Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Над звуковой картой TurtleBeach Santa Cruz

Архив
автор : Александр Медведев   18.10.2000

Звуковая карта TurtleBeach Santa Cruz

Уже не первый месяц я жду (со злорадным нетерпением) звуковую карту, которая сможет убить SB Live. По крайней мере, вытеснить ее из моего компьютера. И вот наконец-то серьезное покушение на Live — TurtleBeach Santa Cruz (см. анонс в новостях на www.compuferra.ru). Компания Voyetra давно и успешно делает карты двух сортов — очень дорогие полупрофессиональные и просто дорогие на основе многообещающих, только что появившихся чипов. Santa Cruz, несомненно, относится ко второй группе.

Основанная на довольно давно анонсированном Cirrus Logic CS4330, она не без фантазии реализует его сильные стороны. Самое главное — шестиканальный выход (5.1, три стереовыхода), причем построенный с использованием 20-разрядных ЦАП. Не менее заманчив четырехканальный вход на основе 18-разрядных АЦП. Уживаются все эти многочисленные каналы всего на четырех стереоразъемах карты благодаря отличному инженерному решению, названному Versa Jack: верхний (дальний от MIDI/Game-порта) разъем может служить (в зависимости от выбранной пользователем в фирменном микшере опции, см. скриншот) либо выходом (пятый и шестой каналы), либо входом (третий и четвертый каналы на запись; первый и второй поступают по стандартному микрофонно-линейному входу), либо цифровым S/PDIF-выходом в формате Digital 4.1. Можно как угодно настроить режим работы выходов: две колонки, четыре колонки, шесть колонок (5.1), Digital 4.1 или наушники, причем на любом из трех выходов по выбору. Но это еще не все! Создатели Live упорно упускают из виду такую возможность, как поддержка на уровне драйверов специальных виртуальных звуковых карт (см. второй скриншот), позволяющих из различных программ адресовать не только всю плату как отдельное целое, но и любой из трех ее выходных разъемов как частное. Например, специальный софт, ориентированный на многоканальную запись-воспроизведение-монтаж, вещание, а также программы, предназначенные для сведения в реальном времени танцевальных композиций (даже ди-джеи потихоньку переползают на компьютеры и MP3-технологию), получат огромное преимущество — теперь не потребуется устанавливать в компьютер несколько дорогих звуковых карт и возиться с организацией их корректного взаимодействия. Во время записи четырех каналов также используются две виртуальные карты.

MIDI-синтезатор слабоват, недаром предусмотрен разъем для фирменной дочерней платы аппаратного синтеза Cancun FX. За основу банков взят весьма ущербный (с точки зрения профессионально работающих с MIDI людей) формат DLS, но, впрочем, столь же удобный с точки зрения игр — благодаря предоставляемой им возможности грузить свои звуки в любой совместимый с этим стандартом MIDI-синтезатор. Карта способна аппаратно декодировать MP3 (и то лишь если проигрыватель использует DirectShow-драйверы, что, впрочем, в реальной жизни маловероятно), но, если честно, эта возможность скорее рекламный ход, нежели ощутимое преимущество: на современных процессорах начиная с Celeron 300A разница в производительности неуловима, а вот качество воспроизведения у многих программных проигрывателей заметно выше.

При работе с множеством источников объемного звука карта загружает процессор существенно сильнее SB Live!, но, как бы то ни было, это не опасные для пользователя цифры (2–5 процентов производительности). Зато качество эффектов трехмерного звучания на высоте, особенно в наушниках или на двух колонках. Новое поколение HRTF-функций от Sensaura наконец сравнялось по реалистичности с Vortex, слегка обогнав несколько «плоский» и словно отнесенный назад звук Live. К тому же в специальной тестовой программе HRTF можно выбрать одну из нескольких предопределенных настроек для различных психофизических моделей восприятия.

Общее качество отделки карты TurtleBeach несколько ниже, чем у Live, и, несмотря на 20-разрядные кодеки, никакого уловимого на слух выигрыша в качестве звука нет. В отличие от Live, любая запись (даже с цифрового на цифровой источник) проходит через аналоговый тракт, при этом несколько зашумляясь и искажаясь. Встроенный процессор эффектов слаб: например, хорус быстро перегружается и начинает щелкать, стоит увеличить его долю в результирующем сигнале более 20 процентов. Под Windows 2000 пока не функционирует цифровой вход для внутреннего подключения CD-ROM (CD S/PDIF In).

Итак, Live вне опасности, но любые многоканальные операции и игры в лице Santa Cruz существенно выигрывают. Если вы ди-джей или геймер — покупайте, не разочаруетесь. Если же вам приходится серьезно работать со звуком — ждите шестиканальные карты Creative, описанные в ирландском репортаже Ильи Хрупалова. Или — беспроигрышный вариант — ставьте обе карты. Кстати, можно ожидать выхода более дешевых карт на основе этого чипа — от фирм «второго эшелона» — уже через несколько месяцев и как минимум по вдвое меньшей цене. Но вот будут ли там 20-разрядные кодеки — сказать трудно…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.