Пара слов об антиматерии*
АрхивПубликация в «Компьютерре» «Мегабитовой бомбы» Станислава Лема началась с признания великого писателя, что Интернета он опасается больше, чем антиматерии. Я не склонен бояться ни того ни другого, но вот одна забавная историйка, связанная с антивеществом, приходит мне на ум.
Публикация в «Компьютерре» «Мегабитовой бомбы» Станислава Лема началась с признания великого писателя, что Интернета он опасается больше, чем антиматерии. Я не склонен бояться ни того ни другого, но вот одна забавная историйка, связанная с антивеществом, приходит мне на ум.
В конце апреля 2001 года журнал «Власть» в паре номеров предложил новую версию истории архипредателя Пеньковского. Мол, полковник Пеньковский был «двойником» ГРУ. На контакты с британцами и их заокеанскими коллегами пошел по заданию начальства. Скармливал дезинформацию с крупицами истины и, мечтая отомстить большевикам, погубившим его отца, белого офицера, выпрашивал у американцев несколько сверхмалых ядерных зарядов, которые он обещал разместить в зданиях Министерства обороны, Генерального штаба и Главного разведывательного управления, дабы уничтожить их в преддверии третьей мировой войны.
Так вот, «Власть» предполагает, опираясь на свидетельства ветеранов спецслужб, что истинной целью операции с Пеньковским было завладение американскими сверхмалыми ядерными зарядами. СССР в то время наладил производство термоядерных бомб крупного калибра, включая стомегатонное чудовище, а вот с малокалиберным оружием дело обстояло хуже.
Ядерный шпионаж в США после серии разоблачений и процессов, завершившихся поджариванием семейства Розенбергов на электростуле, утратил былую эффективность, и лихие умы из ГРУ придумали комбинацию с Пеньковским. Американцы, правда, на нее не клюнули, но через агента-двойника им все равно скормили массу полезной для СССР и вредной для США дезы. А чтобы придать этой лжи окончательную ценность, Пеньковского «сдали» коллегам из КГБ, пояснив, что упоминание о служебном задании, в рамках коего он пошел на контакт с супостатами, крайне неблагоприятно отразится на здоровье его семьи. «Не раздобыть, знаете ли, надежной славы, покуда кровь не пролилась…» И подобно зодчим языческих крепостей, в фундамент пирамиды лжи ее архитекторы замуровали полковника Пеньковского.
Не знаю, так ли это, но вот есть одна чисто научная байка, фантастическая, но, тем не менее, достоверная, которая заставляет считать, что в версии «Власти» есть немало истины. И речь в ней идет об антивеществе.
Было это в самом-самом начале 1960-х годов, отмеченных буйным цветением отечественного научно-технического прогресса. В это время на военных аэродромах появилась очень странная и сугубо засекреченная «летающая лаборатория». Персонал ее был укомплектован физиками-элементарщиками, то есть специалистами по элементарным частицам, и даже астрономами. На борту ее размещался комплекс оборудования для наблюдения элементарных частиц, и кое-какая аппаратура для широкоугольного фотографирования неба.
Деятельность этой «летающей лаборатории» породила впоследствии немало толков об охоте за летающими тарелками, но действительность была еще фантастичнее.
Дело состояло в том, что группа видных ученых доложила лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что, по их мнению, часть метеоритов, падающих на Землю, состоит из антивещества. И если эти метеориты поймать, окружить магнитным полем и использовать, то грядущий коммунизм, построением которого развлекались наши соотечественники в ту эпоху, получит компактный и сверхмощный источник энергии. Хочешь - Пентагон взрывай, хочешь - к Марсу лети, на предмет насаждения там яблоневых садов.
Не знаю уж, на что клюнул Никита Сергеевич, что именно показалось ему важнее для построения светлого завтра, только средства и ресурсы были срочненько выделены, персонал укомплектован, и начала «летающая лаборатория» свои полеты в поисках антиматерии. Насколько помню рассказы ветеранов, на первом этапе предполагалось научиться отличать аннигиляцию антиматерии в атмосфере от обычного сгорания метеоров. Аннигиляция сопровождается жестким излучением, ливнями частиц, которые и должна была зафиксировать бортовая аппаратура, совместив наблюдения с фотографической фиксацией траекторий антиметеоритов. Потом предполагалось вычислить радиант, откуда эти антиметеориты исходят. Потом научиться их ловить магнитным полем.
Но дело не выгорело. «Летающая лаборатория» сожрала должное количество керосина. Исследователи извели астрономическое количество различных видов фотоматериалов и пластинок с особо толстой эмульсией, предназначенных для фиксации ядерных процессов, и астрономических (в прямом смысле этого слова) фотопленок.
Антиметеоритов не было. Антимиры остались лишь в стихах Андрея Вознесенского, в романах фантастов, где герои, прежде чем освободить Магеллановы облака от Железного Диктатора, запасались антиматерией на подвернувшейся антипланете.
Так что антиматерии нечего бояться. И Интернета тоже. А вот остерегаться правителей, способных в мечтах о сверхоружии, затянув пояса вверенному ему населению, выкинуть фантастические деньги на безумные идеи, очень даже стоит. И стоит внимательно изучать универсальные свойства человеческой природы, делающие возможным появление таких правителей и послушных им народов.
[i39746]
* - Когда Михаил Ваннах писал эту колонку, он еще не знал содержания предыдущей темы номера (если, конечно, ему не было сигнала свыше). Но, видимо, антиматерия обладает проникающим характером, раз уж она у нас так кучно пошла. - М.Б-З.