Шведский стол
АрхивНа протяжении всей двухсерийной темы номера мы говорили о том, что готовит рынок массовому пользователю. А напоследок полезно подумать, а что ему, пользователю, нужно для полного счастья?
Я думаю, тот, кто нас создал, допустил небольшую промашку, дав нам разум и не присовокупив к нему механизм немедленного и неотвратимого наказания за каждый неразумный поступок. Вот потому-то мы и хотим все сразу, больше и лучше, чем у соседа, и подешевле, а еще лучше — на халяву.
Давайте немного пофантазируем. Представьте себе своего рода «мобильный шведский стол»: мобильная связь всегда и везде обеспечивает все, что вы пожелаете. Причем в неограниченных количествах. Причем вы имеете ее все время — вчера, сегодня, завтра, месяц тому назад и годы вперед, поэтому вам уже не нужно набирать себе всех «блюд» по три раза и еще (тайком) впрок, как, в свое время происходило с попавшим за рубеж и дорвавшимся до настоящего шведского стола простым советским человеком. Как будто вы уже спокойно можете выбирать только то, что вам действительно нужно, отдавая себе отчет, что в любой момент вы сможете получить все, что угодно и сколько угодно.
В такой ситуации рано или поздно наступает «момент истины», когда вы замечаете, что после информационного обжорства первых дней и дикой тяжести в голове и желудке вас привлекает скромное меню из двух-трех блюд, причем изо дня в день меню это практически не меняется. Конечно, это не тот убогий continental breakfast с коричневой бурдой, которую американцы почему-то называют кофе, но и не «трюфели с сыром лимбургским живым и шампанское, заливающее жир котлет». Ей-ей, этот «сыр» надоест вам на третий день, да и «шампанское» вы вскоре замените «минералкой» или «пивом». И вот тут и возникает вопрос: а что же нам нужно для полного довольства? Учитывая специализацию «КТ», мы сузим его до таких рамок: что нам требуется от мобильного информационного обеспечения?
Информационные продукты и общение
Как вы думаете, каким будет «информационное» меню в вашем случае? Каков он, список тех самых интересов и тем, которые действительно требуются вам повседневно?
Для того чтобы вам было проще ответить на этот вопрос, я приведу «свой» список. После долгих раздумий и совещаний с самим собой в него попали следующие позиции:
-
Новости — общечеловеческие, горячие, профессиональные, политические и т. п. Профессиональная информация — пресс-релизы, графики, таблицы, презентации, статьи, журналы, новости.
-
Справочная информация: прогноз погоды, точное время, и — с меньшей частотой обращения — более специфичная информация, типа «что», «где», «когда», «почем» (курс валют, стоимость бензина, билетов в кино и т. п.).
-
Средства общения: телефон, электронная почта, факс, треп (чаты, форумы и т. п.).
-
Органайзер.
-
Покупки «на ходу».
-
Отдых: развлечения, хобби, игры, литература, юмор, видео…
-
И изредка, в меру свободного времени: свободное лазание по сайтам.
И вроде бы все. Прошу внимания, я не включил в список интересы (простите за это) тех редких профессионалов, сама работа которых непосредственно связана с Интернетом. Равно как и компьютерных фанатов и хакеров с их специфическими потребностями в широкополосных потоках и в постоянном канале. Все же, их меньше, чем нас — массовых пользователей и потребителей.
Теперь по существу каждой из позиций.
Новости. Двух-трех новостных сайтов хватит? Так, чтобы прочесть заголовки в интересующих разделах и открыть тексты пяти наиболее интересных? По-моему, хватит, особенно если учесть, что информация на новостных лентах на 90% перекрывается. Проверьте себя сами, если вы располагаете соответствующим опытом хотя бы трехмесячной длительности. Сколько потянет в килобайтах и во времени скачивания запрашиваемый вами трафик? Правильно — десятки килобайт, и пара минут на считывание на самом худом канале, особенно если новости избавлены от картинок и банеров. Имея всегда свободу выбрать и другие информационные каналы (что очень важно!), я думаю, что пары новостных каналов вам хватит за глаза.
Профессиональные новости. Во-первых, многие из них мы уже «просмотрели» на общеновостных сайтах, во-вторых, их поток не такой «бурный», как первый. Хотя тут можно и графики просмотреть. Впрочем, опять же, все это займет несколько десятков килобайт и минуты на скачивание.
Справочная информация. Ну, погода и результат вчерашнего футбольного матча — это святое. И если новости интересно просматривать несколько раз на дню, то прогноз и результаты матчей обычно требуются один раз в день (правда, если склероз еще «не очень»…). Все остальное, справочное — вроде программы ТВ, расписания электричек, программы кинотеатров нужны редко. Поэтому эта позиция с точки зрения нагрузки весит еще меньше «новостной». Справочные каналы, требуемые именно вам, было бы удобно выбирать одной кнопкой (как и любимые новостные, впрочем). К обязательной справочной информации (возможно, это моя субъективная потребность) я бы обязательно добавил карту города, в котором в данное время находишься, и транспортные маршруты в нем. Они, конечно, «весят» уже поболее, но все равно это не видео.
Подведем промежуточную черту и посмотрим на сказанное с другой стороны. Когда и где эту информацию вы хотите получать? По утрам? В свободное время? Вечером, дома? По дороге? Ответ такой: везде и всегда. На работе, в деревне, за границей и именно тогда, когда захотелось. Значит, для этого вам надо обладать некоторым беспроводным устройством (не будем его классифицировать), которое можно повсюду таскать с собой и посредством которого иметь доступ к искомой информации. Нужен для этого широкополосный доступ к Сети? Нет. Нужен для прочтения 15-дюймовый экран? Нет. 8- или 16-строчного дисплея на жидких кристаллах более чем достаточно. Можно, кстати, и цветной взять. Я бы к функциональности такого устройства добавил еще возможность ручного сканирования текстов. Есть ли такие штуки в продаже? Похожие — да, но таких, чтобы удовлетворяли всем перечисленным требованиям, пока нет.
Отлично, идем дальше.
Средство общения. Они тоже требуются всегда и везде. Насчет телефона (сотового или стационарного) и факса все ясно — первый нам потребуется точно, а факс при наличии электронной почты, SMS, цифровых подписей и т. п. становится достаточно специфичным и редко используемым инструментом. Но отметим, что задачу общения вполне решает некоторое беспроводное и вполне малогабаритное и недорогое устройство. Доступ к чатам и форумам, кстати, технически мало отличается от реализации службы коротких сообщений, изменяется только адресат, которым становится сервер, «хозяин» чата.
Органайзер — ясно, что объем передаваемой информации минимален.
Покупки через Интернет — для нас эта проблема пока не очень актуальна. Но теоретически с этим тоже все ясно. Для покупки банки пива «легкого» беспроводного клиента хватит за глаза, а приобретение нового авто через Интернет вообще довольно странная идея. Впрочем, если очень хочется купить непременно через Интернет, то можно это сделать из дома.
Однозначно определить объемы и виды информации, которую необходимо получать, обрабатывать и отправлять в процессе профессиональной деятельности каждого человека, сложно. Можно лишь отметить, что, скорее всего, для такой деятельности на рабочем месте лучше иметь самый современный и самый полный набор мультимедийных средств и полноценный доступ к Интернету. То же самое и с отдыхом. При этом с помощью полноценного компьютера хорошо бы полностью «программировать» работу мобильного терминала, забивая в него очередную порцию информации. Важно, что для «стационарных» работы и отдыха мобильный доступ к Сети не требуется.
В итоге у меня получается так: я бы хотел иметь с собой в дороге небольшой терминал размером с портсигар, с помощью которого можно было бы в любом месте и в любое время поговорить по телефону, принять и отправить e-mail, набрав его на нормальной (можно складной) клавиатуре [1], получить последние новости, узнать прогноз погоды на несколько дней вперед, набить несколько появившихся спонтанно идей, возможно, набросать какую-либо схемку, отсканировать и запомнить несколько страниц текста с интересующим меня материалом, посмотреть карту города, в котором я нахожусь. Ну, и в обозримом будущем — произвести покупку, проверить и сделать какие-то операции со своим счетом в банке (если таковой образуется), проверить расписание, заказать и купить билет на самолет, поезд, выйти в Интернет на поисковый сайт или на словарь-переводчик… И еще одно очень важное свойство: терминал должен обеспечивать удобную и надежную связь с домашним/офисным компьютером.
На что я снова намекаю? На то, что для получения всего вышеописанного мне совершенно не нужно иметь бешеные килобайты в секунду, как не нужно и постоянное онлайновое соединение. Может быть, это прозвучит совсем нахально, но мне не нужен и Web со всеми его наворотами. Пусть все преимущества Web’а останутся для настольных компьютеров и домашних приставок, где потребуется и постоянный онлайн, и хорошая скорость, и мультимедийность. А в мобильном состоянии мне чаще всего требуется только голая информация, и таких, как я, — уверяю — большинство.
Поэтому я хотел бы видеть:
-
узкополосную (то есть дешевую!) беспроводную сотовую сеть со шлюзами в Интернет и телефонными сетями общего пользования с тарификацией цифровых потоков по объему килобит, а речевого трафика — по секундам;
-
мобильный карманный терминал, объединяющий в себе телефонную трубку с мини-компьютером;
-
систему персонифицированного информационного обслуживания [2].
Самое интересное, что почти все это уже есть на рынке (и даже у нас). Но по частям. Осталось только, чтобы кто-то из крупных игроков решился «собрать» описанное выше в дешевую систему. Хотя его в этом случае ждет ожесточенное сопротивление со стороны тех, кто видит полновесные Web-технологии мобильными… Тем не менее, думаю, что такое «прозрение» с последующим снижением запросов по отношению к мобильным системам связи неизбежно должно случиться. Не у крупных игроков, так у пользователей… И уж только потом — у крупных игроков!
Персональная беспроводная связь
Тот, кто нас придумал, и не подозревал, что дети Адама и Евы так расплодятся, несмотря на потопы, природные и техногенные катастрофы, войны и эпидемии, и заполонят все лучшие места на планете. Причем эти хомо мобилис не пожелали распределиться по планете равномерно, а стали собираться в многомиллионных мегаполисах. При этом они не согласны общаться друг с другом тет-а-тет, а хотят болтать через весь шарик, да еще и обмениваться кучей ненужной информации типа картинок или музыки. И вот тут-то и оказалось, что Тот, кто еще раньше создал Свет, неосторожно однозначно связал энергию со временем, ограничив тем самым наши возможности: среда связи уже с большим трудом умещает все потребности массового пользователя в информационном обеспечении. Впрочем, в начале темы мы эти вопросы подробно рассмотрели, показав, что дела со спектром плохи дальше ехать некуда.
Пожалуй, единственным выходом из такого положения может стать тот самый «шведский стол», когда люди, привыкнув брать только то, что им действительно необходимо, перестанут стремиться к недостижимому мобильному совершенству. В крайнем случае, дефицит невосполнимого ресурса приведет к росту цен на него, и тогда то же самое самоограничение произойдет по совсем другой причине.
Пользовательские терминалы
Когда читаешь пресс-релизы с сообщениями о последних разработках компаний, имеющих отношение к компьютерным и связным технологиям, замечаешь, что почти все они двигаются в направлении разнообразнейших беспроводных систем, устройств и стандартов. Особенно ярко это стало заметно после выставок «Женева-Телеком ’99» и «Comdex ’99». Все, начиная с хитрых японцев и заканчивая медлительными скандинавами, анонсируют то сотовые телефоно-органайзеры, то телефоно-фотоаппараты; то Web-часы, то Web-плейеры; то органайзеры, управляющие холодильником или стиральной машиной…
Пока наблюдается своего рода «белый шум» — никто не знает правильного ответа на вопрос, что нужно рынку, и методом проб и ошибок компании нащупывают верные ходы. Но, прав я или нет, мне кажется, что наступает время заката для крутых мультимедийных ноутбуков и КПК. В картине будущего я не могу найти им места — скорее всего, они изжили себя. Что же касается меня, то из всего многообразия «легких» беспроводных терминалов я пока не могу назвать тот, в котором был бы виден идеал…
1 (обратно к тексту) - Многие, привыкнув, начинают предпочитать стилус и стенографию.
2 (обратно к тексту) - См. «КТ» #353.