Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Банк или кошелек?

Архив
автор : Виктор Достов   16.11.2000

При всем многообразии систем, позиционируемых как платежные, все они могут быть рассмотрены в рамках общего подхода, основанного на том, что их подавляющее большинство построено или на технологии «банк-клиент», или на технологии электронных сертификатов (цифровых наличных).

При всем многообразии систем, позиционируемых как платежные, все они могут быть рассмотрены в рамках общего подхода, основанного на том, что их подавляющее большинство построено или на технологии «банк-клиент», или на технологии электронных сертификатов (цифровых наличных).

Банк-клиент

Системы «банк-клиент» проецируют в Internet идеологии а) классического банкинга и б) сетевых технологий «(тонкий) клиент-сервер».

Такая система представляет собой совокупность счетов (accounts), хранящихся централизованно и допускающих удаленное управление (обычно через Internet). При классическом подходе каждый из них представляет собой запись, отражающую финансовую ответственность банка перед клиентом. Системы «банк-клиент» построены на счетах банков  [1], с которыми иногда можно оперировать только в онлайне, а иногда и традиционными способами.

Технологически, каждый счет есть не что иное, как запись в БД. Операции платежа сводятся к согласованному изменению пар счетов - плательщика и получателя транзакции (покупателя и продавца). Банк должен решать следующие задачи:

  • определить права покупателя на управление счетом;

  • получить от покупателя описание операции;

  • проверить допустимость операции;

  • возможно, получить от продавца согласие на проведение операции;

  • сгенерировать транзакции по взиманию комиссии;

  • изменить пару записей;

  • разослать сторонам отчеты-квитанции;

  • сохранить отчет у себя.

Уже из этого короткого описания ясно, что универсального подхода к алгоритму платежей быть не может  [2].

В результате некоторые системы «банк-клиент» становятся узкоспециализированными, а стремящиеся к универсальности - предоставляют мощное ядро, которое можно обвешивать произвольными функциями.

Технологические реализации

Любая система «банк-клиент» должна определять права клиента на пользование счетом. Офлайновый аналог производимой при этом идентификации - предъявление паспорта. Роль паспорта в Internet может играть некая секретная информация:

а) Общий многоразовый ключ, или «пароль»: банк хранит некий ключ, ассоциированный с учетной записью на счете. Пользователь при входе в систему передает этот ключ банку, банк сверяет его с записью и в случае совпадения считает, что у покупателя есть права, ассоциированные с данным ключом.

Главный недостаток этого метода очевиден: ключ многократно передается по Internet, и в случае его перехвата злоумышленник получает все права на операции со счетом. Простейшей модификацией является ситуация, когда банк не спрашивает ключ, а передает некий случайный текст. Покупатель шифрует этот текст своим ключом и отправляет банку. Банк расшифровывает текст этим же ключом и в случае совпадения с исходным убеждается, что покупатель знает ключ. Естественно, эти операции покупатель делает не лично, а при помощи некой программы-клиента («электронного бумажника»  [3]).

б) Общие одноразовые ключи. В сообществе идеальных банкиров и пользователей описанная система, в принципе, была бы довольно хороша, но в действительности большой срок жизни пароля приводит к опасности его раскрытия.

Поэтому часто вместо одного ключа выдается целый блокнот. Этот блокнот может быть реальным списком или сделан аппаратно, в виде маленького калькулятора. В последнем случае банк присылает запрос, который вводится в калькулятор, а на выходе, по некоторому алгоритму, генерируется ответ, вводимый в компьютер вручную.

Принципиальной проблемой одноразовых и многоразовых симметричных ключей является недоказуемость операций.  [4] Возможное решение - использовать алгоритмы с разделяемыми секретами (ключами).

в) Простейшим примером является одностороннее шифрование. Для такого шифрования используются два ключа. Одним ключом документ зашифровывается, другим расшифровывается, причем по одному из них практически невозможно определить другой  [5].

Обобщение

Тонких различий между отдельными системами много, но мы сосредоточимся на рассмотрении общих проблем.  [6]

  1. Основной качественной проблемой систем «банк-клиент» является трассировка платежей. Подробная информация обо всех платежах хранится в банке и может быть востребована для любой цели, причем не только в интересах клиента, но и в интересах третьих лиц  [7]. Анонимные или псевдонимные (номерные) счета лишь отчасти решают задачу: все платежи со счета являются связанными, и если удастся персонифицировать один платеж, тем самым «засвечиваются» и другие.

  2. Следующая проблема - организация межбанковских расчетов. Очевидно, что счета продавца и покупателя с большой вероятностью будут находиться в разных банках. Тогда банк покупателя должен иметь прямой доступ к базе данных банка продавца. Это должно делаться через шлюзы, но все равно сильно подрывает классическую концепцию безопасности.

  3. Еще одна проблема «клиент-банка» состоит в том, что, получив доступ к счету, злоумышленник может перевести всю сумму. Ограничения на разовый перевод, в свою очередь, сильно ограничивают функциональность, доступную хозяину счета.

  4. Основной же проблемой является:

    большая нагрузка на банковские серверы  [8]. В развитой системе для каждого счета операции будут инициализироваться не одним «кошельком», а многими, причем через разные интерфейсы: представьте, что вы говорите по сотовому телефону и одновременно совершаете покупку в Internet-магазине. При этом списываются суммы за сотовый телефон, телефонную линию, доступ в Internet и сам платеж, но очевидно, что со счета может одновременно проводится только одна операция, иначе возможен овердрафт.

За пределами банкинга

Общим решением упомянутых проблем оказались «цифровые наличные», представляющие собой цифровое обязательство, номинированное, скажем, в рублях и подписанное цифровой подписью эмитента. Порядок этих операций определяется договором, и юридически это похоже на векселя или дорожные чеки.

При реализации идея неизбежно обрастает технологическими подробностями.

Первой задачей является контроль двойного использования. Ничто не мешает пользователю сделать две копии обязательства и послать их одновременно по двум адресам, и в большинстве существующих схем каждый платеж проходит через справочный сервер («виртуальный банк»), хранящий список использованных обязательств.

Второй проблемой является размен. Если у вас есть обязательство на два доллара, то, чтобы заплатить из него один, вам нужно изготовить два долларовых обязательства - одно отослать, а другое оставить себе.

При каждом платеже продавец должен запрашивать «банк», нет ли предъявленной ему монеты в списке «использованных», а число «использованных» обязательств в таком листе стремительно растет со временем и неизбежно переполняет базу данных  [9].

Обычно такая ситуация вызывает вопрос: если каждый платеж проходит через банк, то в чем, собственно, разница?

Во-первых, банк хранит на каждого клиента, условно говоря, небольшое число переменных, не озабочиваясь хранением детального описания транзакций и сопутствующей информации. Все подробности хранятся в «кошельках» заинтересованных сторон и востребуются при необходимости. Иными словами, «кошельки» снимают значительную часть вычислительной нагрузки с банка, превращая систему в распределенную.

Во-вторых, кошелек обладает гораздо более достоверной информацией об имеющейся сумме денег. Сумма, лежащая в кошельке, гарантирована к оплате, тогда как банковский счет, которым одновременно оперируют по нескольким каналам, является непредсказуемым.

Если, как мы уже говорили, «банк-клиент» является проекцией на Internet идеологии «клиент-сервер», причем с тонким клиентом (рис. 1), то цифроналичная платежная система - это пиринговая (peer-to-peer) сеть с (относительно тонким) справочным (lookup) сервером (рис. 2).

Преимущество последней на «хороших» задачах состоит в медленном (линейном) росте критической нагрузки с ростом объема вычислений  [10], в то время как для клиент-серверной архитектуры нагрузка на сервер может расти от квадрата до экспоненты объема вычислений.

Где будет происходить основная борьба между системами? Говоря о технологии, можно сказать, что она еще не начиналась. Сейчас количество транзакций невелико, и все системы работают одинаково хорошо, а малые объемы денег, находящиеся в системе, не провоцируют сколько-нибудь мотивированных атак на них  [11], так что пользователи сравнивают интерфейсы систем с точки зрения программных и организационных аспектов.

Но объем транзакций и их число растет. Это приведет к разделению систем по скорости обслуживания, причем при современных ценах на компьютеры скорость в основном будет определяться технологией. Можно ожидать, что через пару лет некоторые системы ждет технологическая смерть, или они начнут искусственно ограничивать приток клиентов.

Второй источник отсева - финансовая надежность. К сожалению, даже у замечательной с технологической точки зрения системы может оказаться плохой гарант.

Наконец, юридические моменты. С ростом объема транзакций неизбежно появятся обманутые (или считающие себя таковыми). Вероятно, дело дойдет до суда, и победит та система, транзакции в которой надежны и доказательны. Под эту схему подпадает также вариант, когда обманутой посчитает себя налоговая инспекция и/или ЦБ. Выбор массовой технологии - вопрос будущего, но ближайшего, - при этом время разработки хорошей системы - годы, и можно с уверенностью сказать, что основа этого будущего закладывается уже сейчас.

Автор признателен Ильдару Хамитову за обсуждение статьи и замечания.

[i36938]


1 (обратно к тексту) - Плюсом банковских счетов является использование «обычной» банковской бухгалтерию. Банковские счета считаются более надежными и юридически защищенными, за что приходится платить некоторой негибкостью.
2 (обратно к тексту) - При проверке допустимости операции клиент может захотеть иметь возможность блокировать поступающие платежи (например, для того, чтобы средства на проведение избирательной кампании могли зачисляться на счет только после подтверждения отправителя). Сейчас, в соответствии с текущей банковской практикой, большинство продавцов готовы принимать платежи автоматически, однако в случае судебных разбирательств банк сможет представить свидетельство о проведении платежа, но не о его цели.
3 (обратно к тексту) - Не путать с «электронным кошельком»: «кошелек» является хранилищем электронных денег.
4 (обратно к тексту) - Предположим, клиент обнаружил, что выписка из банка отличается от его записей, причем не в его пользу. Единственным доказательством операции являются протоколы банка, в которых тщательно протоколируются время операции, использованные ключи и вся прочая информация. Ясно, что банк может дописать туда любую запись (скажем, о переводе всех денег со счета куда-нибудь в офшор), причем проблема не сводится к благонамеренности банка: это может сделать, например, проникший в систему злоумышленник, и у банка не будет средства доказуемо отличить такой перевод от выполненного клиентом. Наконец, может просто случиться сбой в работе. Таким образом, у банка с симметричными ключами не остается доказуемой истории платежей.
5 (обратно к тексту) - Покупатель создает пару ключей; расшифровывающий - отдает банку, зашифровывающий - оставляет себе и держит в секрете. Для проведения операции покупатель составляет приказ на передачу и посылает банку, который его расшифровывает и производит операции, оставляя зашифрованный приказ в протоколе. По сути, это процедура создания и проверки цифровой подписи. Таким образом, асимметричное шифрование позволяет создать доказуемые протоколы операций. При этом практически отсутствуют требования к безопасности канала передачи данных: даже если канал допускает возможность подслушивания и модификации передаваемых данных, без знания секретного ключа посторонний не может оперировать соответствующим счетом. Но некоторая косвенная информация может быть получена (например, из объема транзакций), и чтобы ее спрятать, трафик обычно шифруется.
6 (обратно к тексту) - Большинство их являются количественными. На малом числе транзакций можно построить почти идеальную систему «банк-клиент». Но при большом потоке возникают сложности.
7 (обратно к тексту) - В ситуациях начиная от маркетинговых исследований и кончая криминалом и ОРМ.
8 (обратно к тексту) - Уже сегодня кредитно-карточные системы обрабатывают несколько сот миллиардов транзакций и запросов в год. С развитием платежных систем «спрос на транзакции» будет расти за счет большого объема микроплатежей.
9 (обратно к тексту) - Недавно был предложен подход, позволяющий остроумно обойти эту трудность и создать систему с практически не растущими базами (см. статью 1998 г. А. Смирнова, А. Мошонкина и И. Хамитова на www.paycash.ru).
10 (обратно к тексту) - Очень ярким, хотя и «обратным» примером является современный подход к взлому алгоритмов (DES и др.). В рамках централизованного подхода взлом алгоритмов, даже с относительно короткими ключами, оказался непосильной задачей для современных компьютеров. Однако на распределенной одноуровневой сети (через Internet) такие задачи решаются вполне успешно. Очевидно, что этот результат можно обратить, утверждая, что «распределенная защита» данных гораздо более эффективна, чем централизованная.
11 (обратно к тексту) - Налоговики, как и частнопрактикующие злоумышленники, не заинтересованы возиться с системами, в которых заведомо мало денег.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.