Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Реальность отражения

Архив
автор : Сергей Леонов   05.11.2000

Эта тема номера возникла как продолжение двух недавних тем «Опасные связи» («КТ» #349) и «Государство и революция» («КТ» #358), и здесь наши авторы продолжат разговор о том, чего нам ожидать от развития технологий виртуального общения, и о том, какие подводные камни могут оказаться на этом пути.

Окружающая среда, к которой так или иначе приходится приспосабливаться человеку, не всегда доброжелательна, и несколько лет назад перед нами замаячил еще один благоприятный с виду фактор, который на поверку может оказаться не столь благоприятным по сути: речь идет о виртуальной среде общения, постепенно завоевывающей наши умы. Впрочем, появление подобных технологий было предсказано гораздо раньше, да и в примитивном варианте реализовано уже с появлением телефона, соответственно цивилизация успела выработать и некоторые примитивные защитные механизмы. Оценить на нынешнем этапе развития, насколько влияние Интернета окажется благотворным, а насколько неблагоприятным, мы вряд ли сможем. Но лучше задуматься об этом сейчас, чем попасть в неприятную ситуацию через несколько лет, а за то, что мы можем оказаться в ней очень быстро, говорит хотя бы факт лавинообразного роста инвестиций в сетевые проекты.

Можно предположить, что самонастраивающаяся система восприятия человеком окружающей действительности сумеет подстроиться и под суррогатную действительность (вспомните опыты с очками, дающими перевернутое изображение). Но в данном случае все гораздо сложнее. Не будем рассматривать уход в виртуальность «с головой» - это удел (и проблема) по большей части игроманов, но и нам с вами в недалеком будущем кое-что достанется. Виртуальность, по причине вечного несовершенства техники, не может и вряд ли когда-нибудь сможет в полной мере отразить реальность, и насколько человеческому сознанию удастся приспособиться к техническим погрешностям, вызывающим различное восприятие мира органами чувств, - вопрос, ответ на который вовсе не очевиден. Замена реальных источников информации не совсем точным отражением или дубликатом (что с развитием СМИ фактически уже произошло), по сути своей подразумевает как исключение из полной картины некоторых составляющих, так и внесение в нее случайных (или совсем не случайных) шумов и не существующих в действительности элементов. В таких условиях точность отражения реального мира перестает определяться только лишь возможностями нашего сознания и органов чувств - появляется промежуточное звено технологического характера, и самое неприятное, что это технологическое звено подконтрольно нам не в полной мере. Вернее, оно подконтрольно вовсе не нам (возможно, кто-то из читателей со мной не согласится, а кто-то резонно заметит, что из этих «нам» мне в первую очередь следует исключить самого себя), а радикальных способов контроля за попытками влияния на наше сознание человечество пока не имеет. Да и способы эти если и возможны, то скорее будут не столько технологическими, сколько общественно-политическими.

Но все, довольно, не буду более отвлекать читателя и предоставлю слово нашим авторам.

В качестве иллюстраций к теме номера использованы репродукции с гравюр известного голландского художника-графика М. С. Эшера (Maurits Cornelis Escher), 1898-1972гг.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.