Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что такое «нельзя»?

Архив
автор : Юрий Романов   07.12.2000

Именно в среде изобретателей-теоретиков был сформулирован тезис об особой роли теории управления (кибернетика) не столько даже в поиске путей решения, но именно в решении насущных задач. Любых! В том числе и изобретательских.

Годков эдак 20-25 назад в нашем Отечестве появилась и некоторое время довольно бурно развивалась своеобразная дисциплина, которая вначале называлась ТРИЗ - «теория решения изобретательских задач». Потом она незаметно трансформировалась в ФСА - «функционально-стоимостной анализ» (на дворе запахло перестройкой, бизнес, то да се, «изобретательство» стало фонетически непопулярно, а потребность в нем отнюдь не уменьшилась, - это я очень ответственно заявляю. В общем, нужно было как-то все это по-новому назвать. В ЖЭКах тогда шутили: «У нас теперь нет мусорщиков. У нас работают менеджеры по сбору и сортировке вторсырья»…

Именно в среде изобретателей-теоретиков (на самом-то деле, они, конечно же, были сугубыми практиками, поскольку практически изобретали всякие разные удивительные вещи. «Теоретики», - это от их попыток найти какой-то методологический подход, некую общую теорию любимого дела. Такую, например, как ТРИЗ), так вот, именно в их среде был сформулирован тезис об особой роли теории управления (кибернетика) не столько даже в поиске путей решения, но именно в решении насущных задач. Любых! В том числе и изобретательских.

Что такое «нельзя»?

Наука - это то, чего не может быть.
А то, что может быть, - это научно-технический прогресс.
Если кто знает, чья эта замечательная
формула, сообщите.
Буду очень благодарен

Собственно, кибернетика оттого и «угодила» в разряд лженаук, что занялась осуществлением того, чего «не может быть». Не «вообще», но, скажем так, того, что не происходит само по себе.

Как бы это попроще объяснить? Велосипед на двух колесах сам по себе ездить может? А с седоком? То-то и оно… Баллистические ракеты, ракеты-носители космических аппаратов, оторвавшись от стартового стола, летят вертикально (и дальше по траектории) отнюдь не в силу их естественной стабильности, которой они, кстати, лишены от рождения и начисто. Их плавное движение обеспечивается исключительно работой алгоритмов стабилизации «в недрах» бортового компьютера. Взлетающая тяжелая ракета более всего напоминает шест с ведром воды на конце на лбу циркового артиста. Хотите побыть в роли БЦВМ? Попробуйте…

Вселенная. Шоссе. Кабина

- Мир управляется чугунными законами, мой друг. Они не умеют нарушаться.
Треугольник а, бэ, цэ равен треугольнику а-прим, бэ-прим, цэ-прим… Какая скука, мой друг…
К/ф «Сталкер»

- Во!.. Светит, гад… Ему бы так засветили… Ни черта не вижу, вот гад. Да выруби, ты, дальний, твою дивизию!.. Уф-ф-ф… Ну вот, еще один… Светит, гад. Да неужели же ничего придумать нельзя против этого? Изобретатели туды-ть и обратно…

Ночь. Шоссе. Свет фар стелется над летящим асфальтом. Ругается Ефимыч…Не зло ругается, привычно. Знает, что ничего не поделать. Зарево встречного света за изгибом дороги. Сейчас ударит по глазам… И ничего не поделаешь. Свет, он… светит… Ничего не попишешь

Собственно, никто из встречных «водил» не имеет злого умысла слепить своего коллегу по баранке. Но ведь оно само так получается. Вот если бы светить на дорогу, а на встречные машины не светить. Как вам задачка? И, между прочим, имеет как минимум два решения. Оба - основаны на управлении.

Свет обычных фар избирательностью не обладает. Он - неуправляемый объект. А что, если сделать его управляемым? Ну, например, так: возьмем и заменим фару проектором (точнее, проекционным компьютерным монитором. Ксеноновые лампы, отражательные транспаранты… Свет растром покрывает плоскость экрана). Обратите внимание - важный момент! Всегда можно поставить (и решить) задачу накрытия растром всей плоскости «воображаемого экрана» - «картинки», которую видит шофер из окна кабины, за исключением областей, где в данный момент «находятся» встречные машины.

Идентификация встречного транспорта - не слишком утомительная задача для специализированного бортового компьютера, наблюдающего за дорогой при помощи телекамеры. В принципе, ему под силу различать и пешеходов на обочинах. При этом интенсивность света, направляемого в их сторону (или даже в область головы, глаз), может либо существенно уменьшаться, либо даже сводиться к нулю.

Однако все описанное - лишь один из возможных путей решения упомянутой задачи. Можно называть его «активным». Существует и «пассивный». Он основан на избирательном «вырезании» участков яркого света из поля зрения водителя при помощи жидкокристаллической прозрачной панели, опускаемой в ночное время наподобие солнцезащитного щитка перед лицом шофера.

Впрочем, эта задача в такой постановке неразрешима.

Но вот мы вводим в контур управления ЖК-панели компьютер, отслеживающий при помощи двух телекамер положение головы водителя и вычисляющий точки пересечения лучей зрения, соединяющих глаза и «забортные» источники света. Представили? Теперь наша задача становится вполне тривиальной. Из области школьной тригонометрии.

Вот это то самое и есть, которое называется «наука». А телекамеры, автомобильные компьютеры, электромеханика монитор-проекторов, жидкокристаллические панели - все это «научно-технический прогресс».

Пример с фарами на ночном шоссе я взял исключительно из соображений наглядности. Существует ряд значительно более изящных идей из области осуществления «невозможного». Например, ядерные реакторы, в которых реализуются когерентные реакции с управляемым изотопным составом продуктов реакций. Например, чтобы большая часть отходов представляла собой или стабильные, или короткоживущие изотопы.

Не менее интересны разработки в области управляемых газодинамических процессов, позволяющие надеяться на практическое осуществление проектов реактивных двигателей, не имеющих компрессоров, турбин, вообще механических подвижных частей. Все их функции способны «взять на себя» скачки уплотнения - ударные волны достаточно сложной топологии, принципиально не реализуемой без помощи соответствующих процессов управления.

Понимаете, что получается?! Наука управления (да, да - кибернетика) берет на себя функции (или смелость. Или ответственность) снимать запреты на осуществимость тех или иных процессов. То, о чем говорят, что «это нельзя», часто неосуществимо просто из-за отсутствия соответствующего управления. Можно сказать, что абсолютно невозможно лишь то, что противоречит немногим фундаментальным законам природы, а все остальное - можно. Если очень хочется. Если есть кому хотеться.

Ежели некому разбираться в тонкостях Мироздания, так и происходит в нем лишь то, что по умолчанию разрешено. «Защита от дурака». До пришествия юзера.

[i37340]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.