Глаза чужого мира
АрхивУ фантаста Джека Вэнса в одном романе описаны замечательные устройства - так называемые глаза чужого мира. Взглянешь через них - и открывается удивительный мир, совершенно не похожий на реальность.
У фантаста Джека Вэнса в одном романе описаны замечательные устройства - так называемые глаза чужого мира. Взглянешь через них - и открывается удивительный мир, совершенно не похожий на реальность. Развалюха превращается в дворец, сгорбленная старуха - в прекрасную принцессу, а тошнотворная похлебка - в изысканное яство. Остальные чувства - и вкус, и осязание, и обоняние, и слух - только подтверждают волшебную иллюзию. Впрочем, не буду зря сотрясать воздух - лучше сами прочитайте роман Вэнса, который так и называется - «Глаза чужого мира». Добрая порция черного юмора вам обеспечена.
В наше время такими глазами вряд ли кого удивишь. Живой тому пример - канадский профессор Стив Мэнн, который двадцать лет таскал на себе подобные штучки, а знаменитым на весь мир стал только благодаря нелепому инциденту, происшедшему 18 февраля сего года в международном аэропорту Ньюфаундленд. Перед посадкой в самолет сотрудники службы безопасности настойчиво попросили Стива снять и отключить всю электронику. Но дело в том, что это была не просто электроника, а в буквальном смысле органы зрения и памяти.
Больше двадцати лет профессор пользуется различными моделями носимого компьютера, так называемого WearComp. В отличие от традиционных ноутбуков и цифровых помощников, WearComp выводит информацию не на экран, а непосредственно в глаза своему хозяину - с помощью микродисплеев, вмонтированных в солнцезащитные очки.
Вы, наверное, видели фильм «Terminator I» - первый из саги про железного Арни и его друзей. Вспомнили, как Арни-киборг смотрел на мир? С текстовыми данными по видимым объектам и контекстным меню-подсказкой с вариантами подходящей реплики? Примерно так же смотрит на мир и Стив Мэнн. За долгие годы он привык воспринимать окружающую реальность через компьютерный экран, за что и заслужил прозвище первого киборга.
Такая жизнь «за экраном» вызывает и побочные эффекты, главный из которых заключается в том, что человек отвыкает смотреть на мир как обычно, невооруженным глазом. В результате, когда Стиву все же пришлось снять и отключить электронные «глаза», он почувствовал головокружение и, по его собственному признанию, потерял ориентацию, после чего несколько раз упал, ударившись головой. На борт самолета его доставили в кресле на колесиках.
Не буду детально описывать злоключения «отключенного киборга», как его шутливо прозвали коллеги, но… случай, безусловно, вопиющий. Что стоит только отделение от тела Стива биометрических датчиков, вызвавшее легкое кровотечение? Или порча приборов на 56 800 долларов (если верить Стиву, все его оборудование оценивается примерно в полмиллиона)! И будь на месте профессора обычный человек, скорее всего, история не получила бы столь громкой огласки. Подумаешь, порча имущества и превышение полномочий аэропортовскими охранниками? В мире таких случаев - ого-го!
Но история об отключенном киборге вызвала большой интерес и обошла бумажные и онлайновые издания всего мира. И весьма странным оказался тон некоторых писак, чуть ли не со злорадством комментировавших сей случай. Тактичные и бестактные намеки о несовершенстве киборга по сравнению с человеком, мне кажется, продемонстрировали замечательное свойство человеческой психики выдавать желаемое за действительное. Ведь на самом деле Стив Мэнн в период своей «полной функциональности» обладал куда более широкими возможностями, чем любой из нас - так же, как владелец мобильника имеет преимущество перед человеком «нетелефонизированным», а человек, умеющий пользоваться компьютером, получает лишнюю толику «симпатии богов» по сравнению с компьютерно безграмотным.
Стив Мэнн ратует за нечто большее, чем использование одного-двух-трех гаджетов. Он предлагает нам… стать киборгами!
Ближе к телу
Подход Стива к киборгизации человечества весьма прагматичен. Дабы уподобиться шагающему терминатору, надо просто надеть «носимый компьютер» - WearComp. Он не требует вживления в тело специальных чипов и электродов, прочие хирургические операции также отметаются за ненадобностью - носимый компьютер должен надеваться и сниматься, как одежда. Для полного шика, конечно, можно закрепить на теле специальные датчики, чтобы постоянно контролировать пульс, дыхание, а заодно снимать кардиограмму и энцефалограмму. А можно просто пить кефир, бегать по спортивным дорожкам и вообще заботиться о здоровье, не думая о таких мелочах.
Киборг являет собою симбиоз живого существа с каким-нибудь механизмом. Концепция WearComp, предлагаемая Стивом, подразумевает постоянное ношение и использование «бортового компьютера», объединяющего в себе функции ноутбука, сотового телефона, фото- и видеокамеры. Компьютер, который всегда с тобой, а точнее, всегда на тебе. Эту идею профессор развивает с начала 1980-х годов.
Концепция носимого компьютера возникла у Стива, как побочный результат увлечения фотографией. В далеких 1970-х, еще будучи студентом, он заинтересовался приемом, который заключался в наложении друг на друга фотографий одного и того же объекта, сделанных при разном освещении. Поскольку до появления массовых графических редакторов типа Photoshop оставалось не менее десятка лет, будущему профессору пришлось придумать что-то свое - и он создал устройство под названием «ассистент фотографа»: комплект из ламп, вспышек и фонарей вместе с аккумуляторами крепился на теле фотографа. Набор из шести тумблеров, по одному на каждый палец плюс по два на большой, позволял координировать работу системы.
Ключевыми словами, которые полюбились Стиву при освоении этого комплекса, были: носимый, беспроводной, камера, глаз. Несмотря на впечатляющий вес и малое время действия без подзарядки, «ассистент» удался на славу, и следующим шагом Стива стало создание настоящего носимого компьютера - модели WearComp 2 - в 1981 году.
WearComp 2 имел «на борту» микропроцессор Motorola 6502 со встроенным интерпретатором BASIC. Электронно-лучевая трубка диагональю в полтора дюйма подавала информацию в правый глаз, совмещая функции видоискателя и компьютерного дисплея. Завершала картину экзотического вида наголовная антенна, служившая для радиосвязи с базовым компьютером, расположенным в лаборатории.
Стив долго совершенствовал свою систему. Громоздкие конструкции, напоминавшие фантастические фильмы начала прошлого века, в 1990-х годах сменились элегантными шлемами виртуальной реальности. Свинцовые аккумуляторы уступили место компактным литий-ионным батарейкам. Электроника становилась все мощнее, а размеры ее, наоборот, уменьшались. И к третьему тысячелетию внешний вид Стива стал вполне приемлемым для общества - все компьютерные прибамбасы разместились в одежде и под нею. Средством связи стали сотовые сети и прочие массовые системы беспроводной коммуникации. А дисплеи-глаза, через которые смотрит Стив, превратились в обычные очки. Почти обычные.
Глаза на коленке
Во время разбирательства вышеупомянутого инцидента в аэропорту электронная аппаратура Стива была оценена в 500 тысяч долларов. Не думайте, что все эти деньги Мэнну пришлось выложить из своего кармана (или кармана университета MIT, где он работает). Несмотря на репутацию безумного профессора, заработанную Стивом в широких массах благодаря своему экзотическому виду, его исследования вызывают живейший интерес и обеспечивают помощь ведущих корпораций мира.
Так, компания Sony снабдила профессора мощными литий-ионными батарейками задолго до того, как они появились в продаже. А корпорация Kopin безвозмездно передала новейший жидкокристаллический микродисплей, стоивший тогда (1997 год) около 5 тысяч долларов. Сегодня подобные дисплеи продаются самое большее за сотню долларов, а Стив Мэнн популярно объясняет всем желающим, как «на коленке» приспособить носимый компьютер и электронные глаза для постоянного пользования: «Вот так берем и нумеруем провода. Я настоятельно рекомендую нумеровать провода, чтобы не запутаться при пайке. А вот так паяем. Потом берем пару солнцезащитных очков по своему вкусу. Если вам нужен только Интернет или работа с обычными компьютерными приложениями, можете ограничиться одним глазом. А теперь - наслаждайтесь!» Дисплеи от Kopin - крохотные и малозаметные устройства, выполненные по технологии AMLCD и имеющие меньше сантиметра по диагонали. Разрешающая способность - 320х240, 640х480 и 1280х1024 в зависимости от модели, а частота обновления - 72 кадра в секунду для монохромных дисплеев и до 180 кадров у цветных. Провода от дисплеев-очков укладываются в тонкие трубочки, крепятся к оправе и могут быть замаскированы под всем известные тесемки, которые не дают очкам упасть на пол. После этого остается сущая малость - выбрать видеокамеры, которые отныне заменят вам глаза.
Эти комплектующие можно купить уже сегодня. Те же разработки, которые пока не вышли из стен лабораторий, демонстрируют еще большие возможности. Правда, в массовое производство поступают не столь совершенные решения. К примеру, компания Xybernaut (тоже сотрудничающая со Стивом), выпускает комплекты с глазными дисплеями, которые миниатюрными не назовешь. Если придерживаться идеи, проповедуемой профессором-киборгом, то глазные дисплеи надо носить постоянно. Поэтому, чтобы не вызывать инстинктивного неприятия большинства «органического» населения, лучше вооружиться паяльником, выписать по почте комплект микродисплеев и самостоятельно соорудить себе электронные глаза.
А теперь посмотрим, зачем это нужно. Что дает пользователю такой опыт? Почему Стив Мэнн носит свои очки круглые сутки и почему снятие и отключение WearComp привело его к полной дезориентации?
Идеология WearComp |
Носимый компьютер, каким его видит Стив Мэнн, должен давать своему хозяину постоянный доступ к Интернету, вычислительным, аудио-, видео- и прочим мультимедийным возможностям. Благодаря WearComp, к традиционным отношениям между компьютером и человеком добавилось несколько новых моментов. Во-первых, в отличие от ноутбука, КПК или сотового, носимый компьютер работает постоянно. Во-вторых, при работе на обычном компьютере, предполагается, что наиболее важным в этот момент является именно работа, и ваше внимание должно быть без остатка поглощено этим железным монстром. Но при использовании WearComp все происходит с точностью до наоборот: главным является отнюдь не работа с компьютером, а обычная человеческая жизнь. Компьютер же - носимый компьютер - должен помогать, а не мешать ей. Проверить электронную почту по пути в булочную, зайти на любимый сайт во время поездки на общественном транспорте, перечитать и поправить свою статью, одновременно выполняя пробежку вокруг дома - это лишь малая часть тихих радостей, доступных киборгу. И наконец, носимый компьютер с двумя электронными глазами может отгородить своего хозяина от внешнего мира. Это чем-то похоже на использовании аудиоплейера - надел наушники, и все посторонние звуки исчезли. Носимый компьютер - это домик улитки, который можно носить на спине и в который можно спрятаться, когда реальность достанет своей «невыносимой легкостью бытия». Только это не просто блокада, а качественно иной уровень защиты. |
720 градусов обзора
Поскольку видеоданные, прежде чем попасть на глазные дисплеи, все равно проходят через компьютер, с ними можно немного поиграть. Один из основных принципов, проповедуемых Стивом, - расширение и дополнение обычных человеческих чувств и памяти с помощью носимого компьютера.
Камеры, которыми хозяин WearComp смотрит на мир, в отличие от обычных глаз, можно разместить где угодно, хоть на затылке, - вот тебе и первая польза, как говорил удав слоненку. Вдобавок - смена оптики, видимого диапазона и прочие «вкусности». Можно использовать хоть десять камер, а изображения с них выбирать по своему вкусу или комбинировать в одно. Как говорит Стив, он часто развлекается таким образом. К примеру, катаясь на велосипеде, очень удобно смотреть на мир через камеру между лопаток, чтобы контролировать приближающиеся сзади машины. Согласитесь, что произвольный выбор и настройка глаз имеет свои преимущества.
А вот и вторая польза - изображение перед подачей на глазной дисплей можно обработать. Фирменная программа, написанная Стивом, позволяет отфильровывать рекламные плакаты на улице, словно назойливые баннеры в браузере. О деталях не сообщается, но упоминается, что при этом используется нечто вроде распознавания образов. Поэтому, скажем, при взгляде на придорожный рекламный щит обычный человек видит рекламу, а Стив - пустой белый прямоугольник. Это - пример действия так называемых визуальных фильтров. Они могут использоваться не только для удаления, но и для наложения новой информации. В опытах со своим студентом Джеймсом Фангом (James Fung) Стив использовал рекламные щиты для путевых заметок и передачи информации от одного пользователя WearComp к другому, о чем был составлен отчет и даже записан короткий видеоролик с «точки зрения» Стива. Выглядит, конечно, не так зрелищно, как в фантастических фильмах, но потенциал огромный.
Помимо этого, Стив разработал нечто вроде системы визуальных тегов - подсказок, которыми при желании можно отмечать выбранные объекты и даже людей. Один из примеров - список необходимых покупок, появляющийся при взгляде на кассовый отдел в супермаркете.
Третья польза - наличие постоянной связи. Два киборга могут обмениваться «точками зрения» - то есть именно теми изображениями, которые они видят в данный момент. Да и простые люди с помощью обычных компьютеров могут это видеть и даже общаться с носителем «точки зрения». Популярный пример для масс: Стив отправляется за продуктами, а его жена, сидя дома и глядя на монитор, подсказывает, что выбрать.
Четвертая польза опять же проистекает из постоянного наличия связи - это расширение собственного интеллекта с помощью онлайновых энциклопедий, справочников и поисковых систем. Стив скромно признается, что иногда ему удается поразить своими познаниями даже экспертов в таких областях, которые он никогда не изучал. Идущие на экзамен приветствуют тебя, Стив!
Преимущества, которые дает пользование WearComp, можно пересчитывать долго. Еще в начале своей карьеры киборга Стив обнаружил интересный прием, позволивший ему значительно улучшить память на лица. Если при знакомстве задержать перед глазами кадр с изображением нового лица хотя бы на секунду, вероятность запоминания резко возрастает. Кроме того, цифровые изображения людей и предметов можно записывать, добиваясь эффекта настоящей фотографической памяти.
С точки зрения Стива, WearComp - не просто универсальный электронный помощник, а самое настоящее оружие пролетариата в борьбе против тоталитаризма и слежки. Постоянно включенный и рассредоточенный по телу хозяина WearComp дает большую степень приватности, чем любой обычный ПК. В этом смысле носимый компьютер - идеальное воплощение компьютера персонального.
Тяжкий путь первопроходца
Но постоянно ношение такого компьютера имеет и свои недостатки. Во-первых, пока глазные дисплеи и прочее оборудование было громоздким, Стив, по его признанию, нередко ловил косые взгляды окружающих, с недоумением, а то и неприязнью смотревших на увешанного железками и проводами чудака, прогуливающегося по улице. После появления модели WearComp 6, с очками-дисплеями и компактным, спрятанным под одеждой оборудованием, внешний вид профессора перестал шокировать окружающих, но неприятие все же осталось. А что бы вы подумали, если ваш собеседник время от времени «отключается» и уходит в себя? Когда люди не знают, что твои глаза прикрыты дисплеями, а не очками, прием электронной почты или консультация с женой по поводу выбора кабачка выглядят как приступы аутизма.
Другой немаловажный момент - привыкание к жизни «за экраном». В 1998 году Стив признался, что после трехлетнего использования глазных дисплеев он обнаружил симптомы «заэкранной адаптации» - восприятие мира стало тяготеть к двухмерному, а не трехмерному. Другие испытатели носимых компьютеров сообщали о возникающей иллюзии жизни в «видеореальности». Поскольку любой кадр, поступающий на глазные дисплеи, можно было задержать, записать и даже отмотать назад, мозг начинал соответственно относиться и к реальности. Получалась эдакая «Матрица» с точки зрения Нео или Морфеуса. Да что говорить, если даже у обычных пользователей компьютера периодически случаются приступы «выпадения из действительности», когда на полном серьезе ищется кнопка «Enter» или клавиша отмены последнего действия (автор этих строк из их числа). А уж носимый компьютер как ничто иное способствует развитию таких иллюзий.
Еще один эффект - смещение точки зрения. Роль глаз у носителя WearComp выполняют камеры, которые могут располагаться где угодно - к примеру, на затылке. Если показать пальцем на приближающийся сзади грузовик, окружающие будут до боли в глазах всматриваться в чистый горизонт, потому что палец показывает на объект, который виден на глазном дисплее, - то есть, как вопиет весь наш жизненный опыт, смотреть нужно вперед. Если же камеры и расположены спереди, их «точка зрения», как правило, все равно не совпадает с нормальной точкой зрения «из глаз». Поэтому периодические несовпадения при указывании пальцем и прочими частями тела на видимые объекты есть норма. Но, надо отметить, это больше относится к неудобствам общения. Сам киборг может прекрасно осознавать настоящее положение объекта и координировать свои действия, только вот от человеческой привычки показывать пальцем лучше избавиться - к тому же, говорят, это невежливо.
Скорее всего, именно «заэкранное» привыкание и привело Стива к дезориентации, когда ему пришлось снять глазные дисплеи в аэропорту. Кроме того, он был лишен их во время перелета. Желающие пережить подобное ощущение могут сесть и несколько суток подряд, не отрываясь от экрана, играть в какой-нибудь авто- или авиасимулятор со свободной сменой точки зрения. После этого один взгляд на что-либо, кроме монитора, вызывает легкое головокружение. А если так жить несколько лет, да еще и специально занимаясь изучением «различных точек зрения», как делал Стив?
Трудности, которые всегда подстерегают первопроходцев, нешуточны. Отсутствие законов, неизведанные болезни, кропотливая работа. Для первых киборгов, испытывающих носимые компьютеры, современный мир - один большой и Очень Дикий Запад. Но зато как приятно первым увидеть новые горизонты, разбить лагерь у реки, которую назовешь своим именем, а потом застолбить новый золотой рудник. Или же воспользоваться поисковой системой Google во время телевикторины, поправляя очки-дисплеи под взглядом ничего не подозревающего ведущего.
Люди всегда хотели расширить границы своих возможностей. Летать как птицы, плавать как рыбы… И то, что у современников часто вызывало усмешку и недвусмысленные жесты у виска, в конечном счете оборачивалось еще одной ступенью в развитии человечества. |