Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Темная сторона Ангела Тьмы

Архив
автор : Сергей Леонов   04.10.2002

Прежде всего, объясню заголовок: DA (Dark Angel) - неофициальное название цифровой фотокамеры Sony DSC-F707, родившееся в конференции Sony Talk Forum (STF). Учитывая, что жизнь моя преимущественно проходит ночью, камеру я выбрал соответствующую.

Прежде всего, объясню заголовок: DA (Dark Angel) - неофициальное название цифровой фотокамеры Sony DSC-F707, родившееся в конференции Sony Talk Forum (STF) сайта www.dpreview.com. Учитывая, что жизнь моя преимущественно проходит ночью, камеру я выбрал соответствующую.

DA оправдала все ожидания - взгляните хотя бы на фото в заставке, или найдите другую камеру с возможностью съемки в полной темноте с инфракрасной подсветкой и «ночным» лазерным автофокусом, безукоризненно наводящим резкость даже на абсолютно ровную серую стену. Если не принимать во внимание известные недостатки (отсутствие Hot Shoe, гистограммы, коррекции насыщенности, малое количество предустановок цветового баланса), которые в описании и не скрываются, камера просто замечательная в своем классе. Но обсуждать мы будем не это, а то, что не слишком афишируется. К сожалению, не достоинства, а недостатки.

Дефект главный, неявный, о котором скромно молчит производитель, но который давно обнаружен и обсужден сообществом любителей цифрового фото - так называемый BFS (Blue Flash Syndrome - название опять же родилось в STF), - появление голубого оттенка при съемке в условиях комбинированного освещения - лампы накаливания или люминесцентные плюс встроенная вспышка. Проявляется BFS очень нерегулярно: вы можете весь вечер снимать в подобных условиях, и все кадры будут превосходными. А на следующий день дефект покажет себя во всей красе (см. фото выше). Отнесете камеру в сервис-центр - дефекта снова не будет. Вернетесь домой - вот он, голубчик (какое подходящее слово!). Стоит исключить любое из условий - встроенную вспышку заменить внешней или свет ламп на солнечный - и дефекта как не бывало. В принципе, все элементарно «лечится» тем же Photoshop’ом - достаточно «растянуть» гистограмму красного (дополнительного к голубому цвету) канала. Но то у нас, а за рубежом за Photoshop платить надо.

Под прессом жалоб покупателей Sony вынуждена была признать наличие проблемы, но сделала это очень скромно: на европейском сайте в глубоко запрятанной текстовой странице перечислены диапазоны серийных номеров аппаратов, подверженных BFS. Их владельцам предлагалось обратиться в местный сервис-центр с целью «коррекции параметров», которая представляет собой изменение каких-то программных коэффициентов. Обрадованные покупатели дружно понесли камеры для доработки, и тут вдруг выяснилось, что, устранив BFS, новые настройки внесли другую проблему - стабильный уход баланса в голубой цвет при съемке со вспышкой на коротких выдержках в ручном режиме (см. фото внизу - электролампа на белой стене с выдержкой от 1/30 до 1/1000). Вернее, алгоритм настройки баланса белого перестал реагировать на длительность выдержки и принимать соотношение освещенности от разных источников за константу. Эффект получил название LEVBFS (Low Exposure Value Blue Flash Syndrome). Что хуже - пришлось решать владельцам, а у новых покупателей не осталось выбора - измененные коэффициенты стали «прошиваться» на заводе.

Причин такого поведения камеры в STF высказывалось множество, но к единому мнению сообщество не пришло. Несколько сотен кадров, снятых мною в условиях, провоцирующих BFS, заставили задуматься. Чем отличается съемка с внешней вспышкой от съемки со встроенной? Отличается принципиально. В первом случае все меряется и настраивается «вживую» - вспышка единственная, длительность ее ограничивается собственным экспонометром, баланс белого камера настраивает непосредственно по снимаемому изображению, и настраивает идеально. Со встроенной получается две вспышки - предварительная (по ней и производится вся настройка) и окончательная (при которой фиксируется изображение). То есть настройка производится не по реальному кадру, а по некоему предварительному шаблону. Отличаются они лишь полусекундной разницей во времени. Не здесь ли собака порылась? Несмотря на то, что глаз не видит мерцания электрического света (100 Гц), оно имеет место. Основные изменения яркости происходят в красной части спектра (для ламп накаливания), и, соответственно, камера ошибается в оценке уровня красного, попадая «не в такт», когда встроенный кварцевый генератор «рассинхронизирован» с частотой электросети. Учитывая, что частота сети «гуляет», вместе с ней «гуляет» и эффект, причем программному лечению он, скорее всего, не поддается - надо менять алгоритм работы камеры.

К сожалению, проверить предположение уже, видимо, невозможно - F707 снимается с производства и будет заменена моделью F717, которая, как сказано в описании, имеет улучшенный алгоритм баланса белого. Опытные образцы до тестировщиков еще, кажется, не доехали, и 717-я пока не проверена на BFS и LEVBFS. Посмотрим, а если удастся - и напишем.

И все же я ничуть не жалею о том, что пользуюсь DA - ее светлые стороны значительно превосходят темную.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.