Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Винтукей как Гюльчатай

Архив
автор : Сергей Голубицкий   14.02.2001

Год назад вышла «Голубятня» под шапкой «Четверг, 13-е: Кошмар на улице Винтукея». Тогда многие меня неправильно поняли: будто бы я фыркнул в адрес Windows 2000. Но это все - от невнимательности чтения.

Год назад вышла «Голубятня» под шапкой «Четверг, 13-е: Кошмар на улице Винтукея». Тогда многие меня неправильно поняли: будто бы я фыркнул в адрес Windows 2000. Но это все - от невнимательности чтения. Напомню заключительный аккорд той эпопеи: «Не пихайте в компьютер кривые бета-версии - этим вы можете обидеть Винтукея с энтээфесом». Как тогда, так и сейчас я уверен, что Windows 2000 - операционная система, не имеющая равных на пользовательском рынке. Поскольку на этом рынке ничего, кроме продуктов самой Microsoft, не представлено, то можно смело назвать Винтукей - Гюльчатай, или самой красивой женой. Все, что вы прочтете ниже, - это поэма о мучительном приоткрывании личика a la Петруха.

После того как кривая бета «Оперы» покалечила мою Гюльчатай, наступила разлука. Все прошлое лето, после каждого рутинного обвала младшенькой кривоносой и горбатой сестрички Win98, я с упорством, достойным борьбы Козловского с православным Рождеством, пытался вернуть мою желанную Гюльчатай. В процессе инсталляции она покорно ложилась на HDD, но при первом самостоятельном запуске висла и больше не заводилась никогда.

В какой-то момент я поменял «маму», и Гюльчатай завелась. С первого раза. Завестись-то она завелась, но при этом не работали звуковая карта (Creative Live!), сетевой адаптер (Realtek RTL8029), SCSI-карта (Adaptec AHA-2940) и модем (Avaks Silver Jaguar). Короче, работала только видеокарта (Matrox G-400). Я, конечно, понимаю, что мое железо представляет собой сочетание изящного с зачумленным, но это не повод отказывать ему в праве трудиться. Вот у Козловского весь хард аж дымится от свежести, но даже когда Он Сам попытался приручить Гюльчатай, не заработало практически ничего. Женя - мэн горячий, поэтому он строптивую красавицу срыл сразу и окончательно, а я не срыл - решил пойти до конца. И оказался прав.

Когда я пишу, что ничего не работало, это не совсем соответствует действительности. Гюльчатай хоть и строптивая, но жена, поэтому просто так взять и отказать она не может, и формально все там у нее работало. Иными словами, мои железяки были прописаны в реестре и на них можно было посмотреть в списке устройств системы - вот они, голубчики: и звук, и сеть. Есть-то они есть, но… их нет. Полная аналогия с красивой женщиной, у которой «нет» означает «да», если у тебя дорогая машина. Если машина не дорогая, есть другой выход услышать «да»: нудить. И я занудил.

Смысл бреда заключался в том, что все пять (!!!) устройств висели на одном прерывании. И изменить эти прерывания нет никакой возможности. Поскольку Гюльчатай в отличие от матушки (NT 4) гордо носила бирку «plug’n‘play» на ноге, то в голову приходила шальная мысль: перед нами новое слово в программостроении, гласящее, что plug’n‘play - это когда все устройства опознаются и вешаются на одно прерывание. Самое смешное, что в Винтукее так все, собственно, и было. Но пришел я к этому не сразу, а после недели мытарств.

Вчера я прочитал в «Компьютерре» (#380) о том, как Брауде-Золотарев ел осетрину и пил изысканные вина на микрософтовском пресс-ужине. В статье, помимо описания сочной хавки, было две замечательных штуки: блаженная физиономия Гамида Костоева, к которому я питаю самые теплые чувства, и информация о том, что с 1 февраля «Микрософт» вводит новые правила консультирования пользователей: легальные товарищи спросить смогут пять раз. За шестой придется платить. Из всего этого я сделал правильный вывод: обладать Гюльчатай бесплатно нельзя. Потому-то вокруг и царит заговор молчания.

Мою любовь с Гюльчатай спасла ее величество Сеть! Вечная слава неутомимому разуму мировой тусовки. Ключик к замку верности я отыскал на чат-форуме в… Венесуэле! Нет, вы только не смейтесь - именно там Педро Хуанитос (или Хуан Педритос, уже не помню) описал проблему (с помещением устройств на одном прерывании, которое нельзя изменить) и дал линк на сайт «Микрософта», где объяснялось, как эту проблему решить. В свете поведанного нам Брауде-Золотаревым линк приводить не стану, потому как он (линк), наверняка стоит денег, и хотя мне казалось, что с «Микрософтом» у меня джентльменское соглашение (он не торгует семечками, а я не даю кредиты), но от греха подальше воздержусь. Просто опишу своими словами.

Гюльчатай вешает PCI-устройства на одно прерывание, потому что, оказывается, для современных компьютеров это самая что ни на есть естественная камасутра. И все из-за так называемого Advanced Configuration and Power Interface (ACPI). Жаль только, что мои устройства не занимались тантра-йогой. Идея, конечно, ясна: все устройства вроде не должны постоянно запрашивать прерывания, поэтому ACPI вместе с Гюльчатай, видимо в целях экономии энергии, распределяли один IRQ на всех. Увы, моя современная видеокарта хапала под себя прерывание полностью, так что сетевой карте и звуку оставалось сосать лапу.

Ну а решается эта катавасия просто, как и все, за что можно брать деньги: нужно сходить в BIOS вашего компьютера и отключить там ACPI прежде, чем вы установите Гюльчатай. Поскольку все равно систему придется переустанавливать, то можно использовать и другой метод: в самом начале инсталляции Win2000, когда предлагается нажать F6 для установки дополнительных SCSI-устройств, следует нажать F5 (ну не каббала?!) и отключить свойство ACPI. И после всего этого вы - о чудо! - сможете выставить прерывания ручками так же, как и в доброй старой NT4!

[i38342]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.