Silentium universi
АрхивИнтересно, многие ли читатели «Компьютерры» приняли участие в проводящемся методом «народной стройки» проекте поиска внеземных цивилизаций «на дому» SETI@Home?
Simul ipsa silentia terrent.
Vergilius
Интересно, многие ли читатели «Компьютерры» приняли участие в проводящемся методом «народной стройки» проекте поиска внеземных цивилизаций «на дому» SETI@Home? А еще интереснее узнать, что подвигло их к этому: любовь к фантастике, простая или научная любознательность или страх. Страх перед молчанием гигантских пространств, тем молчанием, к которому как нельзя лучше подходят слова жившего два тысячелетия назад поэта: «Да и само молчание наполняет страхом».
Silentium Universi. Молчание Вселенной. Так принято называть ксенологический парадокс, введенный в обращение почти полвека назад Энрико Ферми. Тем самым Энрико Ферми, что был одним из основоположников квантовой физики, открывателем искусственной радиоактивности и создателем первого ядерного реактора. Парадокс этот состоит в следующем. «Если есть иные цивилизации, то почему мы не видим в Солнечной системе их кораблей?» - спрашивал великий ученый.
Логика его была проста. Если считать возраст наблюдаемой Вселенной переваливающим за десяток миллиардов лет (подробнее см. заметки об уточнении значения постоянной Хаббла в недавних выпусках «КТ»), а возникновение жизни и разума представляет собой естественный процесс, то неизбежно, где-то в мироздании должны возникнуть цивилизации, способные опередить нас в развитии на миллиарды лет. Способность же разума воздействовать на внешний мир, полностью перетряхивая его буквально за десятилетия, настолько велика, что в этом случае мы наверняка жили бы во вселенной, перестроенной иным разумом под свои цели.
А последнего, как известно, не наблюдается. Нет, есть, конечно, более или менее остроумные гипотезы того, что мы живем, дескать, в некоей резервации, оставленной для слаборазвитых Высшими Существами. Самый блистательный пример построений такого рода содержался в одном из рассказов советского фантаста и астрофизика Павла Амнуэля. Согласно ему, мы живем не просто в резервации, а на свалке мироздания, и сами наши законы природы есть результат экспериментирования более ранних цивилизаций с корнями Вселенной.
Выдумка очаровательная. Но находящаяся за пределами рассмотрения и естественных наук, и философии, и богословия.
Бритва Оккама, знаете ли. Лучше считать, что труп зверски замученной супермодели не лежит в моем парадном не потому, что его унесли оттуда, тщательно вымыв после этого пол, а просто оттого, что там отродясь супермодели не пробегали. Да и тщательное мытье парадного… Надо в выдумках меру знать, дорогие друзья!
Так и с внеземными цивилизациями. Проще считать, что если мы их не видим, то их нет, а не выдумывать для них различные маскировочные костюмы.
Но вот что интересно. Если бы мы наблюдали Внеземные Цивилизации, то в этом бы не было ничего необычного. Точно так же, как нет ничего необычного в том, что в соседнем доме, в точности похожем на наш, живут люди. Мысль о множественности обитаемых миров довольно традиционна. Ее высказывали древние. Ее придерживались серьезный Кеплер, искрометный Сирано де Бержерак, дидактичный Фонтенель. Для Камиля Фламмариона она была чуть ли не очевидной, как и для целого поколения гимназистов, на рубеже двадцатого века глядевших на Марс в телескоп, сделанный из очковых стекол…
Появление уэллсовских марсиан в боевых треножниках, прелесть толстовской Аэлиты или берроузовской Деи Торес, - все это куда менее удивительно, чем наблюдаемое нами молчание. Молчание Вселенной.
Пытаясь пробить стену безмолвия, уже и сподвижники великого и ужасного Б.Г. жертвуют многие миллионы на радиоастрономию ксенологической направленности. Но успешное завершение таких работ вряд ли станет подлинной сенсацией. Ну куда ихней Аэлите супротив родимой Клавки Шиффер, пляжные фото которой суют даже в подломанные церковные сайты! А у богословов различных деноминаций тоже целый пакет рекомендаций, подготовленных в космически-оптимистические шестидесятые, как вести себя с маленькими и зелененькими, буде таковые объявятся… Но кажется, куда важнее понять, - что же будет, если Silentium Universi так и не будет нарушено. Пусть мы одни в Космосе, но почему?
Наш соотечественник, замечательный ученый Иосиф Самуилович Шкловский, первым в 1976 году написавший «О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной», в той же самой работе, опубликованной в сентябрьской книжке «Вопросов философии», обратил внимание на «…выражение познаваемости конечного числа объективно существующих фундаментальных законов природы».
Это очень серьезное заключение, имеющее весьма важные, в том числе практические, выводы. Мы не видим внеземных цивилизаций не потому, что они не возникают. Нет, зарождение жизни и разума скорее всего универсально. Мы не видим их не потому, что цивилизации истребили себя в ядерных войнах и экологических катастрофах. Нет, не все же наши соплеменники гибнут в драках на танцплощадках или захлебываются своей блевотиной. Это слишком частные опасности. А все цивилизации до единой может губить что-то одно. Что-то типа потери интереса к жизни из-за слишком большой ясности окружающего мира. Почти об этом писал Макс Вебер: разумное исчерпание трансцендентных мотивов обрушивает человека в полярную ночь иррациональности. Именно это может губить Разумы и Цивилизации на далеких звездах. И именно это является самой большой проблемой, с которой сталкиваются те, кто работает с людьми.
Наркомания. Развлечение среди молодежи почти повальное. Говорят, она порождается бедностью. Чушь. Когда нечего жрать идут работать. Но вот когда нет горизонтов, причем горизонтов достаточно далеких… Вот тут-то и можно сесть на колеса или иглу, баловаться промискуитетом с больными ВИЧем или гепатитом-С партнерами, сбежать в иллюзорный мирок игр или книжных историй.
Похоже, что с этим, с отсутствием горизонтов, связаны проблемы старости. Наверняка с этим связан комплекс явлений, называемый поствоенным синдромом.
Нейросети и искусственный интеллект. Фронтир следующего столетия. И здесь проблема горизонтов. Возможность глядеть вдаль и идти вдаль приведет к появлению более развитого разума. Чем дольше разумное существо сохранит «детскость», щенячий интерес к окружаемому, тем лучше будут конечные результаты.
Но как быть с рубежами, порождающими Великое Молчание, с рубежами, установленными законами природы?
Наверное, ответ здесь может быть найден не в полях телескопов, а новом и новом возврате к тому кругу вопросов, которые принято называть «Вечными».
[i36920]