежнев…

Закрывшись на кухне, мы посмеивались над бредом, в котором жили, и искренне полагали, что «несмотря ни на что наш народ честный, благородный и щедрый…»

Мы обижаемся на глупых европейцев, которые стонут от наших нелегалов и бандитов, но тут же начинаем стонать от украинских нелегалов или дагестанских бандитов, хотя и своих люберецких хватает.

Все эти мои сентенции, к сожалению, пусты, ибо они никогда ничего не изменят. Но безнадежность борьбы не означает, что следует молчать. Уж очень долго молчали, да и сейчас говорим все реже.

В одном из последних номеров «Власти» выступил с интервью торжествующий Кох, символ всепобеждающей власти. Казалось бы, на вершине успеха ни к чему лгать. Но не лгать он не может.

- Зачем, - спросил журналист, - было врываться на НТВ, если вы поклялись действовать в рамках порядочности и демократии?

- А как же? - удивился Кох. - Ведь за день до этого кто-то кинул бутылку с зажигательной смесью в машину Дмитрия Бирюкова. Если это сделал не я, то, значит, бутылку кинул Гусинский. Пришлось срочно захватывать НТВ, закрывать газету «Сегодня» и журнал «Итоги».

Интересно, а на самом деле, кому кроме Коха было выгодно кидать бутылку с таким расчетом, чтобы Бирюкову не повредить, а повод действовать дать? И сразу мне, как несерьезному писателю, видится чудесная сценка, как сидят и шепчутся Кох с Бирюковым: «Значит так, Дима, будешь проезжать мимо моста, закрой окошко…»

Замечательный, проверенный и безотказный вид властной лжи в нашей стране строится на бескрайности пустых обещаний. Допустим, строится «эксклюзивный» домик и сносят детскую площадку. Местный начальник говорит всем - от газет до жильцов: как только кончим строить, восстановим площадку лучше прежнего.

Хитрость заключается в том, что никто ничего не собирается восстанавливать. А начальник уже знает, что уходит на повышение, а то и на пенсию.

Недавно я стал свидетелем телевизионного действа, в котором выяснилось, что Дом книги на Новом Арбате закрывают на реконструкцию, о которой сам Дом книги и не просил. В Москве второго такого Дома нет. В России нет. И все, от покупателей до работников магазина, находились в ужасе от понимания того, что больше книг не будет. А будет на этом месте еще один эксклюзивный бордель. Префект Музыкантский, невинно глядя в камеру, объясняет нам, что и речи быть не может о том, чтобы изгнать Дом книги. Москва понимает, какой светоч культуры расположен здесь! Несмотря на весь мой скептицизм, я допустил: есть один процент за то, что так и случится.

Но, к сожалению, я знаю, что несколько лет назад в Столешниковом переулке находился крупнейший в стране букинистический магазин. И вот неким структурам захотелось хапнуть выгодное помещение. Но когда испуганные книжники ходили к Музыкантскому, тот говорил: «Не беспокойтесь! И речи быть не может о том, чтобы изгнать этот центр духовного общения… Мы немножко поремонтируем и вернем вас обратно!»

Когда ремонт уже начинался, у обреченного магазина отключили свет и воду, его руководители бросились к властям за гарантиями… Шеф принять их уже не смог, а его соратник сказал просто: «Как будете выметаться? Милицию прислать или бандитов»?

Разумеется, если вы сегодня придете на Столешников, никаких книжных магазинов вы там не увидите. Золотом там торгуют или кальсонами, не столь важно. Зато победители и лжецы довольны.

Я приглашаю вас через год или два прийти на Новый Арбат и поглядеть, что там будет за очаг культуры вместо Дома книги? Полагаю, товарищ начальник уже уйдет на пенсию или на повышение и станет, к примеру, министром культуры.

[i40137]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.