Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Союз-Аполлон-Атлон

Архив
автор : Александр Карабутов   05.06.2001

Обзор плат на чипсете VIA Apollo KT133A: Soltek SL-75KAV и ASUS A7V133

Пожалуй, самой популярной ныне платформой для процессоров AMD Athlon/Duron и системной памяти SDRAM стали системные платы на новом чипсете VIA Apollo KT133A, появившиеся в продаже в начале весны. Интерес к ним вызван их стабильностью, высоким быстродействием, функциональностью чипсета и поддержкой всего ряда процессоров AMD для Socket A (Socket 462) - от самых дешевых (и хорошо разгоняемых) Duron’ов до новейших Athlon 1-1,4 ГГц (и выше) с частотой системной шины (FSB) 266 МГц. На данный момент практически все производители освоили выпуск плат на KT133A. Некоторые платы, в частности, ABIT KT7A-RAID и EpoX EP-8KTA+, уже успели завоевать популярность среди простых и продвинутых пользователей. А мы рассмотрим здесь два других характерных для рынка решения на базе KT133A - «типовое» на примере платы Soltek SL-75KAV и «продвинутое» на примере платы ASUS A7V133.

Сначала о типовом. Чипсет VIA Apollo KT133A состоит из северного моста VT8363A и южного моста VT82С686B. Первый обеспечивает поддержку процессоров с FSB 266/200 МГц, до 1,5 Гбайт PC133/100 SDRAM или VC133 Virtual Channel Memory (VCM) 1, AGP 2.0 до 4x и до пяти каналов PCI 2.2. В южный мост входят, в частности, контроллеры IDE (UltraATA/100), ACPI, мониторинга и четырехканальный USB 1.1, а также Sound Blaster с выходом на AC’97 аудиокодек.

Системная плата Soltek SL-75KAV формата ATX (см. www.soltek.com.tw) при розничной цене около 100 долларов является удачным универсальным бюджетным решением для современных процессоров AMD, поскольку сочетает продуманный набор функций (включая возможности для разгона), высокое качество изготовления и стабильность работы. На плате размещаются три DIMM-разъема, слот AGP Pro, пять слотов PCI, не забыта и старая добрая шина ISA (что по нынешним временам уже редкость). Присутствуют все стандартные разъемы ATX, включая Audio/Game 2 и два дополнительных USB-порта (на отдельную планку, то есть всего их на плате четыре). Разъемы контроллера UltraATA/100 имеют популярный в последнее время ярко-красный цвет, видимо, подчеркивающий высокую скорость работы данного протокола (см. фото 1).

Плата (имеющая четыре слоя металлизации) спроектирована очень продуманно: стабилизаторы питания процессора смонтированы на отдельных металлических радиаторах (обычно стабилизаторы напаивают прямо на плату, отчего она сильно греется в этих местах) и «обвязаны» массивом конденсаторов по 3300 мкФ (см. фото 3). Благодаря этому повышается стабильность и нагрузочная способность источника питания ядра процессора, что способствует лучшей разгоняемости процессоров. Очень удобно расположен разъем питания ATX - пожалуй, самое удачное решение из виденных мной для «высокого» корпуса типа Middle Tower (см. фото платы). Из характерных особенностей изготовления можно отметить большой радиатор на северном мосте чипсета (жаль, что без вентилятора; желательно все же его установить).

Еще одним достоинством SL-75KAV являются два выносных термодатчика. Обычно (в большинстве других плат под Athlon) термодатчики в бескорпусном (планарном) исполнении напаяны прямо на плату, то есть измеряют ее температуру в разных местах. Здесь же в центре Socket 462 помещен пружинящий «язычок» с датчиком, прижимающимся прямо ко дну «камня» (что позволяет более точно и динамично следить за температурой процессора), а второй термодатчик (отдельный, поставляется в комплекте с платой) можно размещать вообще в любом месте корпуса 3. Мониторинг системной платы дополняет контроль пяти напряжений (включая отдельные VI/O и VRAM) и скоростей двух вентиляторов (используются стандартные возможности южного моста чипсета VT82С686B). Возможности мониторинга интеллектуально усиливает встроенная в Award BIOS v6.0 система SmartDoc Anti-Burn Shield, включающая пороговые настройки для звукового предупреждения и автовыключения компьютера при перегреве процессора (правда, пока в не очень актуальном для сильно греющихся Athlon’ов диапазоне 50-75°) и снижении скорости или остановке вентилятора процессорного кулера. Вот последнее как раз очень полезно, поскольку даже кратковременная остановка пропеллера может повлечь за собой «приготовление» трехслойного горячего гамбургера «Socket+Athlon+кулер», годного разве что на сувенир.

Плата SL-75KAV имеет неплохие возможности для разгона. На ней предусмотрены DIP-переключатели для установки тактовой частоты FSB 100-133 МГц (то есть 200-266 МГц) и коэффициента умножения для процессора (от 5 до 12,5). Напряжение питания памяти можно задавать джампером от 3,3 до 3,6 В с шагом 0,1 В. Из BIOS дополнительно можно регулировать напряжение питания ядра процессора (от 1,5 до 1,85 В с шагом 0,25 В), частоту работы системной памяти (x1 или x1,33 относительно FSB=100-128 МГц) и повышать частоту FSB относительно значения, заданного переключателями, на величину до 28 МГц с шагом 1 МГц (то есть максимум до 161 МГц). Если вы случайно «перебрали» с частотой процессора и плата отказывается запускаться, BIOS сама «сбросит» скорость до значения, заданного джамперами. Повышению быстродействия системы способствует также возможность задавать в BIOS параметры работы системной памяти (например, CAS latency = 2 и Bank Interleave = 4-way).

Отдельного разговора заслуживает встроенная в BIOS платы функция RedStorm Overclocking Tech, позволяющая разгонять процессор по FSB автоматически. При ее запуске BIOS последовательно (с шагом 1 МГц) увеличивает частоту FSB, контролируя при этом стабильность работы процессора. При наступлении сбоя частота FSB снижается на 3 МГц и запоминается. После перезагрузки процессор будет работать уже на этой частоте. К сожалению, повышать таким же способом коэффициент умножения пока нельзя.

Между тем автоматический оверклокинг пока не обеспечивает наивысших результатов разгона. Так, в автоматическом режиме у меня получалась частота FSB не более 100+10 и 133+7 МГц, тогда как ручками (через BIOS) ее удавалось поднять аж до 100+23 и 133+17 МГц (при стабильной работе CPU под Windows 2000 в специальных тестовых задачах, очень чувствительных «до разгона»)! Отмечу, что для случая 100+23 МГц системная память (производства PQI - была любезно предоставлена компанией ASBIS Moscow) нормально работала и на частоте 123х1,33=164 МГц (см. скриншот; правда, на чипсет я поставил вентилятор)! А сам процессор AMD Athlon 1000 МГц (модель с индексом «С», то есть для FSB 266 МГц) неплохо чувствовал себя и на частотах до 1400 МГц! То есть новые гигагерцовые «Атлоны» (где-то с десятой недели 2001 года выпуска; возможность экспериментировать с партиями чипов нам любезно предоставила столичная фирма «БЭСМ-2000») охотно разгоняются, в том числе и по системной шине (см. скриншоты), - как правило, до 1,3 ГГц, а иногда и до 1,5 ГГц. И это не может не радовать, учитывая их весьма привлекательную цену и высокую удельную производительность.

Более «продвинутая» и дорогая (около 150 долларов в розницу) материнская плата 4 ASUS A7V133 (см. www.asus.com.tw) внешне отличается от предыдущей наличием слота AMR (вместо ISA), вентилятора на радиаторе северного моста чипсета, фирменным чипом мониторинга от ASUS и дополнительным «наплатным» контроллером UltraATA/100 на чипе от Promise. Кроме того, стабилизатор напряжения питания процессора выполнен на отдельной печатной плате, расположенной перпендикулярно к основной, что также улучшает терморежимы работы компонентов (см. фото 4; эта «фича» уже стала характерной для моделей ASUS).

Вентилятор на VT8363A даже имеет датчик оборотов вращения (что пока редкость), но чтобы контролировать скорость, пропеллер нужно подключать не к предназначенному для него разъему F_FAN, а к любому из трех других «вентиляторных» разъемов платы. Фирменный контроллер мониторинга ASUS ASIC AS99127F (встроенный в южный мост контроллер мониторинга от VIA при этом не используется) позволяет измерять шесть напряжений, скорость трех вентиляторов и три температуры. К сожалению, температура процессора контролируется «на расстоянии» по температуре печатной платы под разъемом Socket A (что плохо отражает реальную ситуацию), зато возможно подключение к плате третьего (внешнего) термодатчика. Для мониторинга под Windows поставляется фирменная программа ASUS PC Probe (я все же предпочитаю пользоваться более удобной утилитой Motherboard Monitor [см. mbm.livewiredev.com], которая умеет работать практически со всеми системными платами). Наконец, IDE-контроллер Promise PDC20265R перемычкой на плате можно переключать из режима обычного UltraATA/100 (аналог контроллера Promise Ultra100) в режим IDE RAID 0 (аналог Promise FastTrack100). Оба этих варианта «зашиты» в микросхему BIOS материнской платы.

Технология JumperFree позволяет задавать из BIOS напряжение ядра, коэффициент умножения для процессора и тактовую частоту FSB и памяти с шагом 1 МГц в диапазоне 100-200 МГц. Желающие могут также задавать все эти параметры DIP-переключателями на самой плате. Можно приподнять и напряжение питания памяти до 3,5 В. Award BIOS от ASUS более насыщен тонкими настройкам быстродействия системы и памяти. В частности, можно менять не только CAS Latency, но и RAS-to-CAS Delay и RAS Precharge Time, то есть выставить тайминг работы системной памяти равным 2-2-2, тогда как для платы SL-75KAV пока возможны только режимы 3-3-3 и 2-3-3 (см. скриншоты 5 и 6). За счет этого плата A7V133 может работать чуть быстрее, чем SL-75KAV (см. диаграмму; при тайминге 2-3-3 обе платы практически одинаковы по скорости в приложениях). Кстати, обе платы продемонстрировали беспроблемную работу со всеми оказавшимися у меня под рукой «разношерстными» модулями SDRAM PC133 объемом 64, 128 и 256 Мбайт производства NCP, PQI, M-tech и Vitelic, причем при любом их сочетании и размещении.

При разгоне плата A7V133 оказалась почти так же хороша, как и SL-75KAV: с тем же процессором частоту FSB удалось поднять до значений 133+17 и 100+20 МГц (в последнем случае память работала на 160 МГц по 2-2-2). Правда, иногда при загрузке «пропадал» тестовый винчестер IBM Deskstar 60GXP.

Из небольших недостатков A7V133 можно отметить неудачную близость Socket 462 к слотам DIMM (защелка кулера процессора и ближний к ней модуль DIMM могут мешать друг другу, традиционно высокую для плат ASUS цену, посредственное качество встроенного аудио от VIA, а также неожиданно низкую производительность в тестах OpenGL под Windows 2000: проигрыш той же SL-75KAV (и другим аналогичным системам) составляет до 20%, причем как в игровом Quake 3 Arena, так и в профессиональных OpenGL-приложениях в тесте SPEC ViewPerf 6.1.2. Тогда как в ряде других задач A7V133 немного обходит SL-75KAV за счет возможности выставить лучший тайминг памяти.

Под стать брэнду ASUS и содержание коробки с платой: кроме дополнительной планки с двумя USB-портами могут опционально поставляться инфракрасный порт, модуль датчика проникновения в корпус ПК, модемная карта расширения ASUS MR-1 или сетевая карта ASUS PCI-L101 10/100 c функцией пробуждения ПК от запроса по сети (Wake-On-LAN). На прилагающемся CD содержатся, в частности, антивирус PC-Cillin 98, программный MIDI-синтезатор Yamaha XG и несколько программ от CyberLink - DVD-плейер PowerDVD (версии 2.55), универсальный аудио/видеоплейер PowerPlayer SE (имеет функцию караоке) и программа для создания и пересылки видеопочты профессионального качества VideoLive Mail Plus v3.0 (VLM 3).

Обе платы являются хорошими выбором в своих ценовых нишах и обеспечивают достойную стабильность 5 и скорость работы со всеми современными процессорами компании AMD. А намечающийся в начале 2002 года (по слухам) выпуск процессоров AMD Duron для системной шины 266 МГц (давно пора бы) и нынешняя до неприличия дешевая память SDRAM только усиливают интерес к недорогим платформам на базе этого чипсета.

[i39836]


1 (обратно к тексту) - VC SDRAM - это новая архитектура памяти от NEC, совместимая с обычной SDRAM, существенно (прирост до 50%) ускоряющая работу с мультимедиа-данными и имеющая на треть меньшее энергопотребление.
2 (обратно к тексту) - Расположенный на этих платах AC’97 аудиокодек VT1611A от VIA обеспечивает простенький незамысловатый звук, годный разве что для подзвучки Windows и простеньких игр.
3 (обратно к тексту) - Оба этих датчика были использованы мною, в частности, для испытаний эффективности процессорных кулеров (см. «КТ» #397).
4 (обратно к тексту) - Кстати, компания ASUSTeK, в отличие от многих других производителей системных плат, так везде и пишет - motherboard (а не mainboard). Видимо, этим подчеркивается первоисходность и близость пользователю продуктов ASUS.
5 (обратно к тексту) - Говоря о стабильности, нельзя не упомянуть о двух недавно обнаруженных (и уже устраненных) ошибках в этом чипсете. Одна - в IDE-контроллере южного моста. Она может проявляться при копировании крупных (более 100 Мбайт) файлов между дисками, расположенными на разных каналах контроллера. Другая, менее опасная, в северном мосте (только в чипах VT8363A с маркировкой 1EA0 или 1EA4; в чипах с другой маркировкой этой ошибки нет; см., например, www.chip.de/news_stories/news_stories_163106.html). Она возникает с процессорами Athlon для FSB 266 МГц при перезагрузке из режима DOS (по Alt+Ctrl+Del) или Windows. При этом появляется «черный экран». Иногда проблему можно устранить, повысив напряжение VI/O до 3,5 В. Для успокоения читателей замечу, что я лично с этими проблемами на практике не сталкивался.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.