Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В поисках золотого лосося

Архив
автор : Владимир Гуриев   02.02.2001

В ночь с 16 на 17 августа 1896 года Джорджу Кармаку приснилась плывущая по реке чавыча. Чешуя у рыбы отливала золотом, а вместо глаз на Джорджа смотрели золотые самородки. Джордж, как и его спутники - индейцы Скукам Джим и Тэгиш «Доусон» Чарли 1, верил в вещие сны и видения. И, по крайней мере, в этот раз предчувствие его не обмануло - днем приятели обнаружили богатейшее золотое месторождение.

Когда Кармак спустился вниз по реке в Фортимайл, чтобы зарегистрировать право на разработку обнаруженного участка, опытные золотоискатели подняли «Джорджа-врунишку» на смех. Однако смех смехом, но уже через месяц чуть ли не вся территория вдоль Кроличьего ручья, переименованного на радостях Кармаком в ручей Удачи, была разделена между местными старателями. После того как закончилась суровая юконская зима и корабли с двумя тоннами юконского золота на борту достигли Сан-Франциско и Сиэтла, началась настоящая золотая лихорадка - десятки тысяч людей устремились в суровый край в надежде поймать удачу. Участок между Клондайком и Юконом заполнился пришельцами с юга…

За прошедшие сто лет, по сути, мало что изменилось. Менялись географическое расположение Клондайков и фамилии первооткрывателей всевозможных золотых жил, но золотоглазые лососи искателям удачи снились регулярно (но далеко не всегда результативно). К середине 90-х годов прогресс достиг такого уровня, что нужда в реально существующем Клондайке отпала - деньги можно было заработать, заставив других поверить в его существование 2. Феномен Интернет-компаний - во многом базируется на магическом эффекте клондайкского золота, благо денег на открытие Интернет-компании сегодня требуется не многим больше, чем нужно было предприимчивым американцам на покупку билета до Доусона.

Человек берет кредит.
На этот кредит он снимает офис,
покупает джип «чероки» и восемь ящиков «Смирновской».
Виктор Пелевин. «Generation „П“»

Началось все в 1996-97 годах, когда бурное расширение аудитории Интернета заставило первых инвесторов поверить в колоссальные перспективы начинающих Интернет-компаний. Одними из первых публично разместили свои акции Yahoo и Amazon - компании, которые и сегодня считаются достаточно устойчивыми 3. Нарисованное теоретиками веб-коммерции будущее казалось безоблачным - рост абонентов Сети исчислялся миллионами, будущие прибыли триллионами.

Первичное публичное размещение акций (IPO) по существу является неявной формой кредитования компании. Если у фирмы не хватает своих финансов для развития собственного бизнеса, то публичная продажа части акций является весьма популярным способом получения дополнительных средств. Плюсом IPO по сравнению с обычным займом является то, что отдавать деньги, полученные от инвесторов, не нужно - теоретически они должны удовольствоваться полученными от акций дивидендами, если таковые будут 4. Если же дивидендов не будет - так на то и биржа, чтобы рисковать. «Не шмогла, хозяин», - и весь разговор. Интересно, что до технологического бума IPO, как правило, не вызывало особого интереса инвесторов - мелких инвесторов на бирже было мало, а большие опасались вкладывать деньги в начинающие компании. Однако после того, как десятки еще вчера никому неизвестных компаний попали «из грязи в князи», а стоимость доступа к биржевым информационным ресурсам, благодаря развитию того же Интернета, заметно снизилась, к торговле акциями начали проявлять интерес и многочисленные частные инвесторы, готовые ради большого куша рискнуть своими деньгами. Их приход катализировал интерес к Интернет-компаниям и спровоцировал появление новых компаний, основная бизнес-модель которых сводилась к следующему: появиться, заявить о себе в прессе, выпустить акции, подсчитать прибыли, а там кривая вывезет. И это работало! В 1997 году, по данным Commscan, 34 Интернет-компании произвели первичную эмиссию своих акций на сумму 1 миллиард долларов, в следующем году этот же показатель вырос вдвое (при 45 эмитентах), а в 1999 году 292 Интернет-компании «заработали» на первичном размещении… 24 с гаком миллиарда долларов.

Васюкинцы денег платить не будут.
Они будут их по-лу-чать!
И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев»

Инвесторы, которые покупали акции в расчете на получение хоть сколь-нибудь значительных дивидендов, просчитались. Большинство из новообразований оказалось глубоко убыточными предприятиями без каких-либо надежд на получение прибыли в обозримом будущем. Относительная легкость вхождения на рынок и получение значительных финансовых средств от инвесторов не могут обеспечить процветание компании, если во главе стоят люди без необходимых знаний и опыта. Между тем, бум вокруг Интернет-компаний привлек к инвестиционному рынку людей, которые, прямо скажем, в управлении были не слишком сведущи. Раньше большинство таких компаний умерло бы не родившись - просто из-за отсутствия у их создателей должной деловой хватки.

Постепенно изначально весьма доброжелательное отношение ко всем без исключения Интернет-компаниям начало меняться на более критическое. Акции куплены, деньги тают, а никаких подвижек к тому, чтобы бизнес в Интернет начал приносить прибыль, нет. Доход на популярности Интернет-компаний (кроме редких везунчиков, вложивших деньги в удачные проекты на ранних стадиях) получали лишь игроки, откровенно спекулирующие акциями.

Конечно, фондовый рынок - как, впрочем, и многие куда более реальные на первый взгляд объекты нашей жизни - вещь весьма условная. Стоимость акций произвольной компании зависит не столько от её реальной прибыльности, сколько от уровня доверия инвесторов. Однако при этом не стоит забывать, что доверие инвесторов складывается в том числе из оценки перспектив компании на получение прибыли. Перспектив, которые множество Интернет-компаний оправдать не смогло.

Между тем, деньги, полученные от первичного размещения акций, понемногу растаяли, а стоимость акций многих вчерашних фаворитов упала настолько, что получить столь необходимые средства путем очередной эмиссии акций не представлялось возможным. Рыночная капитализация многих компаний упала в сотни раз. В убыток работали рекламные агентства, Интернет-магазины, консультационные компании.… Как и в начале dotcom-революции одно потянуло за собой другое - плохое финансовое состояние (а, точнее, перманентная убыточность) Интернет-компаний повлекла за собой разочарование инвесторов, что повлекло за собой падение стоимости акций, что привело к еще большему ухудшению финансового состояния компаний. Замкнутый круг, который прерывается, как правило, процедурой банкротства.

[i38124]


1 (обратно к тексту) - Вернее было бы: Джим из рода Скукам и Чарли Доусон из рода Тэгиш.
2 (обратно к тексту) - Впрочем, золотые копи в Калифорнии и Южной Африке давали несравненно больше золота, однако подлинный интерес непрофессиональных старателей вызвал именно Клондайк.
3 (обратно к тексту) - Скажем так: большинство аналитиков сходится на том, что банкротство в ближайшее время ни Yahoo, ни Amazon не угрожает, хотя финансовое состояние обеих компаний оставляет желать лучшего.
4 (обратно к тексту) - Разумеется, операции с акциями не ограничиваются ожиданием дивидендов. Они на этом зиждятся.

Деньги имеют свойство заканчиваться.
Печальный факт

Интересно, что оптимистические прогнозы, которыми в 1997-98 годах пестрила пресса, в общем-то, сбылись - аудитория Интернета выросла на порядки и, более того, многие пользователи Интернета активно совершают покупки в Интернет-магазинах. И в то же время - чуть ли не полное фиаско практической реализации Интернет-торговли. В чем дело?

Конечно, неэффективным управлением все не объяснишь. Это далеко не основная проблема неудач Интернет-компаний (хотя примеры, в которых крах объясняется именно неумелым менеджментом, есть - Boo.com 5, например). Конечно, многие Интернет-магазины проигрывают своим офлайновым конкурентам по эффективности управления бизнесом: в конце концов, многие офлайновые торговые компании занимаются своим бизнесом десятилетиями, если не веками, и глупо требовать от онлайновых фирм такой же слаженности и таких же продуманных решений (в области логистики, например), какие существуют у офлайновых фирм. Тем не менее, Интернет-торговля подразумевает несколько меньшую себестоимость товара (не нужно арендовать большие складские площади, не нужны продавцы, не нужны системы слежения и, что самое главное, можно очень оперативно реагировать на изменения вкусов покупателей), поэтому издержки обычно поглощаются, но и только. Никаких сверхъестественных преимуществ Интернет-торговец перед своим офлайновым конкурентом, вышедшим в Сеть, не имеет. Несколько иная форма ведения бизнеса - теоретически чем-то лучше, чем-то хуже, да еще и через пень колоду внедренная на практике - вряд ли может служить серьезной угрозой привычному порядку вещей. Тем более что продажа товаров с маленькой маржой остается такой и в Интернете, не суля баснословных богатств. Первопроходцам казалось, что они нашли золотую жилу, а оказалось, что создан еще один канал для распространения товаров - не хуже стандартных, но и не намного лучше (если вообще лучше), если судить с точки зрения торговца.

Кроме этого, простота запуска собственного бизнеса в Интернете оказалась кажущейся. Сотни дельцов, ринувшиеся в Сеть, создали довольно жесткую конкуренцию и спровоцировали в случае торговли через Интернет настоящую войну цен. Многие, очень многие Интернет-магазины торговали себе в убыток, не всегда покрывая даже текущие расходы. Естественно, что долго такое состояние дел удержаться не могло - наиболее слабые выбывали из игры, растеряв все свои финансы в демпинговых войнах, более устойчивые, отдышавшись и убедив акционеров, что «все идет по плану», продолжают противостояние.

Ухудшение инвестиционного климата привело к увеличению финансовых затрат на выплаты персоналу - если в период всеобщего очарования Интернет-бизнесом многие работники Интернет-компаний готовы были работать за относительно скромное денежное вознаграждение плюс опционы, то после того как акции стали стремительно дешеветь, привлекательность опционов упала. Работники Интернет-компаний, до последнего времени достаточно довольные своим финансовым положением, сегодня начинают самоорганизовываться в профсоюзы, протестовать против массовых увольнений и требовать дополнительной оплаты сверхурочных.

То, что происходит сейчас на рынке Интернет-компаний, - нормальная конкурентная борьба, естественный отбор, в котором сильнейший вытесняет или пожирает более слабого. Практика совершенно обыденная и существующая в любой отрасли человеческой жизни, но в случае с Интернет-компаниями завышенные ожидания привели к тому, что новых бизнесов возникло слишком много. Сегодня, когда стало понятно, что Интернет, при всех своих достоинствах, вовсе не является панацеей, Интернет-компании начинают исчезать чуть ли не с той же скоростью, с которой они появлялись на свет.

По прогнозам аналитиков из Forrester Research до конца 2001 года в США останется менее половины Интернет-компаний, присутствовавших на рынке в середине 2000 года. В Азии, как считают специалисты из исследовательской компании Gartner Group, бесславно сгинут 85 из каждой сотни недавно образованных Интернет-компаний.

Сейчас мы медленно спустимся с холма и возьмем все стадо.
Старый бык

Над чужой бедой всегда найдется, кому посмеяться. Дизайнер Филип Каплан, которому порядком надоела истерика вокруг Интернет-компаний, интереса ради соорудил сайт F**kedCompany (название представляет собой пародию на журнал о «новой» экономике FastCompany), каждый посетитель которого мог принять участие в своеобразном тотализаторе, в котором необходимо было правильно угадать, кто первым придет к финишу. В роли скаковых лошадей - заботливо отобранные Капланом, дышащие на ладан Интернет-компании. Посетителям, среди которых, несомненно, есть и работники компаний-неудачников, сайт пришелся по душе - в игре сегодня участвуют тысячи людей.

Довольны и обычные компании, которые еще вчера испытывали солидные проблемы с подбором персонала - наиболее перспективные и мобильные работники подались в индустрию Интернет-бизнеса, польстившись на посулы менеджеров сетевых проектов. Сегодня наблюдается обратный процесс - специалисты возвращаются туда, где больше платят, разочаровавшись в светлом будущем виртуальных корпораций, чьи акции теперь стоят копейки. Уровень капитализации многих Интернет-компаний - подчас совершенно нереальный в эпоху расцвета Интернет-бизнеса - сейчас гораздо более скромен, что позволяет компаниям «старого образца» понемногу скупать активы интересующих их проектов. Между тем, еще не так давно скупаемый проект мог стоить дороже, чем его сегодняшний покупатель. «Мы не желаем никому неудач» 6, - говорит, например, Марк Хоган, вице-президент подразделения электронной коммерции General Motors, но потенциальные партнеры стали гораздо более привлекательны для нас с финансовой точки зрения.… Покупай не хочу!»

...Лучшая судьба среднего клондайкского старателя - возвращение домой ни с чем. На юконском золоте разбогатели единицы, многие же просто умерли от тяжелых условий жизни или спились, так и не дождавшись, пока Фортуна повернется к ним лицом. Что же касается первооткрывателей… Тэгиш Чарли продал свою долю, спустил полученные деньги на девочек и выпивку и умер, в конце концов, от алкоголизма. Скукаму Джиму золота показалось мало, и всю оставшуюся жизнь он провел в тщетных поисках нового столь же богатого месторождения. Из легендарной тройки первооткрывателей преумножил свое состояние только Джордж Кармак, завязавший со старательством и вложивший свои деньги в обычный бизнес. Он умер в 1922 году, будучи богатым человеком.

P. S. К 1898 году юконские старатели оставили в местных магазинчиках 60 млн. долларов. Золота к этому времени было найдено на сумму в пять раз меньшую.

Врезка: Несколько наглядных примеров на тему


Список литературы

  1. О. Генри. «Избранное» (особенно сериал про Энди Таккера и Джеффа Питерса).

  2. Александр Беляев. «Продавец воздуха».

  3. Марк Твен «Позолоченный век»

  4. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (особенно «Фантастический путешественник»).

  5. И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев», «Золотой теленок».

  6. Мартти Ларни. «Четвертый позвонок».

  7. Ярослав Гашек. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

  8. Джек Лондон. «Смок Беллью».


5 (обратно к тексту) - Имеется в виду первая инкарнация сайта. Сейчас сайт Boo.com, перешедший вместе со всей торговой инфраструктурой в другие руки, живет и здравствует.
6 (обратно к тексту) - Это фигура речи, не следует воспринимать её буквально.

Несколько наглядных примеров на тему

Акции достаточно известного представителя электронной коммерции Priceline сегодня стоят около 3 долларов. Между тем, еще весной прошлого (2000) года их стоимость зашкаливала за сотню.

Акции Amazon, в светлом будущем которого большинство аналитиков уверено до сих пор, подешевели с прошлой зимы вчетверо. Стоимость акций далеко не последней в сетевых кругах корпорации Yahoo! уменьшилась за последний год в девять с лишним раз. И это еще те, кому жаловаться на Фортуну грешно.

В опубликованном 03.01.2001 очередном отчете от Webmergers утверждается, что за 2000 год было ликвидировано, по меньшей мере, 210 Интернет-компаний. Причем к концу году процесс ликвидации ускорился: только в четвертом квартале в небытие ушел 121 представитель Интернет-бизнеса. Срок жизни наиболее невезучих составил менее полугода. По данным WebMergers, в результате банкротств и просто закрытия компаний без работы осталось 12-15 тыс. человек.

Еще немного печальной статистики. Сайт TheStandard.com с декабря 1999 года начал подсчет сокращений и увольнений в Интернет-компаниях. Для стороннего наблюдателя чтиво получилось весьма поучительное. На сегодняшний день в базе TheStandard.com зафиксировано около пятисот случаев массовых увольнений в Интернет-компаниях. Без работы осталось более 42 тыс. людей. Массовые увольнения, неизбежные при закрытии компании, сюда не включаются - для них у TheStandard.com есть отдельный счетчик, в котором уже более восьмидесяти записей.

Не удивительно, что в последние полгода получили большую популярность сайты кадровых Интернет-агентств, на которых можно разместить собственное резюме и просмотреть заявки работодателей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.