Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Я помню все твои трещинки…

Архив
автор : Алексей Климов   22.11.2000

[i37040]

Ясность вовсе не является неизбежно присущей или наиболее важной стороной истины.
Р. Тагор


«Писатель заголовков» - примерно так называется должность, существующая во многих зарубежных изданиях. Занимают ее далеко не новички, потому что удачное название статьи добавляет от 3 до 20% аудитории. Вопреки мировому опыту и несмотря на заботу о росте числа читателей гуманные редакторы «Компьютерры» доверяют выбор заголовков самим авторам.  [1] Авторы же, любя свои творения многократно сильнее читателей, словно соревнуются друг с другом в крутизне абстрактных названий, пытаясь перебить «Замороженные сиськи» Е. Козловского.

Шапка данного материала, вопреки эпиграфу, не претендует на участие в этом соревновании, а в точности передает суть темы. «Я помню все трещинки» моего потолка. За долгие годы после ремонта на нем обозначился профиль зевающего Ильича, контуры Антарктиды с люстрой на Южном полюсе и трехпалая лапа динозавра в углу. Моя знакомая находила в паутине ломаных линий фигурку совы, пингвина на дельфине и египетского сфинкса почетче марсианского.

Сравнение наших ассоциаций выявило пробелы в моем художественном образовании, заполненные образованием техническим.

Примат линии и контура перед цветом и колоритом, особенно характерный для инженерной графики, формально отражает несомненную истину, согласно которой рисунок служит основой изобразительного искусства. При этом понятие рисунка, как бы по умолчанию, сводится до оконтуривающей предмет линии. Тот факт, что рисунок есть и там, где совсем нет линий, а только цветовые или ахроматические пятна, выходит за рамки базовых навыков рисования, оставаясь уделом узкого круга живописцев маслом. Действительно, творческий процесс художника, в том числе компьютерного, как правило, состоит из двух частей: контурного эскизирования и раскрашивания полученного наброска.

Цифровая живопись лишь недавно, ценой немалых ресурсов, отвергла это разделение, перейдя, по примеру импрессионистов, к «рисованию цветом, а не формой» («КТ» #360, стр. 40-41). Как писал современник импрессионистов Генрих Вельфлин, «Графический стиль видит в линиях, живописный - в массах. Видение в массах имеет место там, где внимание отвлекается от краев, где контур в качестве зрительного пути стал

более или менее безразличен глазу и основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна»  [2].

Примирить «контурное» и «массное» восприятие помогает знакомство с Photoshop-фильтром Segmation (продукт фирмы Xaos Tools, 7-дневная версия на www.xaostools.com/products/segmain.html, рис. 1).

Согласно задумке разработчиков программа ориентирована на векторизацию растрового изображения посредством деления на мозаику из многоугольников («сегментов»). Их контуры столь замысловаты и чужды инженерному взгляду на пластику исходного изображения, что глаз, автоматически теряя интерес к линиям, видит лишь цветовые пятна.

К радости перекормленных виртуальным эстетством пользователей, Segmation предлагает решения преимущественно для неэлектронного искусства. Специально для читательниц, жалующихся на игнорирование их увлечений, рассмотрим возможности Segmation на «сугубо женском» примере - лоскутном одеяле, которое согреет не только тело, но и душу благодаря вышитому из разноцветных клочков портрету любимого человека (рис. 2). Итак:

  1. Устанавливаем полуторамегабайтный дистрибутив на компьютер с Photoshop любой версии (от 3.05 до 6.0). Запускаем.

  2. На глаз оцениваем в формате RGB цветность имеющихся лоскутков и вводим найденные значения в качестве палитры для сегментации выбранной фотографии (вкладка «Palette», сброс предустановленной палитры с помощью «Reset» [в окне фильтра, конечно] и, один за другим, «New color»).

  3. Учитываем припуски на швы посредством установки максимальных граничных линий (вкладка «OutLines»).

  4. На основной вкладке «Contour» задаем параметры, скажем так, дальнейшей трудоемкости ручной работы: количество клочков, размер наименьшего лоскутка и допустимую угловатость (формально - кривизну) раскроя. Результат в окне предварительного просмотра получаем, нажав кнопку «Create!». Приемлемого для швейной машинки сегментирования, сохраняющего портретное сходство, я добился раза с пятнадцатого.

  5. Получать выкройки нужного размера удобнее прямо из окна фильтра. Опция «Print» поддерживает масштабирование до 5000% на любых принтерах. Перед распечаткой, для упорядочения деталей сегментированного изображения, стоит задать их нумерацию на вкладке «Labels».

  6. Дальше вы умеете - ручной труд.

Работа с тканью может неожиданно заинтересовать и мужскую аудиторию, когда, в результате заправки картриджа, на ковролине образуются пятна общей площадью до полутора метров. В качестве альтернативы новому покрытию (с выносом мебели и отдиранием плинтусов) стоит рассмотреть художественное увеличение пятен с целью придания их очертаниям портретного (в понимании Segmation) сходства с Биллом или тещей. В небогатом 1923 году художник В. В. Воинов написал «Портрет брата» именно в такой технике (рис. 3).

Потренировавшись на крупных формах, легко перейти к тонкой технике батика - росписи воском по шелку. А с помощью ножа и твердой руки Segmation помогает украсить стены прихожей аппликацией из самоклеящейся пленки. По сравнению с фотообоями - свежо и индивидуально. При некотором навыке модно использовать натуральный шпон (рис. 4), собирая детали рисунка «встык», как паркет в графских усадьбах.

Садовницы участков при многоэтажных дачах могут эскизировать в Segmation раскладку клумб и грядок. Разделительные дорожки сформируют видимый с вертолета портрет хозяина, и босс сможет посылать привет пролетающим коллегам.

Доступ к режущему плоттеру - профессиональному инструменту раскроя - превращает Segmation из забавы в средство производства. Заклейка стекла в двери, ведущей на кухню, мозаикой из полупрозрачной пленки (псевдовитраж) - очень актуальный бизнес в районе новостроек. Пофантазировав в этом направлении, нетрудно убедить заказчика по-новому оформить и входную дверь. Представляете подъезд, где обивка всех дверей сшита из разноцветного дерматина в виде здоровенных портретов хозяев?

Как вы уже догадались по иллюстрациям, для кухни с ванной в программе предусмотрены отдельные художественные решения из стандартного и оригинального кафеля. Работа с мозаичными элементами осуществляется на вкладке «Pattern». Настройка параметра «Jitter» даже позволяет задать квалификацию (или степень трезвости) плиточника. В дистрибутив включено более полутора сотен вариантов упорядоченного деления изображения на простейшие (и не очень) ячейки: квадраты, соты, сердечки и даже дискетки, утилизация которых вскоре станет актуальной проблемой.

Для среднего компьютерного магазина может оказаться рентабельным оформление витрины по рис. 5 даже с помощью новых трехдюймовок: оптом они дешевле иного кафеля. А процесс выкладывания этого панно легко превратить в рекламную акцию, например, для дискетного дистрибутива очередного Office.

Художественную недосказанность мозаичных изображений иногда может усилить фотореалистичный общий фон. В грубой форме этот прием часто демонстрируют по телевидению операторы «особого назначения». Лица случайно попавших в кадр секретных агентов маскируются пятном из расплывчатых квадратиков. Мой знакомый свадебный фотограф при оцифровке видео уже применяет этот нехитрый способ соблюдения инкогнито к лицам некоторых гостей и другим частям тела виновников торжества, которые иногда хотят увековечить все этапы своего превращения в законных супругов.

Конечно, назначение Segmation шире прикладной сферы. «Сегментирование» представляет интерес и само по себе, как художественный прием, ставший особенно популярным после успеха работ Морица Корнелиса Эшера (1898-1972), рис. 6, www.geocities.com/SoHo/Museum/3828/escher.html. Оригинальность взгляда этого признанного мастера обмана зрения, творившего в докомпьютерную эпоху, все еще превосходит машинные алгоритмы. Полученный в Segmation рис. 7 демонстрирует только легкий намек на глубину зрительных ассоциаций такого рода. Глядя на него прищурившись, вы пойдете на поводу у подсознания и, очень может быть, увидите поясной портрет юной леди, которой там нет.

Когда материал был почти готов, представился случай применить Segmation в кондитерском деле. На день рождения коллеги я купил два кулька мелких печений - кило обыкновенных, светлых, и кило «кофейных», темных. Выкладывание из такого материала портрета виновника торжества оказалось делом многотрудным, потребовавшим предварительной распечатки шаблона размером в девять листов формата А3 (с припуском на склейку - площадь двух столов).

В наилучшем ракурсе портрет представал с высоты метров трех, и участники застолья по очереди рассматривали его, взгромоздясь на стул, стоявший на соседнем столе, и попутно произнося тост  [3].

Праздник удался. Приписав успех торжества Segmation, женщины к 7 Ноября приготовили Ленина. Уважая убеждения читателей, заменю рисунок этого пирога словесным описанием технологии.

Промасленный противень выстилается калькой с распечаткой сегментированного (в режиме «Contour») портрета (разумеется, печатью вниз). Смешанное с молотым кофе (для цвета) тесто заправляется в кондитерский тюбик и выдавливается аккуратной колбаской по линиям на кальке. Противень на пару минут помещается в разогретую духовку. На рельефный рисунок кладется заранее раскатанный лист из обычного (в смысле цвета) теста. Печется до готовности, переворачивается, калька отдирается. По едва различимому рисунку впеченных линий вновь наносят буртики, но уже из белого (на сливочном масле) крема. Образованные буртиками ячейки заливают желатиновой глазурью подходящих к портрету цветов - красной и белой. Прозрачность желатиновой массы искусственно уменьшена добавлением муки.

Поздравляю, вы прочитали первый в истории «Компьютерры» кулинарный рецепт!


1 (обратно к тексту) - Ну, это как сказать… - М. Б.-З.
2 (обратно к тексту) - Цитата по книге: Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. -158 с.: ил.
3 (обратно к тексту) - После трех неудачных попыток очередного тостующего взять высоту печенье пошло на закуску (а остатками до утра играли в «Чапаева»).
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.