Новости
АрхивСам я «Эшелона» не видал, но... - Получилось как всегда. - А вот теперь CD и слушай... - Кругом виноватые. - Я б в киберполицию пошел. - Ворон ворону... - А зачем нам кузнец? - Пока гром не грянет. - Игрушечное крипто. - Ты покликай, покликай... - Вирусная нравственность.
Сам я «Эшелона» не видал, но...
Специальный комитет Европейского парламента с лета прошлого года занимается расследованием проблем вокруг загадочной глобальной системы радиоперехвата Echelon, принадлежащей разведкам пяти англоязычных стран и вызывающей в Европе опасения относительно возможностей промышленного шпионажа и посягательств на приватность жизни граждан. В конце мая комитет Европарламента (на фото его глава Карлос Коэло [Carlos Coehlo]) обнародовал проект итогового документа по результатам своего расследования.
Этот почти стостраничный отчет был готов еще в первых числах мая, но члены комитета о нем помалкивали, надеясь внести существенные коррективы после майского визита в США, где планировались официальные встречи с представителями нескольких американских спецслужб: АНБ, ЦРУ и др. Однако уже по прибытии представителей комитета в США все спецслужбы, несмотря на достигнутые договоренности, неожиданно и без объяснения причин отказались от встречи. Поскольку официально факт существования «Эшелона» никогда властями не признавался, а последний маневр с уходом американцев от обсуждения был явно проведен по указанию высшего руководства страны, стало ясно, что ничего нового в подготовленный проект отчета добавить не удастся. И вскоре документ появился в Интернете (см., например, cryptome.org/echelon-ep.htm).
Главный вывод комитета Европарламента сводится к тому, что у следствия нет никаких сомнений относительно существования глобальной системы перехвата телекоммуникаций, которая поддерживается совместными силами США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, участвующими в проекте пропорционально своим возможностям. Как подтверждают свидетельства, система эта, скорее всего, действительно именуется «Эшелоном», но эта деталь представляется маловажной. Важно же то, что целью системы на самом деле является перехват не военной связи, а частных и коммерческих коммуникаций. В то же время, по заключению комитета, система перехвата вовсе не является столь всеобъемлющей и всепроникающей, как предполагает ряд средств массовой информации.
Для противодействия промышленному шпионажу (достоверных подтверждений которому, кстати, комитет не выявил) членам Евросоюза рекомендуется выработать единую стратегию защиты на основе европейских криптотехнологий, а самое главное - поддержать проекты, направленные на разработку дружественных пользователю программ шифрования с открытыми исходными кодами.
Как организациям и фирмам Европы, так и частным лицам рекомендуется по возможности прибегать к шифрованию электронной почты, дабы шифрование переписки в конце концов стало нормой. Одновременно комитет призывает страны-участницы Союза заключить декларацию о недопустимости промышленного шпионажа друг против друга (напомним, что ряд американских баз радиоперехвата находится на территории Великобритании и Германии). Одним из неожиданных выводов комитета Европарламента можно считать рекомендацию о целесообразности объединения, подобно «Эшелону», разведок Европейского Союза, поскольку «в общей политике безопасности нет никакого смысла без привлечения спецслужб». Кроме того, объединение помогло бы европейцам разговаривать с США, что называется, на равных. - Б.К.
Получилось как всегда
Microsoft свернула «антипиратскую» кампанию по выявлению персональных компьютеров, реализуемых без предустановленной ОС.
Вкратце напомним суть скандального начинания. В конце апреля стало известно, что корпорация Microsoft обратилась к продавцам компьютеров с предложением «стучать» на тех покупателей, которые отказываются от приобретения ПК с предустановленной ОС. Взамен реселлерам обещались «дом в Чикаго, много женщин и машин», а именно: пять компакт-дисков с игровым программным обеспечением от Microsoft за оповещение о двухстах пятидесяти компьютерах, купленных без Windows, часы Fossil Big Tic за сообщение о пятистах ПК и гриль плюс кресло за «стук» о тысяче компьютеров.
Программа сразу же вызвала острейшую критику со стороны сетевой общественности, которая была шокирована как ее сутью, так и абсурдными призами. Главный довод противников такого рода практики заключается в том, что многие из тех, кто покупает ПК без предустановленной ОС, не «воруют» ПО Microsoft, а самостоятельно устанавливают Linux или какую-нибудь другую альтернативную операционную систему.
Представитель Microsoft Мэтт Пилла (Matt Pilla) заявил, что это была «очень короткая пилотная программа, которая, по общему мнению, признана глупой». При этом, по словам Пилла, никакой информации правоохранительным органам или организациям, которые борются с пиратством, передано не было. Компания собирала информацию исключительно для себя, так как условия лицензионных соглашений для корпоративных пользователей подчас слишком сложны и те не всегда понимают, что иногда не имеют права устанавливать ОС по клиентским лицензиям на новые компьютеры, приобретенные взамен старых. В идеале Microsoft хотела бы выявить таких «наивных» клиентов, чтобы разъяснить им тонкости толкования своих лицензионных соглашений.
Интересно, что теперь будут делать в Редмонде с нереализованными грилями, креслами и часами? - В.Г.
А вот теперь CD и слушай…
Пользователи программных продуктов для записи компакт-дисков от компании Roxio были немало удивлены, когда вместо списка названий песен, записанных на аудиодиске, вставленном в привод для оцифровки, получили сообщение, что продукты Roxio лишены права использования базы данных CDDB, принадлежащей фирме Gracenote.
В настоящее время Roxio, временно переключившая свои программы на использование другой базы данных с названиями композиций - Freedb.org, - выступает ответчиком по судебному иску, поданному Gracenote (причина тяжбы - незаконное использование базы данных, технологий распознавания треков и пр.). В то же время, по мнению многих экспертов, права Gracenote на информацию, собранную в базе данных CDDB, довольно сомнительны. Собирались эти данные всем миром, так почему же Gracenote полагает, что имеет право распоряжаться ими как вздумается?
Первая версия CDDB, созданная в 1993 году программистом Тай Каном (Ti Kan), вообще не предусматривала использования Интернета и была составной частью проигрывателя XMCD, реализованного Каном под Unix. В этой базе данных хранилась информация о запускаемых на прослушивание компакт-дисках, а вводил ее сам пользователь. Спустя несколько лет к проекту присоединился Стив Шерф (Steve Sherf), предложивший Кану использовать для пополнения базы данных Интернет. Так и было сделано: пользователи Сети получили право читать данные из базы CDDB и записывать в нее информацию об имеющихся у них компакт-дисках. Более того, код всего программного обеспечения (как проигрывателя, так и собственно движка для работы с базой данных) был выпущен Каном под лицензией GNU. В результате за несколько лет CDDB значительно разрослась и в настоящий момент является, наверное, самой крупной музыкальной базой данных в Интернете - в ней содержится информация примерно о 880 тыс. композиций.
В 1998 году проект CDDB был приобретен венчурной компанией Escient, которая соединила технологии CDDB с мультимедийными наработками фирмы Ion. В конечном счете проект был преобразован в компанию Gracenote, которая запатентовала программные наработки CDDB. Однако в настоящий момент Gracenote предъявляет права не только на свои программные продукты, но и на саму базу данных, составленную в первую очередь силами многочисленных Интернет-пользователей.
Сегодня существует два альтернативных проекта музыкальных баз данных, на использование которых могут переориентироваться производители программного обеспечения, если их не устроят условия, выдвигаемые Gracenote. Первый - Freedb.org - создан Майклом Кайзером (Michael Kaiser) в 1999 году на основе копии CDDB образца 1997 года. Таким образом, в первоначальном архиве Кайзера нет ни одной записи, на которую Gracenote могла бы предъявить права, хотя юридическое положение Freedb.org до сих пор остается довольно шатким. Сейчас в этой базе данных содержится информация о 340 тыс. композиций.
Второй открытый проект подобного рода - CDIndex, теперь известный как MusicBrainz, - создан программистом Робертом Кэем (Robert Kaye) с нуля. Он чист с юридической точки зрения, но скромнее по размерам не только CDDB, но и Freedb.org. На сегодня в базе MusicBrainz содержатся данные всего о 7 тыс. альбомов. - В.Г.
Кругом виноватые
Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) подала в суд на музыкальный портал LaunchMedia, обвиняя последний в нарушении лицензионного соглашения на дистрибуцию музыкальных материалов.
До сих пор RIAA судилась только с компаниями, никаких лицензий не покупавшими. LaunchMedia не из таких: прежде чем начать распространение музыки через свой сервис LaunchCast (который позволяет каждому клиенту сформировать потоковый «радиоканал» по своему вкусу), она официально приобрела право вещать музыку, принадлежащую крупным звукозаписывающим фирмам. RIAA придралась к тому, что Launch предоставляет пользователям своего сервиса слишком широкие возможности по выбору музыки (слушатель мог указать желаемую частоту повторения той или иной композиции). В ответ на заявление RIAA фирма Launch немедленно приостановило работу своей службы и теперь в частном порядке обсуждает с ассоциацией пути решения проблемы.
Впрочем, до выплаты отступных дело дойдет вряд ли: судя по всему, сейчас RIAA используется гигантами звукозаписи просто как мощный инструмент для выдавливания с рынка цифровой музыки всех, кто мог бы хоть как-то помешать развертыванию их собственных сервисов MusicNet и Duet (см. «КТ» #391). Одновременно с иском против Launch, Ассоциация направила в суд требование разобраться еще с одним «слишком популярным» онлайновым дистрибьютором музыки - Aimster. А предыдущими жертвами стали Napster, MP3.com и Scour. - Е.З.
Я б в киберполицию пошел
Американское правительство выделило 8,6 млн. долларов Национальному научному фонду (NSF) на стипендиальную программу для студентов высших учебных заведений, согласных поработать над повышением компьютерной безопасности государства. Всего в программе примут участие около двухсот человек, специализирующихся на информационной безопасности и смежных областях, из шести избранных вузов страны, - два года их обучения будут оплачены государством. Отрабатывать вложенные в них средства студенты будут в федеральных агентствах во время летних каникул, а после окончания обязуются проработать на ниве кибербезопасности в стенах госучреждений минимум два года. Программа начнет действовать с сентября.
Этот проект пришелся как нельзя кстати. По последним данным, опубликованным специальной комиссией при Конгрессе США, положение госорганизаций, занимающихся компьютерной безопасностью, просто плачевно. В частности, Национальный центр по защите инфраструктуры (NIPC), основанный еще три года назад для решения стратегических задач, не справляется со своими обязанностями по причине банальной нехватки квалифицированных кадров (количество работников не превышает двух десятков человек, и вакансии имеются постоянно). В то же время основная часть решаемых центром проблем не требует привлечения «суперспециалистов» - это борьба с трудами юных вирусописателей, координация усилий по своевременному латанию открывшихся «дыр» в программном обеспечении и т. п. - Е.З.
Ворон ворону…
По данным из неофициальных источников, Microsoft и AOL, две крупнейшие американские IT-корпорации, всегда настороженно относившиеся друг к другу, подписали соглашение о партнерстве, предусматривающее включение клиента AOL 6.0 (известен сегодня под кодовым названием Steppenwolf) в дистрибутив Windows XP.
Собственно говоря, у компаний уже есть опыт сотрудничества. В течение пяти лет AOL продвигала Internet Explorer в качестве браузера по умолчанию для своих клиентов, а Microsoft в обмен на это предоставляла пакетам AOL место на диске с дистрибутивом Windows. Однако 1 января 2001 года срок соглашения истек, и многие аналитики полагали, что на этом «дружба» закончится - уж больно много всего произошло между компаниями за последние годы. Microsoft сегодня замахивается со своим сервисом MSN на рынок, где давно работает AOL. AOL, в свою очередь, сыграла довольно заметную роль в судебном процессе против Microsoft. К тому же у AOL с 1999 года есть собственный полноценный браузер - Netscape, приобретенный вместе с компанией-разработчиком.
Хотя старый договор продлен не был, тем не менее, сотрудничество двух корпораций, видимо, продолжится примерно по той же схеме, что и в последние пять лет. Согласно новой договоренности, AOL продолжает использовать IE в качестве браузера по умолчанию ( для платформы Windows), а Microsoft предоставляет AOL место на компакт-диске с дистрибутивом ОС.
Правда, здесь пока есть нерешенные проблемы. AOL для размещения многоязычной версии Steppenwolf требуется минимум 84 Мбайт, а Microsoft готова предоставить на компакт-диске только 70. Кроме того, пакет Steppenwolf до сих пор не получил статуса «совместимого с XP». И, чтобы его включили в состав системы, разработчикам AOL придется поторопиться: окончательная версия Steppenwolf должна быть у программистов Microsoft не позднее середины июля, дабы те успели интегрировать его в дистрибутив ОС.
Уже сегодня ясно, что некоторые компоненты пакета не войдут в версию для Windows XP. Так, в нее не будет включен пакет Komodo, позволяющий использовать в ПО от AOL другие браузеры, работающие под Windows (в частности, браузер на движке Gecko). Komodo должен стать составной частью AOL 7.0, но вряд ли Microsoft согласится включать такого «троянского коня» в дистрибутив своей ОС.
Интересно, что подписанное соглашение может больно ударить по RealNetworks - новоиспеченному партнеру AOL по музыкальному сервису MusicNet. Сообщается, что AOL и Microsoft обсуждают возможность интеграции в программное обеспечение от AOL Windows Media Player вместо RealPlayer. Срок соглашения AOL с RealNetworks истекает в середине июля, и возможно, что уже в августе новые клиенты AOL будут вовсю использовать Media Player. Единственное, что смущает AOL, - привязка Media Player к Windows-платформам и отсутствие редакций этого пакета для старых версий Windows. - В.Г.
А зачем нам кузнец?
Компания Transmeta приобрела у фирмы AMD лицензию на технологию HyperTransport (высокопроизводительная альтернатива шине PCI, см. «КТ» #385) и 64-разрядную архитектуру x86-64 (положена в основу процессоров AMD семейства Hammer).
Обе технологии Transmeta планирует использовать при создании своих новых процессоров, поддерживающих 64-разрядные инструкции. Правда, руководитель компании Дэвид Дитцель (David Ditzel) подчеркнул, что не следует ожидать немедленного внедрения лицензированных технологий. По его словам, фирма начнет продвигать их, только когда почувствует готовность рынка. Нужно заметить, что спрос на процессоры Transmeta, способные выполнять 64-разрядный x86-совместимый код, появится в самом ближайшем будущем - ведь Crusoe применяется не только в ноутбуках, но и в тонких веб-серверах (например, RLX Technologies) с пониженным уровнем тепловыделения (см. «КТ» #381-382).
На резонный вопрос, почему предпочтение было отдано технологиям от AMD, когда у Intel есть аналогичные разработки (соответственно шина 3GIO и 64-разрядная архитектура IA-64), Дитцель ответил, что на самом деле у Intel и близко нет ничего подходящего для Transmeta. В то время как для Дитцеля сотоварищи одно из важнейших условий - сохранение максимальной совместимости с 32-разрядным кодом, в Intel пошли другим путем и создали архитектуру, которая, конечно, может выполнять большинство 32-разрядных приложений, но с существенной потерей производительности. В AMD, напротив, велосипед изобретать не стали, а «расширили» существующую 32-разрядную архитектуру до 64-разрядной.
Правда, похоже, что Дитцель немного слукавил. Не исключено, что решающую роль в выборе сыграли более теплые отношения его компании с AMD (Transmeta и Intel - прямые конкуренты на рынке процессоров для компактных экономичных ноутбуков). В частности, известно, что еще в прошлом году AMD и Transmeta совместно работали над созданием эмулятора процессоров семейства Hammer на базе чипа Crusoe. - В.Г.
Пока гром не грянет
Альянс Software & Information Industry Association (SIIA), объединяющий более тысячи фирм-разработчиков ПО, выступил с инициативой в области защиты данных кредитных карт от покушений злоумышленников. По заключению экспертов SIIA, для большинства систем защиты информации в электронном бизнесе характерна модель безопасности «яичная скорлупа: твердое снаружи, мягкое внутри», то есть максимум внимания уделяется внешним угрозам и практически никакой защиты не предусмотрено внутри. В результате, как только злоумышленник преодолевает оборонительный барьер, уже практически ничто не препятствует его доступу к базам данных, хранящим реквизиты кредитных карт клиентов.
О многочисленных случаях компрометации этой крайне ненадежной схемы защиты, а также о сотнях тысяч реквизитов кредитных карт, украденных из онлайновых систем и оптом продаваемых на черных рынках Интернета, писалось уже не раз. И вот, наконец, когда именно таким образом похитили данные кредитки Тома Арнолда (Tom Arnold), возглавляющего в SIIA подразделение технологий электронного бизнеса, сакраментальный вопрос «Доколе?» встал со всей остротой. По личной инициативе Арнолда, являющегося также директором корпорации CyberSource, группа экспертов SIIA разработала новую концепцию защиты баз данных кредитных карт, получившую название «электронная цитадель».
Источником вдохновения для Арнолда и его коллег стали идеи фортификации многовековой давности. Строители крепостей прошлого, имея богатый опыт, знали, что самое эффективное средство защиты - это многоуровневая система укреплений, изнуряющая атакующих и тормозящая их на каждом шагу. При этом наиболее прочная крепость или башня зачастую возводилась в самом центре цитадели.
Примерно в том же духе разработана и архитектура «электронной цитадели». Для максимального противодействия взлому предусмотрено шифрование каждой записи в базе данных с помощью длинных криптоключей, которые также хранятся в защищенном виде, зашифрованные парольными фразами клиентов. Если же всех этих эшелонов обороны для отдельных кредитных карт окажется недостаточно, то роль главной защиты сыграет центральный элемент «цитадели»: ключ шифрования записи является здесь не постоянным, а регулярно сменяемым, так что кредитка будет уязвимой лишь некоторое время.
По убеждению разработчиков системы, такое решение обладает рядом преимуществ перед известными схемами на основе динамически сменяющихся «одноразовых» реквизитов платежных карт, поскольку предложенная SIIA архитектура может быть встроена в уже эксплуатируемое электронной коммерцией программное обеспечение. Мнение сторонних экспертов-криптографов о прочности «электронной цитадели» пока неизвестно, но для всех интересующихся на сайте SIIA выложен документ, подробно описывающий концепцию архитектуры. - Б.К.
Игрушечное крипто
С лета этого года компания Sony Computer Entertainment для своей игровой консоли PlayStation 2 начинает продавать Интернет-комплект, включающий жесткий диск на 40 Гбайт и адаптер для широкополосного доступа в Сеть. На диске, скорее всего, будет предустановлен браузер Netscape, так что PS2 станет полноценным Интернет-терминалом, приспособленным не только для онлайновых игр, но и для электронной коммерции.
В свете столь существенных перемен в статусе игровой приставки компания Sony заключила партнерское соглашение с фирмой RSA Security, криптографические технологии которой будут защищать в PS2 не только безопасность Интернет-коммуникаций, но и данные, хранящиеся на жестком диске. Так что теперь для разработчиков приложений под PS2 компания RSA Security предлагает специализированный криптоинструментарий на базе своего известного набора RSA BSAFE. В его основе лежит криптобиблиотека SSL-C, которая будет использована как для типичных сетевых приложений, вроде защиты финансовых транзакций, так и для защиты будущих Интернет-игр, создаваемых разработчиками специально под PS2. Для защиты информации, хранящейся на жестком диске, применяется совместимая с SSL библиотека программ RSA BSAFE Crypto-C. Кроме того, предусмотрено использование ряда других стандартных криптотехнологий, включая BSAFE Cert (средства сертификации), Internet Protocol Security (IPSec) и возможностей IEEE 802.11. - Б.К.
Ты покликай, покликай…
Компания Predictive предлагает Интернет-рекламодателям новую услугу. Как утверждает фирма, ее новая разработка дает возможность определить, кто в данный момент сидит за компьютером.
Разного рода средства слежения за пользователем, фиксирующие, на какие сайты он предпочитает ходить, как долго задерживается на каждом ресурсе и т. д., не учитывают, что у домашнего компьютера может быть несколько постоянных пользователей. В результате целевая реклама, построенная на основе анализа предпочтений некоего гипотетического компьютерщика, не всегда находит отклик. Так, если какой-нибудь программист весь день провел, читая конференции по C++, это еще не означает, что его супруга, севшая поработать за компьютером в выходной, обрадуется рекламе новой книги по C++.
Predictive предлагает технологию, которая способна отделять зерна от плевел или, другими словами, одних пользователей от других по манере работы с компьютером. Известно, например, что мужчины предпочитают использовать клавишу табуляции и колесико на мышке. Женщины, напротив, зачастую используют старые добрые полоски прокрутки, даже если работают с «колесной мышью». Дети, как правило, совершают размашистые движения манипулятором, тогда как искушенные геймеры любого возраста в движениях мышью скупы, зато часто кликают. Совокупность подобных признаков и позволяет отличить одного постоянного пользователя от другого, а значит, и предложить ему наиболее подходящую рекламу.
Интернетом область интересов компании не ограничивается. Разработки Predictive можно применять и в системах интерактивного телевидения: использование пульта дистанционного управления не менее красноречиво говорит о его хозяине, чем работа с клавиатурой и мышью ПК. Так, специалисты Predictive утверждают, что могут определить, когда телевизор смотрит мужчина (как правило, часто переключается с одного канала на другой), женщина (обычно смотрит один и тот же канал) и мужчина с женщиной (переключения с канала на канал происходят только во время рекламных пауз, если пульт в руках мужчины, или осуществляется только одно переключение на другой канал во время рекламной паузы, если пульт в руках женщины).
Новые технологии уже вызвали опасения защитников приватности в Интернете, однако в пользу Predictive свидетельствует тот факт, что все вышеописанное невозможно без согласия владельца ПК. Пользователь должен загрузить программы Predictive и установить их на свою машину.
Естественно, по доброй воле вряд ли кто-то будет шпионить за самим собой, поэтому Predictive работает напрямую с Интернет-провайдерами. Так, один из крупнейших американских провайдеров WorldNet уже предлагает тарифный план i495, по которому абоненты получают неограниченный доступ в Интернет за 4,95 доллара в месяц в обмен на согласие использовать программное обеспечение от Predictive и терпеть рекламу, появляющуюся на компьютере каждые две минуты. - В.Г.
Вирусная нравственность
В конце мая на просторы Сети вышел новый вирус, следящий за «облико морале» своих жертв. Червь Noped представляет собой еще одну вариацию на популярную тему VBS-скрипта, паразитирующего на Microsoft Outlook. Получив управление, Noped рассылает свои копии по записям в адресной книге (с темой письма «FWD: Help us ALL to END ILLEGAL child porn NOW»), а кроме того, сканирует все доступные диски в поисках jpeg-файлов с определенными именами (которые, как считает автор Noped, связаны с детской порнографией). Если такие файлы находятся, вирус формирует и отсылает «телегу» в одно из федеральных агентств США (список их электронных адресов содержится в коде программы, а учреждение выбирается случайным образом).
Неделей раньше в Интернете начал путешествие червь Cheese worm, пытающийся самостоятельно латать известные ему «дыры» в системах, работающих под управлением ОС Linux. Борьба за чистоту Сети обретает у вирусописателей популярность прямо-таки угрожающую… - Е.З.
Мы писали, мы писали…
Частое использование сотового телефона все-таки вредит здоровью. Если об опасности электромагнитного излучения по-прежнему мало что известно доподлинно, то существование другой напасти производителям сотовых трубок вряд ли удастся оспорить.
Специфическое заболевание, которому подверженны активные пользователи персональных компьютеров и профессиональные машинистки - кистевой туннельный синдром (RSI, выражается в болезненных ощущениях в кистях и пальцах рук при долгой работе; см. «КТ» #326), замечен и у владельцев… мобильных телефонов, чересчур увлекающихся написанием SMS-сообщений. Британская ассоциация по борьбе с RSI назвала этот недуг «синдромом текстовых сообщений» (Text Message Injury - TMI). Жертвами TMI в основном становятся подростки, для которых SMS в силу дешевизны зачастую является одним из главных средств удаленного общения, и набивка сотен символов в день на маленькой клавиатурке мобильника - дело обычное.
Британские специалисты предсказывают всплеск заболеваемости TMI в ближайшие годы: по данным международной Ассоциации GSM, несмотря на общее снижение активности на рынке мобильных телефонов, бум SMS еще не достиг своего пика. За последние два года количество пересылаемых сообщений выросло с одного до 16 млрд. в месяц, и в нынешнем году их общее число может перевалить за 200 миллиардов. А значит, скоро следует ожидать и подачи первых связанных с TMI судебных исков против сотовых операторов и производителей телефонных аппаратов. - Е.З.
Примостили
На прошедшей в Амстердаме конференции Audio Engeneering Society компания DTS продемонстрировала свою новую систему доставки многоканального звука пользователям домашних кинотеатров. Эта разработка, которая пока еще не имеет коммерческого названия, позволяет закодировать шесть (точнее, 5.1) каналов звука с разрешением 24 бит/96 кГц на звуковую дорожку к видеофильмам на DVD.
До сих пор звук с таким разрешением мог сопровождать видеофильм только в стереоварианте, а 6-канальный 24/96 звук был доступен только счастливым обладателям DVD-Audio-проигрывателей (которые пока очень дороги, ну и фильм на них, разумеется, не посмотришь). Новая технология будет использоваться в DVD-видеофильмах, а также при производстве DVD-Audio-дисков: музыка, закодированная этим способом, будет располагаться в видеозоне диска, а несжатый 24/96 многоканальный звук - в аудиозоне. Таким образом, обладатели обычных DVD-проигрывателей (последние не «видят» аудиозоны диска), при наличии соответствующего декодера, смогут воспроизводить DVD-Audio-диски с разрешением 24/96.
Новая система сжатия от DTS полностью совместима со старыми декодерами, правда, они в лучшем случае смогут раскодировать звук только в 24/48. Предполагается, что бытовые проигрыватели, поддерживающие DTS 24/96, появятся в продаже к концу года. - А.Б.
Ну погоди!
После полутора лет напряженной работы Торговая ассоциация 1394 утвердила спецификации новой редакции шины FireWire - IEEE 1394b. Это событие может изрядно осложнить продвижение USB 2.0, так и не ставшей стандартом de facto.
Изначально области применения FireWire и USB были различны. Первая использовалась в основном в бытовой электронике, а вторая применялась для подключения разнообразной компьютерной периферии. Ситуация осложнилась, когда производительность FireWire достигла 400 Мбит/с, а скорость USB продолжала оставаться на первоначальном уровне - 12 Мбит/с. У производителей USB-совместимых устройств появился соблазн использовать FireWire, чтобы достичь более высоких скоростей передачи данных, но их сдерживало ожидаемое появление на рынке контроллеров второй версии USB, которая должна обеспечить производительность до 480 Мбит/с.
Однако ожидание затянулось. Из-за отсутствия достаточного количества устройств USB 2.0 компания Microsoft отказалась от официальной поддержки этой технологии в Windows XP (по крайней мере, на момент выхода ОС; см. «КТ» #393). Причем до сих пор неясно, когда на рынке реально появится аппаратура с поддержкой USB 2.0.
И вот новый удар по USB: выходит технология, заметно превосходящая эту шину. Судите сами. В спецификации 1394b заложена возможность передачи данных на расстояние до 100 м (в случае USB 2.0 максимальное расстояние не превышает 5 м) с пиковой скоростью от 800 Мбит/с до 3,2 Гбит/с. Последнее значение, правда, будет достижимо только при использовании стеклянного оптоволокна, но 800 Мбит/с и так хватает с головой (сегодняшняя IEEE 1394 позволяет передавать данные со скоростью до 400 Мбит/с на расстояние до 4,5 м).
Чипы с поддержкой новой редакции FireWire появятся уже в третьем квартале этого года, а первые устройства 1394b - в начале 2002 года. Уже известно, что новую технологию поддержат такие крупные производители чипов, как Texas Instruments и Agere (бывшее подразделение Lucent). Не стоит сомневаться в том, что поддержку новой технологии окажет и Apple, один из родоначальников FireWire. Интересно, что новые чипы (1394b) должны быть даже дешевле старых (1394), так как исходную схему удалось упростить.
Конечно, наивно полагать, что FireWire начисто вытеснит своего менее поворотливого конкурента, - вероятнее всего, в течение нескольких лет существующее сегодня соотношение двух стандартов сохранится. Однако с появлением новой спецификации FireWire может расширить сферу влияния. - В.Г.
Микрофон-калькулятор
Немецкая фирма Neumann, которая производит высококачественные студийные микрофоны, представила свой первый цифровой продукт под названием Solution-D.
Сердцем этой системы стал микрофон D-01. Особенность его в том, что он цифровой, то есть на выход устройства подается не аналоговый, как обычно, а уже оцифрованный звуковой сигнал. Аналогово-цифровой преобразователь в D-01, расположенный сразу после воспринимающей звук мембраны, был специально разработан фирмой Neumann для оцифровки сигнала с очень низким уровнем (разрядность преобразования 28 бит, частота дискретизации до 96 кГц).
Вторым звеном системы является DMI-2, интерфейс, который преобразует сигнал от микрофона в стандартный профессиональный цифровой формат AES/EBU. Один интерфейс может работать одновременно с двумя микрофонами, готовится к выпуску и восьмиканальный вариант.
Изюминкой же комплекса Solution-D является третье звено, которым может быть любой обычный Wintel-компьютер, оснащенный портом USB. По USB ПК соединяется с интерфейсом DMI-2 и с помощью специальной программы может управлять одним или несколькими подключенными микрофонами (интерфейсы могут каскадироваться). Управлению поддаются направленность микрофона, уровень выходного сигнала, переворот фазы и обрезные фильтры, которые удаляют избыток низких частот при близком расположении микрофона к источнику звука. Интересно, что изменяются все эти параметры уже в оцифрованном сигнале, причем внутри самого микрофона (реализуется встроенными DSP).
В принципе цифровые микрофоны на профессиональном аудиорынке уже не новость, например фирма Beyerdynamic в свое время выпустила такое устройство (правда, без дополнительного интерфейса и DSP), но оно не снискало особой популярности. Однако приход в эту сферу такого гранда, как Neumann (первые микрофоны фирма выпустила в 1928 году, и сейчас ее продукцию можно встретить практически во всех звукозаписывающих студиях мира) позволяет предполагать, что вскоре цифровые микрофоны займут достойное место в индустрии звукозаписи. - А.Б.
Кошкин софт
Американская фирма CyberPounce выпустила набор компьютерных игр, предназначенных… для кошек. Проект возглавлял опытный дизайнер игр и любитель кошек Мэтт Вулф (Matt Wolf), больше десяти лет работавший для компаний Sega, Electronic Arts и других известных фирм. С помощью зоопсихологов Вулфу и программистам из компании Double Twenty Productions удалось создать, как говорит сам Мэтт, своеобразный «кошачий Quake». Зрительные образы, движения и звуковые эффекты специально подобраны под вкусы Мурок и Васек.
На диске размещены игры двух типов: с распространенными кошачьими игрушками - перышком, тряпичным мышонком и т. п., а также с «живыми» персонажами, например, мышкой, бабочкой, лягушкой, котом. И те и другие движутся на экране, но если игрушки перемещаются на нейтральном фоне и движения их довольно предсказуемы, то персонажи обитают в детально разработанном рисованном мире и их перемещения сравнительно сложны. Оба типа игр можно запустить в двух режимах: либо с кошкой играет компьютер, поочередно прокручивая все одиннадцать игр, входящих в комплект, либо изображениями управляет хозяин кошки.
Предполагается, что животное будет завороженно следить за движущимся объектом и время от времени пытаться поймать его лапой. Сам Вулф гордо заявляет, что кошки-бетатестеры (а в тестировании игры приняло участие около сотни животных) подчас проводили за компьютером больше десяти минут - и это при том, что в реальной жизни мало что способно завладеть вниманием кошки более чем на две минуты (еда и корень валерианы не в счет). По словам Вулфа, кошки могут играть в CyberPounce даже в отсутствие хозяев. Основная цель программы - немного растормошить ленивых домашних котов, большую часть жизни посапывающих на диване.
Братья наши меньшие редко интересуют программистов в качестве потенциальных клиентов. До последнего времени существовала только одна известная программа, которую косвенно можно было считать предназначенной для животных, - PawSense. Она анализировала нажатия на клавиатуру и, если обнаруживала, что на клавиатуру забрался кот, издавала весьма неприятный для этих животных звук, сгоняющий одного домашнего любимца с другого.
Во что превращается хозяйский монитор у кошачьих игроков со стажем, в CyberPounce скромно умалчивают, но Вулф официально заявил, что не собирается выпускать аналогичную программу для собак, потому что они бывают слишком крупны, чтобы играть с компьютером безболезненно для хозяйского ПК. Следующий «животный» проект - компьютерная обучающая программа для попугаев. - Ю.Ф., В.Г.
Атомный бильярд
Физики-теоретики и математики обожают играть в бильярд. С их точки зрения бильярдом является любая замкнутая система, в которой частицы упруго отражаются от границ. Но любовь к бильярду здесь не развлечение. Это простейшая модель, изучая которую ученые пытаются найти ответ на одну из главных загадок современной физики: каким образом в природе возникают хаотические, необратимые процессы.
Например, в обычном бильярде с прямоугольными стенками движение шаров (в идеальном случае) точно предсказуемо, а если короткие стенки заменить полукруглыми, как на стадионе, то шары будут двигаться хаотически. Порядок и предсказуемость восстанавливаются, если стенкам придать форму эллипса. Одна из проблем в том, что предсказания хорошо развитой «бильярдной» теории трудно подтвердить экспериментом, так как практически реализовать свободное движение «шаров» без трения и абсолютно упругие столкновения крайне сложно.
Недавно две группы ученых из США и Израиля независимо провели новые эксперименты, в которых, похоже, решили эту проблему. Охлажденные до сверхнизких температур атомы натрия, играющие роль шаров, «запирались» в оптической ловушке (роль стенок выполняли лазерные лучи). Проделав в ней «дыру», ученые измеряли количество атомов, которые в нее «попадают». Оказалось, что в полном согласии с теорией в ловушке, имеющей форму стадиона, наблюдается экспоненциальное затухание числа вылетающих атомов, что свидетельствует об их хаотическом движении, а вот в эллиптической ловушке хаоса нет. - Г.А.
Полуквантовый компьютер
В начале мая на конференции в Балтиморе, США, был продемонстрирован действующий прототип принципиально нового оптического устройства, которое позволяет осуществлять быстрый поиск записей в базе данных. Система разработана в Рочестерском университете, Великобритания, и занимает промежуточное положение между классическими и квантовыми компьютерами, параллелизм вычислений которых основывается на квантовой интерференции.
В новом устройстве информация из базы данных динамически записывается в блоке из диоксида теллура с помощью акустических модуляторов. Звуковые волны создают в материале участки сжатия и растяжения с различным показателем преломления, которые вносят разный фазовый сдвиг в проходящие через них волны света.
Поиск в базе осуществляется следующим образом. Луч света расщепляется на два - основной и опорный. Основной луч дополнительно расщепляется в призме на спектральные составляющие, которые проходят одновременно через разные участки блока из диоксида теллура, собирается другой призмой, а затем интерферирует с опорным лучом. В результате интерференции волны со сдвигом фазы меняют направление распространения, благодаря чему можно обнаружить нужную запись.
Прототип пока способен найти информацию в базе, содержащей до пятидесяти записей, и не может конкурировать с современными компьютерами, но заложенные в нем принципы позволяют оставить обычные компьютеры далеко позади уже при нескольких миллионах записей. - Г.А.
От забора, до прорыва
Любой материал «излучает» свет, даже если выглядит совершенно темным. Дело в том, что вблизи его поверхности существует очень мощное «ближнее» электромагнитное поле. Оно возникает из-за того, что сильные межатомные электромагнитные поля внутри материала не могут вдруг оборваться на поверхности и частично «высовываются» наружу. Таинственное ближнее поле невидимо, потому что не переносит энергии, но его можно наблюдать, если вблизи поверхности поместить флуоресцирующую молекулу, которая будет излучать обычный свет, возбуждаясь от ближнего поля.
Открытое еще в начале прошлого века, ближнее поле до сих пор не поддается теоретикам. В то же время очень заманчиво его «приручить». Это позволило бы создать высокочувствительные методы анализа биомолекул, эффективные излучатели и новые методы исследования поверхностей.
Недавно группа французских физиков разработала новую теорию и методы численных расчетов, которые претендуют на корректное описание ближнего поля. Они рассчитали ближнее поле «квантового забора» - структуры, предложенной исследователями IBM десять лет назад. Квантовый забор сделан из отдельных атомов, расположенных по кругу на поверхности металла. Ближнее поле такой структуры тоже образует своеобразный оптический забор (см. рис.), состоящий из резких пиков.
Сегодня в трех лабораториях экспериментаторы пытаются проверить предсказания новой теории. Если они подтвердятся, то ученые получат новый мощный инструмент управления полями вблизи поверхности материала. - Г.А.
Всему свое время
Если раньше характер человека пытались угадать по почерку, то сейчас, когда дети в развитых странах зачастую и пишут-то с трудом, пришло время для новой графологии - «психологии шрифтов», созданной психологом Ариком Сигманом (Aric Sigman) по заказу компании Lexmark. Разработанная им теория пытается установить взаимосвязь между характером человека и шрифтами, используемыми им для написания текстов на компьютере и печати документов.
Как установил Сигман, в самом общем случае мужчины предпочитают буквы прямолинейных очертаний, тогда как женщины - более обтекаемые и мягкие по форме. Отмечена и связь с распространенными гарнитурами: так, «строгий» Times говорит о респектабельности автора, «мягкий» Courier - о чувствительности натуры, «развязная» Verdana выдает человека современного и смелого в поступках. Важную роль играет размер шрифта и особенно разница в размерах между заглавными и строчными буквами.
Свое исследование Сигман адресует прежде всего не экспертам-психологам, а рядовым пользователям. Подходя к выбору шрифта осознанно, можно добиться нужного эффекта в его восприятии читателем, - что может оказаться очень полезным при поиске работы, улаживании ссор и в сотне других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться современному человеку. Впрочем, наверно, как и в случае с классической графологией, не стоит слепо доверять выводам и рекомендациям новой теории. - Е.З.
На тебе лица нет
Новые фотографии таинственного образования на Марсе (именуемого «Сфинксом»; см. «КТ» #389), опубликованные NASA, еще раз свидетельствуют о том, что «лицо» в области Сидония - всего лишь причудливая игра света и тени.
Впервые попавшая в объективы станции Viking-1 в июле 1976 года, гора поперечником около 4 км в течение четверти века служила идолом для сторонников версии заселенности Марса гуманоидами. За весь этот срок «лицо» с близкого расстояния детально фотографировали еще только единожды, весной 1998 года, - и хотя уже тогда снимки показали отсутствие признаков искусственного происхождения, «фанаты» инопланетян списали все на неблагоприятные условия съемки (была легкая облачность). И лишь 8 апреля этого года аппарат Mars Global Surveyor выдал действительно четкие фотографии таинственного участка (на фото можно различить детали размером до 2 метров). Параллельно с фотосъемкой ученые использовали лазерный альтиметр для построения компьютерной модели ландшафта, и теперь утверждают однозначно: «лицо» не что иное, как обычный холм природного происхождения. - Е.З.
Логика жизни
Бактерии, способные работать в качестве логических элементов, созданы американскими генетиками из Национальной лаборатории Оак Ридж (штат Теннесси).
Внеся некоторые изменения в геном бактерии Pseudomonas putida, ученые заставили ее слегка перестроить свою жизнедеятельность и получили элементы «ИЛИ» и «И». Входы и выходы «элементов» не электрические, а химические: логической единицей служит появление определенного вещества. Бактерия действует в соответствии со своей генетической «программой», используя некоторые сочетания веществ со «входов» как сигнал к началу синтеза определенного белка - который появляется на «выходе». Снятие результатов облегчается тем, что бактерию можно заставить вырабатывать люминесцирующий белок, который можно обнаружить по слабому свечению. Пока что каждый микроорганизм выступает лишь в качестве одного логического элемента, но исследователи говорят о возможности превращения его в целую схему, выполняющую параллельные вычисления.
Функция репликации у модифицированных бактерий не нарушена, и они способны размножаться (хотя в случае конкуренции со своими «дикими соплеменниками» борьбу за выживание проигрывают). Область применения «умных» микроорганизмов пока еще обсуждается, в самом простом случае они могут использоваться в качестве химических анализаторов. До создания же полноценных биологических компьютеров дело, по словам разработчиков, дойдет еще очень нескоро. - Е.З.
Не хуже Лукаса
С 22 по 25 мая в Москве прошел фестиваль «Аниграф-Телекино» - самый крупный в России форум профессионалов, всецело посвященный компьютерной графике и анимации. По традиции основу фестиваля составляют два раздела: демонстрации лучших работ отечественных мастеров и развернутые презентации нового аппаратного и программного обеспечения для цифровой обработки изображения.
Одним из наиболее заметных событий нынешнего фестиваля стала презентация «Эра цифрового кино» с демонстрацией возможностей новейшего съемочно-монтажного оборудования CineAlta компании Sony, работающего в формате открытого стандарта 24p High Definition (видео высокой четкости). Буквально накануне, в середине мая, показ этой аппаратуры произвел «маленький фурор» на Каннском кинофестивале, главным образом благодаря тому, что Джордж Лукас свой последний фильм «Звездные войны. Эпизод II» целиком снял цифровой камерой Sony HDW-F900. Этот аппарат входит в комплект оборудования CineAlta, и Лукас был так покорен качеством и новыми возможностями техники, что заявил о полном отказе от принятой в кинематографе 35-мм целлулоидной пленки в пользу цифровых методов. Процесс кинопроизводства в новых условиях не только существенно упрощается, избавляя студии от дорогостоящей процедуры перевода кадров из аналоговой в цифровую форму и обратно, но и облегчает работу над спецэффектами, дублями и кинопробами, не говоря уже о копировании мастер-ленты без потери качества.
На «Аниграфе» презентацию оборудования CineAlta компания Sony организовала совместно с московской кинокомпанией UMP (United Multimedia Projects), являющейся пока единственным обладателем (весьма недешевой, стоимостью около четверти миллиона долларов) аппаратуры CineAlta не только в России, но и во всей Восточной Европе. - Б.К.
[i39815]
Новости подготовили |
Галактион Андреев [galaktion@aport2000.ru], Антон Балабан [sound_e@mail.ru], |