Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кто же изменит мир?

Архив
автор : Игорь Гордиенко   22.02.2001

Не так-то просто нафантазировать бытовую среду завтрашнего дня. Вспомните прогнозы о навозных кучах, возвышающихся до второго этажа, - печального следствия расплодившегося гужевого транспорта. Или о стаях дирижаблей, затмевающих небеса.

Не так-то просто нафантазировать бытовую среду завтрашнего дня. Вспомните прогнозы о навозных кучах, возвышающихся до второго этажа, - печального следствия расплодившегося гужевого транспорта. Или о стаях дирижаблей, затмевающих небеса. Или, недавней памяти, виртуальные чудовищные армады космических странников - покорителей Мироздания - из металла, воли человеков и примкнувших к ним sapiens.

Сознание людей сплющили схемы сегодняшней действительности. Как известно, возрастной консерватизм - не только симптом зреющего склероза, но и непреложное условие социальной стабильности. Более того, лишенные консерватизма, взрослые люди, как правило, оказываются в заведениях (прибегаю к эвфемизму), корректирующих или же тормозящих психические отправления.

С большой вероятностью лет через пять компьютеры внедрятся в такие неприметные, обыденные вещи, как дверные ручки, позволяя распознать человека и запомнить, кто и когда вошел и вышел; распылители воды для душа, которые воспроизведут любимый температурный режим для каждого обитателя жилья; осветительные приборы, настраивающие комфортный спектр и яркость, и т. д. Интуитивно очевидные применения компьютерных технологий можно обнаружить где угодно. Но не менее очевидно и то, что предвосхищать и проектировать подобные вещи могут только творческие личности, лишенные предубеждений и консерватизма. Может быть, и неудивительно, но самыми подходящими персонами такого рода оказываются дети дошкольного возраста.

Профессор Эллисон Дрюин (Allison Druin), специалист по высоким технологиям для детей (вот так специальность!), и профессор Джеймс Хендлер (James Hendler), специалист в области искусственного интеллекта и роботехники, сотрудники университета штата Мэриленд (в Колледж-Парк), сделали ставку на своих маленьких воспитанников.

В комнате для игр царит творческий беспорядок. На полу валяются картонные ящики, из которых ребятишки строят лабиринты, домики, крепости. На стенах висят пульты управления и электронные графические панели, пояснительные таблицы и диаграммы. Суть дела в том, что во все игрушки и в костюмчики детишек встроены электронные модули беспроводной связи. Когда малыши пробираются в возведенных ими самими сооружениях, внешние модули взаимодействуют с модулями, встроенными в одежду, и с сервером. Таким образом, система строит искусственный мир: включается свет, звуковая сигнализация, выстраиваются каналы голосовой связи.

В эксперименте сделана попытка предоставить малышам возможность самим устраивать порядок вещей. Они могут прицеплять компьютерные модули к любым предметам на поле для игр - к коробкам, палочкам, мячам, к чему угодно, превращая игрушки в объекты межкомпьютерных взаимодействий. Коробки превращаются в домики, которые сами знают, сколько малышей в них собралось. Стены домика внезапно оживают, зажигается свет, играет музыка, звучит волшебная сказка.

Важным элементом опыта стал робот Pets2, не только активный, но и эмоциональный. Он может жестами и мимикой выражать настроение; он способен приобретать новые привычки. Для программирования робота исследователи используют некий формальный язык, но дети могут это проделывать с помощью наглядного графического интерфейса. Чем они с удовольствием и занимаются. Все это выглядит как составление целых историй о похождениях робота, которые он потом старательно воспроизводит.

У Pets2 мягкое тело приятной теплой раскраски. Руки, ноги и черты лица можно менять. Вообще, внешне робот выглядит так, что хочется его обнимать и тормошить. Всякие попытки подружить детей с роботами из металла и пластика оказались безуспешными.

Массовое производство Pets2 со сменными руками, глазами, носами начнется уже в этом году. Придумывание историй и сказок в диалоге, возможность, которой обладает Pets2, поможет развить воображение и логическое мышление малышей. А мягкие и умные куклы расширят способности детей-инвалидов к самовыражению и постижению мира.

По мнению Дрюин, интеллектуальными свойствами должны обладать и доска на стене, и парты, замечающие, например, синтаксические и грамматические ошибки, подсказывающие факты из истории или географии. Можно представить и сеансы коллективного творчества, когда образ на общем экране синтезируется из происходящего в электронных тетрадях учеников. Учителю достается роль модератора процесса. Тут кроется главная идея свободолюбивой американской педагогики: не понуждать школьников смирно отсиживать урок, но прививать удовольствие к учебе.

Исследователи не пытаются вытащить из детей некие однозначные парадоксальные ответы. Прежде всего создается атмосфера, стимулирующая желание обсуждать и решать вопросы независимо от взрослых. Примерно через полгода пребывания в такой обстановке малыши становятся такими уверенными в себе, что им кажется, будто «вещи подчиняются их желаниям». Описанные опыты важны тем, что они прямо и неизбежно изменяют наш мир.

Работая над колонкой, я не мог избавиться от ощущения, что в методологии эксперимента не учтена какая-то важная деталь. В конце концов, я уразумел, в чем дело. Среда, в которую погружены маленькие участники опыта, спроектирована, однако, взрослыми людьми, причем весьма консервативными, каковыми являются любые профессора, в любой стране мира. И возникает очередная и явная версия проблемы о «курице и яйце». Ирония в том, что именно таким образом наш мир защищается от слишком революционных идей, заставляя опираться на опыт предыдущих поколений. Как бы они тому ни противились…

[i38418]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.