Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Жизнь замечательных людей

Архив
автор : Юрий Романов   06.06.2001

Порой, чтобы заставить молекулу сложного органического вещества вступить в реакцию с другой молекулой, ее необходимо определенным образом возбудить. Иначе она в это взаимодействие ни за что не вступит! Делать ей больше нечего! Не свойственно ей это взаимодействие в основном состоянии.

- Ты за кого меня принимаешь?!
Возмущенное восклицание

Будь самим собой!
Рекламный слоган

Порой, чтобы заставить молекулу сложного органического вещества вступить в реакцию с другой молекулой (говорят еще «вступить во взаимодействие»), ее необходимо определенным образом возбудить. Иначе она в это взаимодействие ни за что не вступит! Делать ей больше нечего! Не свойственно ей это взаимодействие в основном (то есть невозбужденном) состоянии.

Понимаете, что получается? Одна и та же молекула ведет себя по-разному в зависимости от того, в каком состоянии пребывает. Зачастую настолько по-разному, что может показаться, будто имеешь дело с совершенно разными веществами!

В молекулярных технологиях поиск различных способов и методик возбуждения сложных молекул - очень популярная тема исследований. Еще бы - речь идет об инструментарии синтеза молекулярных структур. Испытываются самые разные формы избирательного возбуждения: лазерная и СВЧ-накачка, нейтронная и гамма-активация. Тонкая работа… Здесь главное - вывести молекулу из ее обычного состояния и привести в состояние, допускающее требуемое взаимодействие.

Психокатализ

Так, собственно, о чем речь? О том, что аналогичные процессы имеют место всякий раз, когда нас выводят из равновесия и мы начинаем действовать.

О, великая система аналогий, действующая в этом Мире!

Молекулярные аналогии в математических моделях социальной психологии до сих пор применялись в основном для описания коллективных состояний. Однако полезно проследить действие тех же закономерностей в процессах личных взаимодействий.

И вот почему. Дело в том, что все происходящее с нами в значительной степени зависит от наших действий, слов, отношений, то есть от того, как мы взаимодействуем с окружающими людьми. А эти взаимодействия, прежде чем стать свершившимся фактом, который уже «не вырубишь топором», сначала формируются в сознании. Точнее, формируются сознанием.

Уже упоминал как-то о способности человеческого сознания пребывать в различных состояниях. Идея вроде бы простая, да с непростыми следствиями. Они таковы: каково состояние сознания, таковы его проявления во всех (подчеркиваю - во всех без исключения!) взаимодействиях. Иными словами, всякий раз, когда почему-то меняется состояние сознания (говорят еще: «Этот тип меня просто вывел из себя!»), с точки зрения внешнего наблюдателя возникает другой человек. Со своими реакциями на окружающее, со своими манерами выражаться, взглядами на происходящее, понятиями о чести и совести, о том, что такое добро и зло… И не стоит обманываться внешностью - не с ней же вам общаться!

Вспомните аналогию с молекулами и поразмышляйте. Оч-чень познавательно!..

Кстати, возбуждение сознания не обязательно должно быть «возбуждением» в бытовом смысле слова. Это может быть любое состояние, отличающееся от основного. Поэтому оно может быть довольно «тихим» и определяться, например, занимаемой должностью: «Я при исполнении, гражданин! И нечего меня стыдить!..» Дома же, то есть не «при исполнении», когда возбуждение снимается (часто вместе с мундиром), возникает совершенно иной человек, определяемый условиями возбуждения, реализующимися в кругу семьи.

Индивидуальная личность

Вот мы и добрались до очень важного вопроса: что же представляет собой «основное состояние», если говорить о человеческом сознании?

Вопрос этот важен потому, что каждый из нас является «самим собой», строго говоря, лишь в этом таинственном основном состоянии. Все прочие состояния - лишь временные возбуждения (хотя и являющиеся самостоятельно действующими сознаниями, «поселяющимися» на время «жизни» в наши тела, смотрящие нашими глазами и говорящие нашим языком).

Чтобы лучше понять всю эту «механику», воспользуемся следующей аналогией. Индивидуальность атома как элемента определяется структурой его ядра. Внешние электронные оболочки «отвечают» лишь за свойства атома в химических взаимодействиях, в которых проявляются особенности структуры и возбуждения этих оболочек. В результате в реакциях мы наблюдаем не столько индивидуальность, сколько то, что можно было бы назвать личностью атома, - совокупность свойств, могущих меняться в зависимости от внешних условий.

Аналогично, каждый из нас, в глубине своей, - носитель определенной индивидуальности (которая, собственно, и является «истинным Я»; она же - «склад» жизненного опыта, мудрости) и совокупности внешних «оболочек» - личности, ответственной за наши проявления в условиях возбуждения и взаимодействий. Да, именно так: шумных, изменчивых, эгоистичных, амбициозных, тщеславных («Я - личность!») оболочек истинного Я.

…И зрелищ!

Грустно видеть человека, отождествляющего Себя со своей личностью.

Грустно, когда политический лидер начинает чувствовать себя Вождем и Учителем… Когда начальник становится Начальником, а работник Рабом; когда писатели… когда ученые… когда артисты… когда спортсмены… когда по-своему замечательные люди начинают…

О, это очень грустное зрелище.

[i39852]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.