Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Вкусные" штучки

Архив
автор : Александр Асташов   11.06.2001

Гаджеты? Гаджеты… Гаджеты! Сколько раз я слышал это слово за последнее время! А начиналось все просто. Где-то около года назад обнаружилось множество устройств, не подпадающих под стандартные определения: "компьютеры", "КПК", "сотовые телефоны" и т. п. А писать об этих странных дивайсах было интересно и забавно - вот и пришлось им придумывать новое собственное название. Хотя нет, - название это, конечно же, уже было, просто о нем тогда мало кто слышал. Назывались эти устройства гаджетами.

Гаджеты? Гаджеты… Гаджеты! Сколько раз я слышал это слово за последнее время! А начиналось все просто. Где-то около года назад обнаружилось множество устройств, не подпадающих под стандартные определения: «компьютеры», «КПК», «сотовые телефоны» и т. п. А писать об этих странных дивайсах было интересно и забавно - вот и пришлось им придумывать новое собственное название. Хотя нет, - название это, конечно же, уже было, просто о нем тогда мало кто слышал. Назывались эти устройства гаджетами.

Слово gadget в переводе с английского - приспособление, техническая новинка, или, если пренебрежительно, - безделушка, ерунда. В общем, жила эта ерунда, развивалась потихоньку; где в тексте встретится, где вдруг новость про какой-нибудь гаджет проскочит, а то и обзор целый. И вот, как-то раз приходит мне письмо: «А не возьметесь ли вы написать статью про гаджеты?». «Возьмусь!» - ответил я. И взялся.

А дай-ка, думаю, напишу про холодильник с доступом в Интернет?! Нет, уже было. А вот, вот, про часы с mp3-плейером, хотя нет, лучше про телефон с телевизором! Нет, старье. Или вот - про электронную стрекозу-шпиона! Хм… нет, не то, все не то. В общем, озадачился не на шутку.

А решение оказалось, как всегда, простым - не нужно писать о гаджетах. Точнее, писать нужно, но совсем не о гаджетах. Почему? Попробую объяснить.

Что сейчас происходит с гаджетами? Это слово кочует с сайта на сайт, из журнала в журнал, из номера в номер. Новости околокомпьютерного мира целиком посвящены рассказам о гаджетах. Например, всего пару лет назад, открываешь компьютерный журнал и читаешь: «объявлен новый чипсет для материнских плат», «поступила в продажу новая видеокарта», «частота процессоров фирмы такой-то поднялась еще на столько-то мегагерц». Сейчас же заголовки совсем другие: «миниатюрная цифровая камера для сотового телефона», «универсальный аудио-видеоплейер с возможностью работы в Интернете», «упаковки продуктов скоро начнут петь»…

Писать о новых процессорах стало неинтересно. Первые Pentium II разжигали любопытство, это было нечто, а вот появление полуторагигагерцового процессора - уже ничто, несмотря на преодоление производителем огромного количества технологических трудностей. Большинство людей не используют целиком мощность процессора даже с вдвое меньшей тактовой частотой. Новая видеокарта? Здорово - чуть выше частота видеочипа, чуть больше полигонов в секунду. И все.

Если присмотреться к большинству современных новинок в области электроники, то получается, что вещи принципиально новые встречаются крайне редко. Жизненный цикл отдельно взятой индустрии представляется следующим образом: кто-то изобретает, умудряется сделать что-то новое, это новое тут же подхватывают все остальные производители, после чего наступает длительный период увеличения мегагерц, запихивания новых мегабайтов памяти и в конце концов - раскраски корпусов в другой цвет, когда уже не получается увеличивать мегагерцы или мегабайты.

Причем это не только проблема пользователя. Спад популярности электроники - тенденция неприятная и для производителей. Общество уже насыщено компьютерами, сотовыми телефонами и т. п., и людей мало привлекает идея апгрейда ПК или смены сотового телефона, поскольку в этом зачастую нет смысла: старые устройства вполне справляются со своими функциями. Соответственно, снижаются темпы роста продаж новых устройств, компании теряют прибыли, падают котировки их акций.

Заметно ухудшается ситуация даже на столь молодом и, казалось бы, перспективном рынке ручных компьютеров. Буквально за последние год-два в этой области наметилась весьма интересная тенденция: потенциальные покупатели вместо вопроса «нужен ли мне КПК?» интересуются вопросом «какой именно КПК мне нужен?». Разница в этих двух фразах (быть может, кому-то и незаметная) говорит о многом. Даже у нас в России, принимая во внимание хроническое отставание от Европы и Америки, все больше и больше людей, уже решивших приобрести новую игрушку, долго не могут определить, какой ручной компьютер подойдет именно им. Основной проблемой для потенциальных покупателей является наличие по крайней мере двух-трех различных устройств, плюсы и минусы которых уравнивают устройства между собой по потребительским качествам или же компенсируют разницу в стоимости. Многие люди просто не осиливают процесс сравнения и затрудняются в окончательном выборе. Бывает, из-за этого они вообще отказываются от покупки.

Чтобы решить эту проблему, производители переносят акцент с получения прибыли от производства и продажи устройств на получение прибыли за счет создания всевозможных сервисов для этих устройств. Взять хотя бы WAP, основной целью создания которого, по мнению некоторых специалистов, является попытка производителей «железа» и сотовых операторов получить лишние деньги с пользователей. Еще один пример демонстрирует рынок домашних развлекательных систем - игровых консолей, где производители сознательно продают устройства ниже себестоимости, пытаясь «вернуть свое» на продаже игр к ним.

Еще тяжелее в нынешних рыночных условиях приходится компаниям молодым. Выйти на сложившийся рынок им трудно из-за высокой конкуренции. Кроме «китов», конкурировать с которыми просто нереально (попробуйте обойти Microsoft в области ОС для настольных систем), есть масса других, менее крупных компаний, занявших все уголочки и щели отрасли.

А причем здесь гаджеты? Все очень просто. Это еще один способ найти себе место под солнцем. Для этого достаточно придумать что-то, чего никогда не было и что, собственно, отличается от того, что есть.

Простой пример из области сотовой связи: небезызвестная Nokia, которая придумала «запихнуть» в телефон игрушку - как помнится, змейку. Столь незамысловатое решение повысило популярность продукции финского гиганта, а заодно и положило начало «сотовым» играм. Еще изобретательнее поступили компании IDEO и ElectroTextiles, пошедшие заметно дальше просто стильного дизайна и создавшие «гибкий» мобильник, который можно мять, гнуть и скручивать.

Коммерческую выгодность разработки неординарных устройств подтвердила, к примеру, компания C Technologies, занимающаяся производством сканирующих ручек C-Pen - устройств, быть может, и не очень полезных, но зато необычных 1. Новое направление и отсутствие конкурентов помогли фирме практически не пострадать от всеобщего кризиса на рынке высокотехнологичных компаний. Кстати, как и у Nokia, у C Technologies уже есть последователи - видимо, именно их идеи позаимствовала компания Aiptek, создавшая «шпионскую» камеру PenCam Trio, замаскированную под обычную авторучку.

В общем, все то, что принято называть гаджетами, стало для производителей еще одним средством привлечь внимание покупателей. Устройство - будь то телефон, компьютер или утюг, - отличающееся от всех остальных, наверняка найдет своих почитателей. В конце концов, кто из нас не любит оригинальные, необычные вещи?! Спорить со специалистами я, пожалуй, не буду, но позволю себе назвать последний год именно «Годом гаджетов». Гаджеты перестали быть чем-то непонятным и неизвестно откуда взявшимся и прочно заняли свое место в отрасли.

Собственно, поэтому я и не хотел писать о Гаджетах с большой буквы. Не заслуживают они того. Не заслуживают.

А писать, пожалуй, стоит не о том, что есть, а о том, что будет. А с этой точки зрения очень многие из гаджетов являются вовсе не плодом больной фантазии разработчиков, а маленькой, почти незаметной ступенькой в будущее.

Вот, к примеру, тостер, выжигающий на куске хлеба прогноз погоды, взятый из Интернета. Бред? Бред. Но это далеко не замыслы фантаста - это то, что ждет нас в ближайшем будущем. Эти устройства, которые существуют уже сейчас, года через два появятся во многих домах, а еще через несколько лет станут неотъемлемой частью нашей жизни.

Судя по количеству подобных устройств (а их с каждым днем становится все больше и больше), можно предположить, что мы стоим на пороге серьезных перемен. Не так давно нечто подобное произошло с компьютерами, когда они из малодоступных и малопонятных устройств превратились в домашних и офисных питомцев, став столь же обычными, как цветной телевизор. Человечество вдруг стало компьютеризованным. Теперь нас, похоже, ожидает переход на более глубокий уровень - к человечеству «оцифрованному».

Если бы меня спросили сейчас, что такое гаджет, я бы, наверное, ответил, что это новое и необычное устройство, которое - осознанно или неосознанно для разработчиков - стало зеркалом будущего. Это то устройство, которое позволяет понять, что же будет там, в далеком и неизвестном две тысячи каком-то году.

Первые электронные часы с калькулятором определили один из путей развития наручных часов. Прошло не так уж много времени, и калькулятор в часах превратился в настоящий компьютер - IBM создает уже вторую версию компьютерных часов с ОС Linux. А появление таких изобретений, как часы с цифровой камерой, GPS-приемником или MP3-плейером, помогает понять, какими будут рядовые наручные часы буквально через несколько лет. Достаточно лишь представить себе «линуксоидные» часы IBM, только совмещенные с сотовым телефоном, работающим в сетях третьего поколения, а заодно оснащенные цифровой камерой и массой других «фишек».

Или, скажем, надеваемые компьютеры. Еще год назад подобные устройства существовали в основном как опытные образцы и изготовлялись небольшими партиями под заказ. Вероятно, надеваемые компьютеры рано или поздно придут на смену карманным. Или, возможно, достоинства обоих классов ПК, а заодно и функции сотовых телефонов, будут объединены в нечто новое.

Индустрия не стоит на месте. То, что сейчас ново и необычно, через год-два получит в наследие массу клонов, копий, «вариаций на тему». И перестанет называться гаджетами. Ну а пока эти устройства пополняют не семейства КПК или сотовых телефонов, а свое отдельное семейство, семейство отличающихся. На какое-то время.

Но в любом правиле есть исключения. Есть они и в мире электроники. Именно эти исключения, пожалуй, и заслуживают звания истинных гаджетов. Это устройства, которые, как правило, делают энтузиасты без каких-либо особых целей. Искусство ради искусства. В качестве одного из самых ярких примеров такого вот способа развлечь себя можно привести робота-диджея, созданного доцентом Ренсселаерского политехнического института. Разумеется, нельзя не вспомнить и знаменитого английского профессора Кевина Уорвика, в последние годы увлекшегося роботехникой. Сейчас эксцентричный профессор и группа его помощников работают над созданием имплантата, способного «оцифровывать» нервные импульсы человека и, возможно, передавать их другому человеку. Правда, в отличие от большинства изобретений, эти устройства вряд ли когда-нибудь станут коммерческими продуктами. Хотя - кто знает?

Напоследок хочется отметить, что, согласно некоторым последним исследованиям, даже представительницы прекрасного пола (по крайней мере, в Европе) все чаще предпочитают получить в подарок не коробку конфет, а какой-нибудь занятный электронный гаджет. Видимо, «вкусные» это штучки. Даже для дам.

Врезка: Гаджеты

[i39922]


1 (обратно к тексту) - Подробнее о C-Pen можно прочитать в статье Сергея Кащавцева в этой теме номера. - Р.К.

Гаджеты

Бытовая техника

Бытовая техника становится не только лучше, красивее и дешевле, она становится еще и умнее. По мнению ряда производителей, в будущем почти все домашние электронные устройства будут объединены в сеть. А пока на пути этого объединения есть несколько преград, производители решили просто оснащать бытовую технику компьютерами и средствами доступа в Интернет. Например, холодильник Honeywell, немного доработанный специалистами Ericsson, оборудован большим сенсорным экраном, камерой, микрофоном и динамиком. В результате холодильник получил функции органайзера, телевизора и Интернет-терминала. Однако самой интересной его функцией является возможность отслеживать при помощи сканера штрих-кодов количество продуктов в своем нутре и при необходимости делать заказ через Интернет для автоматического пополнения «запасов». Не менее оригинальна и новая стиральная машина компании Ariston. Модель Margherita2000 предоставляет своему владельцу возможность управлять процессом стирки через Интернет при помощи Web-интерфейса. Аналогичными разработками занимается LG Electronics, которая кроме Интернет-холодильника и стиральной машины с доступом в Сеть создала микроволновую печь Internet Microwave, умеющую, к примеру, почти без участия пользователя узнавать из Интернета режим приготовления того или иного блюда.

Наручные часы

Вообще-то говоря, большинство гаджетов получается из самых простых и незамысловатых вещей. Взять хотя бы наручные часы. Вот лишь несколько последних творений на их основе.

На недавней ежегодной выставке «Consumer Electronics Show» компания Seiko представила часы со встроенным сотовым телефоном. Кроме всех возможностей настоящих телефонов (включая и WAP-браузер), часы имеют модуль беспроводной радиосвязи Bluetooth. Аналогичные «наручные телефоны» уже создали и компании NTT DoCoMo, Motorola и Samsung Electronics.

Часы с MP3-плейером Casio Wrist Audio Player выглядят как обычные часы Casio линейки G-Shock - большие и прочные. Однако, подключив к ним наушники, вы получаете настоящий MP3-плейер с 32 Мбайт памяти. Casio WAP обладает всеми возможностями «традиционных» MP3-плейеров, включая эквалайзер. Для записи файлов с музыкой предназначена специальная подставка с USB-портом.

Надо заметить, что Casio очень любит наручные часы. Кроме модели с MP3-плейером компания выпускает часы, оснащенные спутниковой навигационной системой. Миниатюрное по меркам обычных GPS-приемников устройство поможет владельцам не только следить за временем, но и всегда найти дорогу домой (или просто нужную дорогу) из любой точки земного шара. И еще одно интересное изобретение Casio - часы с цифровой камерой. Устройство позволяет делать черно-белые снимки размером 160х160 точек. Конечно, иначе как игрушкой Casio Wrist Camera не назовешь, но зато какая замечательна идея!

А вот IBM безделушками заниматься не склонна. Специалисты компании сумели поместить в наручные часы целый компьютер под управлением операционной системы Linux. Вторая версия часов-компьютера оснащена 8 Мбайт ОЗУ и даже средствами доступа в Интернет. Правда, пока эти часы остаются концептом, а станут ли они когда-нибудь продуктом коммерческим - неизвестно.

Бытовая электроника

Как можно завоевать признание на рынке бытовой электроники, сделать что-то оригинальное? MP3-плейеров насчитываются сотни самых различных вариантов, цифровых камер - еще больше, про цифровые диктофоны можно и не говорить, а на рынок ручных компьютеров вообще лучше не соваться. Впрочем, выход есть: достаточно взять и объединить все упомянутые функции в одном устройстве. Именно так и поступила компания Varo Vision, выпустившая устройство Pavic. Согласно заявлениям компании, Pavic является цифровым многоцелевым плейером (Digital Versatile Player - DVP). «Целей» у устройства действительно много: оно умеет воспроизводить MP3-файлы, записывать звук, оснащено встроенной цифровой камерой и даже предоставляет мобильный доступ в Сеть. Pavic имеет 32 Мбайт встроенной памяти, расширяемой при помощи SmartMedia-карт, и 1,8-дюймовый цветной ЖК-дисплей. Для подключения к Интернету и работы с почтой понадобится сотовый телефон, обмен данными с компьютером производится через USB-интерфейс. Встроенная CMOS-камера позволяет Pavic делать снимки размером 640х480 точек, которые можно, например, тут же отправить кому-нибудь по почте. Varo Vision считает, что ее изобретение отражает будущее подобных электронных устройств. Pavic стал «первым шагом» компании в данной области. Сейчас Varo Vision работает над серией Wings. Эти замечательные устройства будут поддерживать воспроизведение видео в формате MPEG-4, функции PDA и чтение электронных книг.

Коммуникационная одежда

Многие крупные производители развлекаются созданием прототипов коммуникационных устройств будущего, «впихивая» в них максимальное число новейших и прогрессивных функций. А вот компании IDEO и ElectroTextiles пошли по другому пути и попробовали представить внешний вид этих устройств. IDEO уже завоевала некоторую известность, «засветившись» в качестве разработчика дизайна КПК Palm V. ElectroTextiles менее известна в компьютерных кругах, но это, похоже, дело времени. Не так давно компания создала гибкую клавиатуру для ручных компьютеров Palm V. Обе фирмы решили объединить опыт в области дизайна и разработок с целью создания прототипов коммуникационных устройств (а может, и коммуникационной одежды) будущего. Если без лишних технических подробностей - эти устройства будут «мягкими». Обладающие минимальными знаниями английского языка, наверное, оценят иронию слов «soft hardware». Прототипы (их уже целых пять) выставляются в Нью-Йоркском музее современных искусств (New-York Museum Of Modern Arts). Кроме упомянутой выше «мягкой» клавиатуры в коллекцию входят гибкий пульт ДУ, гнущийся обычный телефон, «напульсник» с сотовым телефоном (надеваемый на запястье) и эластичный мобильник. Так что привыкайте, господа, к тому, что скоро ручной компьютер можно будет запросто скомкать и кинуть в сумку. Было бы здорово, если бы они еще были упругими - роняешь мобилу на пол, а она отскакивает! А вообще, приятно, наверное, будет, если намотанный на шею шарф вдруг заботливо поинтересуется, не простудились ли вы и не следует ли позвонить врачу или заказать в аптеке капли.

Видеокамеры для мобильных устройств

OmniStar Cam - очередная миниатюрная камера для сотовых телефонов, ручных компьютеров и других мобильных устройств. Модуль производства компании OmniVision под звучным названием OmniStar Cam («Всезвездная» камера) основан на созданном компанией CMOS-сенсоре, состоящем из 100 тыс. пикселей, и имеет, согласно OmniVision, невероятно низкое энергопотребление.

Компании удалось разработать устройство, сочетающее сенсор, модуль управления и объектив в сверхминиатюрном корпусе размером всего 12х12х7 мм! Несмотря на столь малые габариты, корпус не только содержит в себе основу цифровой камеры, но и защищает ее от электромагнитных наводок электроники сотового телефона и наоборот: приемные схемы сотового - защищает от возможных ЭМ-излучений камеры.

Оригинальные технологии создания модуля позволили компании значительно снизить энергопотребление системы. В текущем варианте при съемке видео на скорости 30 кадров в секунду модуль расходует всего лишь около 45 милливатт.

Съемка проводится, разумеется, в полностью автоматическом режиме - камера автоматически выставляет экспозицию и баланс белого.

В продаже OmniStar Cam должна появиться в четвертом квартале этого года. Похоже, уже в начале следующего года мир увидит новое поколение сотовых телефонов, оснащенных цифровой камерой.

Насекомое-шпион

Компания AeroVironment создала сверхминиатюрный самолет-разведчик. «Черная вдова» с размахом крыльев всего 15 сантиметров идеально подходит для аэрофотосъемок. Несмотря на малые размеры, на самолете уместилась видеокамера, способная передавать на землю вполне качественное изображение.

Не останавливаясь на достигнутом, компания взялась за разработку еще более «продвинутого» шпиона, который сможет летать даже в помещениях. Конструкцию новой модели инженеры AeroVironment позаимствовали у насекомых. Робот-шпион «Microbat» при полете машет крыльями, которые уже не фиксированные, как у «Черной вдовы», а гибкие и подвижные. Манера полета и размеры (размах крыльев равен 20 см.) делают аппарат похожим скорее на летучую мышь, из-за чего он и получил свое название.

Ручка из арсенала Джеймса Бонда

Компания Aiptek создала «шпионскую» ручку PenCam Trio VGA. Внешне устройство напоминает обыкновенный маркер. Однако вместо фломастера в корпусе PenCam скрывается цифровая камера, позволяющая делать цветные фотографии (640х480 точек) и даже снимать небольшие видеоролики. В памяти устройства умещается 26 кадров высокого разрешения или более ста картинок размером 320х240 точек.

Кроме того, PenCam Trio VGA можно использовать для организации Интернет-конференций. Передача изображения на компьютер при этом осуществляется при помощи USB-интерфейса.

Питается камера от двух АА-батареек.

Поющие диски, упаковки со спамом, или Как печатать батарейки

Представляете, заходите вы в музыкальный магазин, берете приглянувшийся диск и вдруг он начинает петь? Или, скажем, упаковка с кремом для кожи в парфюмерном отделе вдруг начинает светиться забавным видео, убеждая вас приобрести именно ее, а не какой-нибудь другой крем?! Пожалуй, вам захотелось бы приобрести такую штуку? По мнению компании International Paper, - обязательно захочется. Именно с этой целью она заключила соглашение с израильской фирмой Power Paper Ltd, в результате чего на упаковках потребительских товаров могут появиться свечение, звук и другие спецэффекты. Основой разработки являются ультратонкие батареи, которые можно нанести на упаковку, как обычную краску. Обе компании ожидают, что их изобретение поможет производителям более эффективно использовать упаковку продуктов, то есть лишний раз нагрузить покупателя рекламой. Технология позволит, к примеру, создавать коробочки с компакт-дисками, которые начинают проигрывать отрывки песен, когда их берешь в руку. Первые такие диски могут появиться в продаже уже к концу этого года. Батарея, питающая такие упаковки, состоит из пяти слоев цинка и двуокиси марганца общей толщиной всего лишь полмиллиметра. Дальнейшим развитием технологии станет создание интеллектуальных электронных упаковок (e-упаковок), позволяющих, в частности, продуктам «связываться» с производителем или пользователями. Эта концепция появилась довольно давно, и сейчас ее можно наблюдать, например, в виде наклеек на упаковке, не позволяющих вынести из магазина неоплаченный товар. В недалеком будущем она предоставит такие функции, как, скажем, слежение холодильника за находящимися внутри него продуктами. Здорово, да? Только у всего есть и обратная сторона: представляете, как может достать подобный спам, валящийся уже не из Интернета или телевизора, а с буханки хлеба или пакета молока?! И это ведь только начало…

Электронный диджей

При помощи компьютера, виниловых проигрывателей и специальной системы управления движением доцент Ренсселаерского политехнического института (Rensselaer Polytechnic Institute) Крис Чиксентмихалай (Chris Csikszentmihalyi) сумел создать полностью электронного робота-диджея. DJ, I Robot умеет делать все, что положено любому диджею: микшировать и сводить пластинки, задерживать и ускорять их вращение, управлять ритмом и т. д. При этом способности электронного диджея в несколько раз превышают способности человека. Например, робот запросто может раскрутить пластинку до 800 об./мин., на что не способен ни один живой диджей. Правда, на работу в клуб или на дискотеку этого робота пока не пригласить - ему не хватает двух главных качеств настоящего диджея: он не способен самостоятельно выбирать пластинки и чувствовать настроение танцующих.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.