Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Всерьез о четырех нитях

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   20.06.2001

Наконец-то и на русский язык (после немецкого, испанского, японского, финского, португальского и итальянского) переведена эта необычная книга, написанная одним из пионеров теории квантовых компьютеров Дэвидом Дойчем в 1997 году.

Наконец-то и на русский язык (после немецкого, испанского, японского, финского, португальского и итальянского) переведена эта необычная книга, написанная одним из пионеров теории квантовых компьютеров Дэвидом Дойчем в 1997 году (наши постоянные читатели могут припомнить опубликованную в «КТ» #373 беседу с Дойчем).

Автор, оксфордский профессор, активно работающий в области квантовой теории, попытался выделить самое существенное, чего достигла человеческая мысль за время развития науки, и на этой основе наметить контуры единой концепции строения мира. Существенное от несущественного Дойч отличает по степени пригодности к «объяснению» (а не просто описанию) мира и выделяет по этому критерию четыре важнейшие дисциплины: квантовую физику (в формулировке Эверетта [Everett], основанной на «концепции множественных миров»), теорию вычислений, попперианскую эпистемологию и дарвиновскую теорию эволюции (в форме, которую ей придал Ричард Доукинс [Dawkins]). Эти дисциплины он называет нитями, из которых соткано наше понимание мира (название книги - «The fabric of reality» - можно перевести и как «Ткань реальности»).

Дойч рассуждает о самых интригующих вещах: здесь и путешествие во времени (обсуждению этого вопроса посвящены две главы), и конец Вселенной, искусственный разум и виртуальная реальность… Замечательно, что при этом он остается строгим ученым, последовательно придерживающимся принципа: принимать важнейшие научные теории, которыми мы сегодня располагаем, всерьез - «ведь в них гораздо больше здравого смысла, чем в житейском „common sense“!»

Однако интерпретирует и комбинирует он четыре вышеуказанные нити весьма необычным образом. Здесь нет места для сколько-нибудь подробного разбора хотя бы важнейших естественно-научных заключений Дойча (отсылаю читателей к прекрасному компактному критическому анализу книги, написанному одним из учителей Дойча, известным физиком Брайсом де Виттом [Bryce DeWitt] , см. http://naturalscience.com/ns/books/book02.html). Приведу лишь некоторые «лозунги». Одно из ключевых понятий - «мультиверс» (совокупность бесчисленных реально существующих параллельных вселенных, чье взаимодействие отвечает за квантовые эффекты). Один из ключевых постулатов - выдвигаемый Дойчем «принцип Тьюринга» («можно построить генератор виртуальной реальности, репертуар которого включает каждую физически возможную среду»). Пример взаимодействия нитей - утверждение о том, что устойчивость и надежность «работы» гена как основного «действующего лица» эволюционного процесса (согласно доукинсовской концепции эгоистичного гена) может быть понята на основе анализа взаимодействия вселенных в мультиверсе. Введя во второй главе понятие «мультиверса» (см. апрельский препринт Дойча на http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0104033), автор переходит к попперианской аналогии между развитием теорий и биологической эволюцией (глава 3). О «критериях реальности» автор рассуждает в главе 4. Главы 5 и 6 посвящены теории вычислений, виртуальной реальности, обсуждению «принципа Тьюринга». 7-я глава представляет философские взгляды Дойча в форме «диалога с крипто-индуктивистом». Восьмая глава - интерпретация доукинсовской теории эволюции в рамках модели множественных миров. Замечательное введение в квантовые вычисления дает глава 9. Дойч настаивает, что такие вычисления - первый практически значимый пример использования «разделения труда» между параллельными вселенными. Очень интересно обсуждение физических основ математического знания, даваемое в 10-й главе. В главах 11 и 12 речь идет о понятии времени, и проблема путешествия во времени рассматривается с привлечением понятия мультиверса. Глава 13, по сути, - подведение итогов, но за ней следует еще одна глава, где речь идет о космогонии и конце мира (Big Crunch) (эту последнюю главу де Витт разнес в пух и прах).

С большим удовольствием я увидел, какой резкой критике подвергается в главе 13 приобретшая неестественно широкую, с моей точки зрения, популярность куновская теория смены научных парадигм. Эта резкость и неудивительна, подход Куна слишком циничен для того, чтобы быть совместимым с главным постулатом Дойча о «принятии всерьез» фундаментальных научных теорий. Вообще, именно эта, философская основа книги, а скорее даже сама ее интонация, сама искренность, нигде не переходящая в высокопарное пустословие, столь обычное, увы, в такого рода обобщающих трудах, и кажется мне важной причиной, по которой «Структуру реальности» надо обязательно прочитать. К огромному сожалению, на русском языке сочинения ученых такого ранга (и такого литературного дарования), адресованные самым широким слоям научной публики, в последние годы чрезвычайно редки.

В заключение похвалю еще и перевод, литературная сторона которого в книгах издательства «Регулярная и хаотическая динамика» часто бывала, увы, не на высоте (хотя и в рецензируемой книге тоже есть к чему придраться).

Книгу можно купить в онлайновом магазине издательства

[i40057]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.