Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Им Бог – свобода!

АрхивЗнай наших
автор : Татьяна Мерсадыкова   04.10.2002

Своей главной ценностью свободу назвали 55% российских пользователей интернета

Своей главной ценностью свободу назвали  55%  российских пользователей интернета

В сентябре 2002 года Фонд "Общественное мнение" провел опрос на тему "Интернет в России" . К категории "интернет-пользователь" были отнесены люди, которые на вопрос: "Приходилось ли Вам лично пользоваться интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались интернетом в последний раз?" дали ответы: "в последние сутки", "в последнюю неделю", "в последний месяц", "в последние три месяца", "в последние полгода". Были опрошены 3000 человек старше 18 лет, живущие в 203 городских и сельских населенных пунктах.

Среди других стран по доле пользователей интернета от общей численности населения Россия занимает 25 место (между Южной Африкой и Индией). Доля составляет 8% населения, или 8,8 млн. человек. В 2000 году Россия была на 12 месте - между Австралией и Тайванью. Доля составляла 1,8%. В 2001 году - 3,6%, или 3,3 млн. человек. Видим, что рост существенный, но в других странах он еще сильнее, а порой носит характер и настоящего бума. Так, по данным исследования, проведенного британской компанией NetValue в 2001 году в Великобритании каждые шесть секунд появлялся новый пользователь интернета. При этом большинство из них составляли женщины, опережая мужчин на 55,6%. А в России посещение интернета пока остается в основном мужским делом. В целом по стране на 10 мужчин в Сети приходится 6 женщин, в Москве – в интернете  в полтора раза больше мужчин, чем женщин, в Питере - почти втрое, и только на Дальнем Востоке картина симметрична.

По абсолютному числу пользователей Россия занимает 11 место в мире. Доля пользователей от общего числа населения распределена по стране весьма неравномерно. В Москве она составляет 27%, в Петербурге - 21%, а в остальных регионах от 5 до 8%. Получается, что порог, выше которого считается эффективной розничная электронная торговля (20%), перешагнули пока только столицы.

Если верить статистике (а чему нам еще верить?), то в 2000 году по данным Monitoring.ru, то из 100 российских пользователей, находящихся в данный момент в Сети, 57 человек живут в Москве, 9 - в Петербурге, 4 - в Новосибирске, двое - в Екатеринбурге, 1 - в Иркутске, и еще по одному из нескольких крупных городов. В 2002 - картина несколько иная: 20 москвичей, 9 питерцев, 47 жителей европейской части России (исключая Москву и Петербург), 20 - с Урала и Сибири, остальные четверо - с Дальнего Востока.

В среднем по России дома интернетом пользуются 32% (больше всего, конечно - в Москве), с работы - 48% (более всего - в Сибири), по месту учебы - 21% (более всего в Сибири и на Дальнем Востоке) и в интернет-кафе - 14% (наиболее популярны они на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, а наименее всего - в Москве). Для сравнения, 2001 год: дома - 29%, на работе -51%, по месту учебы -14%, в интернет-кафе и клубах - 6%.

Мы уже узнали "сколько?", а  для чего?


В прошлом году на этот вопрос ответили так: для работы - 53%, для образования - 40%, для удовольствия - 35%, для общения - 29%, для узнавания новостей - 27%, для поиска информации о товарах и услугах - 17% (сумма более 100%, так как допускалось несколько ответов).

Распределение по посещаемым ресурсам (2001 год):

отдых, путешествия, природа - 6%
дети, медицина, лекарства - 5%
культура, образование - 9%
радио, телевидение - 5%
игры, юмор, эротика - 10%
спорт, авто-мото - 9%
жилье, товары, услуги - 7%
техника, компьютеры, интернет-магазины - 11%
бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы - 10%
новости, политика, города и регионы - 7%
без интересов - 22%.


А что это за люди?

В ответ на вопрос: "Одни люди говорят о себе: "Главное для меня - свобода", другие люди говорят: "Свобода - не самое главное, есть вещи поважнее". К какой категории Вы себя относите - к первой или второй?" 55% относят себя к первой категории, и 35% - ко второй (данные 2001 года). Из них 63% удалось найти свое место в жизни, 23% - не удалось, а остальные - пока не знают. Для сравнения: общероссийский опрос Фонда "Общественное мнение" в конце 2000 года показал, что у всего "охваченного" населения "счет" по этому вопросу 45:48:7.
Оптимизм, присущий интернет-пользователям, проявляется также в ответах на вопрос "Как Вы думаете, удастся или не удастся России в скором будущем преодолеть экономические трудности?" Баланс здесь явно в пользу ответа "удастся" - 49% ("не удастся" - 33%). Это и не удивительно - России давно бы удалось решить все проблемы, если бы остальные 92% населения работали столько же, сколько "интернетчики": 41% работают в будни более 8 часов, в том числе 13% - более 11 часов. Почти половина из них (43%) часто работает в выходные дни.

В ценностной сфере интернет-пользователи проявляют себя как люди, стремящиеся к успеху. Так в вопросе "Люди делятся на две категории: для одних прежде всего важно добиться успеха, достичь поставленной цели. Для других прежде всего важно избежать неудачи. К какой категории Вы себя относите - к первой или второй?" 68% выбирают первую из двух позиций, и лишь 22% - вторую. В то же время, если их постигает неудача, они склонны винить себя. Об этом можно судить по ответам на вопрос "У всех людей в жизни бывают неудачи. Одни обычно винят в своих неудачах себя, а другие винят в своих неудачах обстоятельства. К какой категории людей Вы себя относите - к первой или второй?", так как 65% выбирают первую позицию, и только 20% - вторую.

Сколько им лет?


Интернетом пользуются 17% молодых (18-34 года), 6% людей среднего возраста (35-54 г.) и 1% граждан старше 55.
Образование: высшее - 38% (в 2001г. - 46%); среднее - 60% (в 2001г. - 55%); неполное среднее и ниже - 2% и 9% - соответственно.

Чтобы принять окончательное решение по вопросу "верить или не верить статистике?" полюбопытствуем, насколько сбываются прогнозы, сделанные по предыдущим опросам. Вот выводы, сделанные по результатам анализа данных 2000 года.

- Сегодняшние реальные пользователи на 3/5 состоят из мужчин. Думается, это соотношение сохранится недолго: среди возможных доли мужчин и женщин одинаковы, а среди желающих женщин даже несколько больше. Сбывается.
- Среди реальных пользователей чаще, чем в среднем по выборке, встречаются 20-29-летние. Судя по ответам респондентов, в ближайшее время российский интернет еще более помолодеет. Тоже верно.
- Почти половина реальных имеет высшее образование. Уменьшившаяся доля людей с дипломами является, по-видимому, результатом общего помолодения.
- Судя по распределению реальных, российский Интернет пока еще во многом "столичная штучка". Однако структура возможных в этом смысле уже менее контрастна, а желающих - принципиально иная. 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.