Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Домашняя фабрика грез

АрхивТехнологизмы (архив)
автор : Алексей Стахнов   07.10.2002

Видеомонтаж в домашних условиях. Введение.

Сегодня мы поговорим о вредном влиянии Запада на наши неокрепшие организмы. Более того, я не побоюсь сказать это вслух (или если быть точным – написать на весь Интернет) разговор пойдет о таком увлечении (хобби – как выражаются заокеанские буржуины) миллионов, как домашнее видео.

Я точно знаю – в вашей собственности находится видеомагнитофон или на худой конец видеоплеер. Почти наверняка у вас или ваших друзей есть видеокамера. Отсюда следует, что вы уже попытались хотя бы розочек поснимать окружающую действительность и себя, любимых, на видеокамеру. После сей увлекательной процедуры вы попытались переписать отснятый видеоматериал с камеры на видеомагнитофон и результат вас не удовлетворил.

Почему?

Простое копирование с камеры на видеомагнитофон приводит к появлению на кассете набора разрозненных эпизодов с неудачными фрагментами в эпизодах и интервалами между эпизодами. Прааавильно, необходимо освоить профессию редактора и по совместительству видеомонтажера. Берем в руки листик бумаги и секундомер, пульт дистанционного управления и производим хронометраж отснятого материала, при этом помечая нужные вам фрагменты. После этого увлекательного занятия можно переписывать материал, сверяясь с хронометражем. Полученный результат вас... не удовлетворил. Как бы вы не старались, все равно вам не удастся убрать все неудачные фрагменты, особенно те, которые менее секунды. Вы не всегда успеваете вовремя нажать на кнопку Пауза и кусочки нежелательных фрагментов попали в смонтированный материал.

Возникает знаменитый вопрос – Кто виноват? и Что делать?

На первый вопрос ответить просто – виновато отсутствие специальной монтажной аппаратуры. На второй вопрос ответить посложнее – нужно приобрести монтажное оборудование, вопрос только какое?

Прежде чем ответить на этот вопрос прочтите информацию о том, какой бывает монтаж и какое оборудование используется при монтаже. Потом прогуляйтесь по Интернету, посмотрите на цены, с грустью загляните в свой кошелек. А затем... В общем не все так плохо, когда вы прочтете, что может аппаратура VHS (SVHS) вы поймете, что при наличии современного компьютера для домашнего монтажа достаточно приобрести аппаратуру стоимостью в 45-80 национальных американских рублей.

В общем, хватит лирики, перейдем к информации.

Видеомонтаж

В этом разделе я расскажу вам, каким бывает видеомонтаж и какая аппаратура при этом используется.

Видеомонтаж можно разделить на два вида – линейный и нелинейный.

Линейный монтаж

Его так назвали потому, что при линейном монтаже все процессы записи и наложения эффектов проходят в режиме реального времени. Это именно то, что вы пытались сделать, когда записывали эпизоды, судорожно сверяясь с вашим хронометражем и боялись не успеть вовремя нажать кнопку Пауза.

Самый простой вариант: производится перепись отдельных эпизодов с одного видеомагнитофона на другой магнитофон. В самом простом варианте этим процессом управляет человек, компонуя эпизоды и нажимая кнопки.

Однако как вы уже убедились, с бытовым видеомагнитофоном невозможно получить приемлемое качество монтажа – приличный линейный монтаж можно произвести с помощью полупрофессионального видеомагнитофона, у которого есть такая функция, как покадровая подгонка изображений, что позволит Вам с точностью до кадра установить начало и конец переписываемого эпизода. Подобный видеомагнитофон стоит порядка 400-500 американских денег.

Это самый простейший вариант, который почти никого не удовлетворяет. Обычно даже при простом монтаже между эпизодами вставляют переходы, добавляют титры, накладывают музыку или комментарии. Для этого используются два видеомагнитофона, микшерный пульт, устройства для наложения спецэффектов, титров. Как вы понимаете, все это удовольствие стоит не одну сотню денег, поэтому о линейном монтаже в домашних условиях забываем как о страшном сне и взор переполненный надеждой обращаем на

Нелинейный монтаж

Нелинейный монтаж – это такой вид монтажа, при котором видеоматериал вводится в компьютер, с помощью которого, собственно, и проистекает весь видеомонтаж. На видео (или компакт диск) сбрасывается только конечный результат (собственно полученный Вами в процессе монтажа фильм).

Достоинства этого типа монтажа – моментальный доступ к любому фрагменту видео, практически неограниченные возможности для монтажа, редактирования и использования спецэффектов и высокое качество полученного фильма.

Что для этого надо? Конечно же компьютер (и чем мощнее тем быстрее будет происходить обработка видеоинформации), устройство ввода-вывода видео-аудио информации (в простейшем случае - видеокарта с TV-out и TV-Tuner с TV-in и звуковая карта; в более «профессиональном» плата нелинейного монтажа или контроллер IEEE 1394 (Fire Wire)).

В простейшем случае,при наличии компьютера, дополнительные затраты выливаются в 45 денег за плату TV-Tuner с TV-in (не USB!!!!) и 5-7 американских денег – разница между видеокартой с TV-out и видеокартой без TV-out. Есть еще один вариант - видеокартой с TV-out и TV-in, но все таки более интересен вариант с TV-Tuner мы сможем смотреть и записывать телепередачи.

Итак – решено, покупаем TV-Tuner с TV-in и видеокарту с TV-out.

Пара практических советов.

TV-Tuner в основном бывают на чипе Conexant Bt848(Bt878) и Philips SAA7130HL (SAA7134HL). Если Вы собираетесь смотреть/записывать телепередачи – я рекомендую TV-Tuner на базе чипов Philips – качество картинки и сервисных функций намного лучше чем у чипа Conexant. Так же обратите внимание чтобы у TV-Tuner и видеокарточки присутствовали два разъема- S-video и комозитный (об этом несколько ниже).

Теперь перейдем к фактам и теории.

Сухая Теория

Что мы имеем в своем распоряжении? А имеем мы:

1. Видеокамеру
2. Видеомагнитофон
3. Телевизор
4. Устройство для ввода-вывода изображения в/из компьютера

Что же объединяет эти устройства? Объединяет их стандарты и они же их разъединяют. Наверное вы знаете, что почти в каждой мало мальски значимой стране свой телевизионный стандарт. Что кассету, которую вам прислали из США, на вашем домашнем видеомагнитофоне почти наверняка невозможно будет посмотреть, а наши Советские телевизоры европейцы не покупали не только из-за того, что «зажрались» – стандарты разные.

Телевизионные стандарты

Давайте посмотрим на следующую замечательную таблицу:

Таблица 1. Основные телевизионные стандарты
Основные параметры Телевизионный стандарт
NTSC M PAL M PAL N PAL B,G,H PAL I PAL D SECAM D/K SECAM G,H SECAM L
Ширина канала, MHz 6 6 6 7 8 7 7 7 8
Ширина Видеосигнала, MHz 4,2 4,2 4,2 5 5,5 6 6 5 6
Кадровая частота, Hz 59,94006 59,94006 50 50 50 50 50 50 50
Строк в кадре 525 525 625 625 625 625 625 625 625
Строчная частота, Hz 15734 15734 15625 15625 15625 15625 15625 15625 15625
Страна США, Япония, тихоокеанский регион Бразилия Центральная и Южная Америка Европа Европа Китай СНГ и восточная Европа Африка, Средний Восток Франция

В общем ситуация с телевизионными стандартами напоминает небольшой зоопарк, а я ведь еще не привел стандарты для стереозвука в телевидении!

Зная столь замечательные теоретические факты можно перейти к практическим знаниям, которые исправят в худшую сторону и без того не блестящие характеристики телевизионного изображения. Количество строк на кадр – величина теоретическая, которая которая не учитывает всякие синроимпульсы, начало – конец строки, кадра, обратный ход луча строчный и кадровый и так далее. В результате приведения к правде жизни мы получаем что в стандарте PAL и SECAM реальное разрешение по вертикали 576 строк, а по горизонтали – 768 (поскольку в аналоговом телевидении принято соотношение вертикаль: горизонталь 3:4). В стандарте NTSC реальное разрешение по вертикали 480 строк, а по горизонтали – 640 (ничего не напоминает? Например стандартное VGA разрешение). Далее, если мы строчную частоту разделим на количество строк то получим не 50 Герц для PAL и SECAM, и не 60 Герц для NTSC, а соответственно 25 и 30 Герц. Объясняю, это не опечатка, просто в телевидении используется понятие полукадров. Физический смысл этого термина таков – изображение передается в два этапа – сначала передаются нечетные строки изображения, а затем четные. Суммарная кадровая частота получается 50 Герц, реальная 25 Герц. Такой способ формирования видеоизображения называется чересстрочной разверткой. В компьютере используется прогрессивная развертка (строка за строкой).

Стандарты для видеомагнитофонов

Помимо стандартов для телевизионного вещания нас очень интересует стандарт записи (хранения) видеоизображения на видеомагнитофоне/видеокамере. История с зоопарком повторяется – десятка два разнообразных стандартов, из которых в бытовом и полупрофессиональном видео получили распространение следующие стандарты (и их разновидности):

1. VHS(аналоги – Video8, VHS-С),
2. SVHS(Hi8)
3. DV(Digital8)

VHS

Всем хорошо известный аналоговый стандарт хранения видео. Практически у всех есть видеомагнитофон, который работает в этом формате. Выпускается практически для всех телевизионных форматов. Техника дешевая и распространенная. А теперь о грустном. По стандарту VHS количество строк в кадре – всего 240 (для NTSC и того меньше).

SVHS

Стандарт SVHS – доведенный до ума VHS. Такая же кассета, обратно совместима с VHS. Техника не очень дешевая и не очень распространенная. По стандарту SVHS количество строк в кадре – 420 (для NTSC – 380).

DV

Стандарт DV является цифровым, причем видео хранится в сжатом виде. Техника не дешевая и не распространенная (стоимость видеокамеры – 800 и выше, магнитофона – около 500 денег). Количество строк в кадре – 500.

Конец первой части

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.