Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Чудище обло… или - с 1 апреля!

Архив
автор : Игорь Гордиенко   27.03.2001

Компьютеры - несуразные машины, конструкции которых нуждаются в полном пересмотре. И вообще, было бы очень полезно полностью закрыть информационную индустрию. Вероятно, таким был главный тезис, выработанный академиками и авторитетами...

Не голова у тебя, а седалище,
В твоих жилах моча, а не кровь.
Затолкать бы тебя во влагалище,
Да начать переделывать вновь.
Владимир Маяковский, беседы с Сергеем Есениным, примерно 1923 год

Компьютеры - несуразные машины, конструкции которых нуждаются в полном пересмотре. И вообще, было бы очень полезно полностью закрыть информационную индустрию. Вероятно, таким был главный тезис, выработанный академиками и авторитетами, собравшимися в конце марта в Сан-Хосе на трехдневную конференцию достопочтенной ACM (Association for Computing Machinery).

Событие напоминало схватку программистов-практиков с отвлеченными наблюдателями - учеными. Случилось так, что академикам удалось совладать с программистами, коих было аж две сотни.

Промышленные дизайнеры с такой силой приложились к персональным компьютерам и прочим электронным прибамбасам (gadgets), что внешняя привлекательность этих штуковин далеко опередила их функциональность. Кое-кто даже говорит о цинизме в дизайне слишком красивых вещей в эпоху спада производства в США и Японии.

Как считает главный научный сотрудник канадской компании Alias|Wavefront (и доцент университета Торонто) Уильям Бакстон (William Buxton), ситуация действительно очень сложная. Он считает, что одной из причин замедления экономического развития Северной Америки является не прекращавшаяся два десятилетия экспансия персональных компьютеров. По мнению Бакстона, именно дизайн стал главным соблазном для безмозглых масс и привел к перенасыщению рынка ПК.

Конечно же, спикеры собрания ACM отдали должное макроэкономическим тенденциям, вспоминали о цикличности эволюции, о перегреве рынков поздних 90-х и обо всем прочем. Но бежевые и серые ящики, нашедшие место в миллионах домов и офисов, все равно подверглись бичеванию - потому, как сказал один из докладчиков, что «лишь относительно малая часть просвещенных и технологически грамотных приверженцев [этих чудовищ] может эффективно овладевать ими в нынешней конфигурации» (это, наверное, и обо мне, и обо всех нас).

Бакстон и другие докладчики приводили аргумент, что конструкция ПК не изменялась уже лет двадцать - с тех пор, как персональные компьютеры вообще стали доступны широким народным массам. Конечно, приборы становились все меньше, быстрее и дешевле, но их сущность оставалась и остается прежней. Стоит процитировать Бакстона: «Если бы Рип ван Винкль уснул в 1982 году и проснулся сейчас, он бы без проблем устроился за нынешним компьютером - потому что компьютер, по существу, тот же самый». Свое утверждение Бакстон подкрепил слайдами «Маков» 1982 года и нынешних «яблочных» конструкций ядовито-мандаринового колера.

В общем-то, смысл недовольных рассуждений докладчиков сводился к тому, что последние пять лет инженеры истратили на изыски в дизайне компьютеров, а вовсе не на то, чтобы сделать их удобнее для пользователей. И в конце концов компьютеры превратились в технологически забавные игрушки, мало что значащие для нашенского повседневного бытия. Действительно, компьютеры очень поверхностны во взаимодействии с человеком, они почти не способны адекватно реагировать на поведение людей. Бакстон выразился резко: даже известное устройство в туалете любого аэропорта (только не Шереметьево) обладает большим интеллектом, нежели компьютер, - оно включает воду после того, как клиент справил нужду.

А еще докладчики приравняли нынешние ПК к кухонным комбайнам: узкоспециальным устройствам, по большей части собирающим пыль на полках и в шкафах кухонь всего мира (у меня тоже). Они не нужны никому, потому что громоздки, сложны и не так уж полезны. Компьютерная индустрия утратила связь с истинными потребностями людей. Ей следовало бы обратиться к антропологам, социологам да и просто к обычным пользователям, прежде чем планировать и конструировать свои изделия.

Майкл Детрузос (Michael Detrouzos), профессор Массачусетского технологического института, директор лаборатории компьютерных наук и постоянный ведущий колонок в «Technology Review», высказался в том смысле, что индустрии не удалось выработать «человеко-ориентированную» технологию компьютеров, а посему люди должны обладать весьма высокими способностями для того, чтобы выполнять несложные цифровые уроки. Почему, желая закончить работу в Windows, вопрошает Детрузос, пользователь сперва должен нажать на кнопку Start, и лишь тогда пред ним предстанет кнопка Shut down? Ведь это далеко не интуитивное действие!

Конструктивное мнение участников ACM таково: революций в генетике и астрофизике не произойдет до тех пор, пока не состоятся фундаментальные изменения в компьютерной науке и в самих компьютерах. Около двух миллиардов людей во всем мире, не умеющие читать и писать, ждут компьютеров, которые будут понимать их речь и отвечать им (о боже, какой же мир нам уготован, простите за мизантропию?).

А вообще, докладчики были не очень оригинальны. Такое впечатление, что властителем дум собрания стал Ларри Эллисон, глава Oracle, объявивший о том, что технологии компьютеров исчерпаны - вот вам мэйнфреймы, персоналки и Интернет. Всё, на будущие две тысячи лет фантазия человечества молчит…

А я ваяю эту статью в известном редакторе, а потом отправлю ее господину Козловскому через Интернет, пользуясь недавно освоенным протоколом IMAP.

[i38920]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.