Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наученная фантастика

Архив
автор : Александр Медведев   11.10.2000

Вторая статья из темы "To be continued" номера 364 бумажной "Компьютерры"

Конечно, будь на моем месте любой нормальный человек, ведущий нормальную жизнь и занятый нормальной работой, он воспринял бы эту историю, как одну из тех фантастических и грозных баек, которые возникают на самых границах между освоенным и неведомым, докатываются до нас в неузнаваемо искаженном виде и обладают тем восхитительным свойством, что как бы грозны и страшны они ни были, к нашей светлой и теплой земле они прямого отношения не имеют и никакого существенного влияния на нашу повседневную жизнь не оказывают.

А. и Б. Стругацкие.

«Жук в муравейнике»

Сеть везде

Сеть будет везде. Причем не какой-нибудь выделенный GSM или CDMA с WAP и прочими пережитками переходного периода низких скоростей. И даже не головокружительный стандарт 3G. Везде будет Интернет, а транспортные протоколы и стандарты отойдут на второй план. В конце концов, не так важно, каким извилистым путем Сеть дошла до вас. Приемники будут способны принимать данные сразу нескольких физических сетей: спутниковой, сотовой и, скажем, локальной радиосети для связи различных устройств (ныне Bluetooth). По какой из них передавать пакеты, приборы будут решать в динамике, исходя из предпочтений и тарифной политики. Возможна оптимизация, когда метод доставки будет выбираться с учетом не только цены, но и минимальной задержки, необходимой производительности и прочих факторов. Вся телефония и передача любых мультимедиа-данных будут осуществляться поверх Сети, а не наоборот. Потребуются изрядные полосы пропускания данных. Или изрядные алгоритмы сжатия. Но и то и другое будет разработано и внедрено. В ближайшем будущем появятся адаптивные форматы передачи, динамически регулирующие (например, на ходу меняющие степень сжатия с потерями) поток данных, учитывая доступную пропускную способность.

На локальном уровне связывается бытовая аппаратура: СВЧ-печи, холодильники, медиа-центр, а также то, что сейчас мы называем компьютерной периферией, — сканер, принтер и пр.. Тут же тривиальные устройства ввода — мышь, микрофон (точнее, телефонная гарнитура). Перегнать изображение или звук, просмотреть или прослушать, настроить или отладить и многое другое, холодильник, свет… одним словом, дом — управляется с вашего коммуникатора (о котором — ниже). Никаких проводов и многочисленных несовместимых пультов управления. Разумеется, все управление и все передачи также идут поверх Сети, каждое устройство имеет свой уникальный адрес и может быть найдено хоть с другого конца света. Лишь бы хватило пропускной полосы, да были бы права на доступ. Разграничение доступа внутри семьи — тонкая психологическая задача, и мы обойдем ее стороной.

Отдельный разговор — инфраструктура. В крупных городах гораздо удобнее не заполонять эфир на сотовом уровне, а, наоборот, снабдить каждую квартиру (офис), каждую единицу (или что там будет, движущаяся лента?) общественного транспорта некой базовой станцией локального уровня, Сеть до которой довести проводным (оптоволоконным) или другим магистральным образом. Умные приборы, оказавшись в зоне действия такой станции, определяют, есть ли у них право (сертификат) на использование предоставляемого ею канала, и в случае необходимости его задействуют. Кстати, о доступе. Необходима единая система сертификации, определяющая наличие у пользователя не только аккаунта на услуги того или иного сетевого провайдера, но и права на использование подвернувшейся базовой станции локального уровня (многие базовые станции могут стать частными).

Сотовый уровень торжествует на улице и в не урбанизированном пригороде. Там, где базовые станции не обслужат ваше приемное устройство, оно сможет подключиться к спутниковой сети. Следует ожидать естественного распределения пропускной способности: максимальная для локальной сети, средняя для сотовой и минимальная для спутниковой. Фундаментом этой структуры служат внутренние коммутаторы и каналы связи провайдеров, обеспечивающие фантастическую пропускную способность, сверхмалое время коммутации и отклика, высочайшую плотность передачи. Здесь я вижу торжество оптоэлектронных технологий, оптическую коммутацию, усиление и очень-очень-очень интеллектуальные алгоритмы планирования трафика. И, разумеется, централизованную оплату всех услуг для каждого пользователя.

Данные: хранение, визуализация и обработка

Достаточно очевидное применение «онлайнизации» всех и каждого — появление новой разновидности программ с повременной платой за использование. Доходы от продажи коробочного коммерческого софта падают. С одной стороны поджимает не консервированный продукт от сообщества Open Source, с другой — фирмы, зарабатывающие вторичными путями. А ведь можно и просто брать деньги за использование. Скажем, одна минута в Word — 0,7 цента. А если я редактор «Компьютерры» и работаю с текстами по шесть часов в сутки? Правильно, за один-два месяца я выплачу Microsoft полную стоимость Word. Но оставим расчеты бухгалтерам.

Первая фаза — софт, устанавливаемый обычным путем, но учитывающий время своей работы и отправляющий информацию в некий центр, где и происходит расчет оплаты. Больших преимуществ с точки зрения пользователя нет: программы, новые версии, заплатки и прочее все равно придется либо скачивать, либо получать на оплачиваемом, хотя бы по минимуму, носителе. Я не сомневаюсь, что найдутся умельцы, скажем так, корректирующие неудобства, связанные с учетом проведенного в программах времени. Но это только первая, переходная фаза.

Далее. Приложения делятся на две части, одна из которых выполняется на устройстве пользователя, а вторая — на сервере приложений (также арендуемом). Клиентская часть отвечает за отображение, ввод и простейшую обработку. Сложные операции выполняет сервер. На самом деле эта схема неполна. Давайте забудем о понятиях «клиент—сервер» и сконцентрируем внимание на данных. Данные — вот центр вселенной, все должно крутиться вокруг них. Итак, есть некий банк, ответственный за хранение данных. Он находится где-то в надежном месте, мы арендуем его площадь, платим за занимаемый нашими данными время-объем. Скажем, доллар за мегабайт в месяц. Как вам нравится такая единица? Данные автоматически резервируются, хранятся распределенным образом и так далее — все это нас не касается. Они доступны нам откуда угодно. Отлично. К хранилищу подключается исполняемая на нашем устройстве часть, ответственная за отображение и ввод данных. Она, в случае распространенных форматов данных, будет бесплатна и технически реализована как программа для некой виртуальной машины, зашитой во все клиентские устройства (обновляться будет по мере обновления формата хранения и версии хранилища, причем этот процесс, скорее всего, будет автоматизирован). Где-то — в хранилище приложений — есть другая программа, способная подключиться к хранилищу данных и эти самые данные обработать. Оплачивать придется квоту процессорной мощи, потраченную на обработку наших данных, и сам факт использования программы обработчика — ведь вложенный в нее интеллект тоже может стоить немало. Возможны различные тарифные сетки, например с различной минимально гарантированной производительностью, опять же многие обработчики могут быть бесплатными для конечных пользователей. Нам все равно, каково число реальных процессоров и как выполнят наше задание, нас волнует лишь цена, которую мы за это заплатим, да время, через которое получим результат.

Естественный шаг — единый метаформат для хранения любых типов данных. А уж программы-обработчики найдут нужные данные и обработают их в соответствии с параметрами, содержащимися в запросе пользователя. В запросе, посланном тоненькой презентационной частью, выполняемой на клиентской машине. (Объяснение для программистов: документ состоит из объектов, для визуализации и обработки которых и применяются соответствующие методы-обработчики.) Получается, что мы всегда имеем дело с новейшими форматами данных и версиями программ (которые будут развиваться перманентно и плавно). Путь схож с разработкой в стиле Open Source: одновременно существуют две инкарнации продукта — стабильная коммерческая и девелоперская. На последней обкатываются новые возможности, по мере созревания перемещаемые в коммерческую. Причем плата за использование девелоперской версии не взимается. Кстати, становясь клиентом центра обработки или хранения данных, мы будем подписывать (цифровым образом, разумеется) договор, включающий даже страховку от утери или повреждения данных неправильно функционирующим обработчиком. Приготовились каждое утро встречать в меню любимой программы новые пункты?

Вы спросите, где раздобыть каналы сумасшедшей толщины и сверхмалого времени отклика, необходимые для такой архитектуры? Кто сказал, что они обязательны? Основной канал между обработчиками и хранилищем может быть толстым. Возможно, обработчики и хранилище расположены на территории одной и той же серверной фермы. В одном и том же кластере. Более того, в каждом крупном городе могут быть свои фермы, со своими копиями обработчиков. Заключив контракт, вы получите отличную скорость обработки данных. В более нетривиальных задачах, когда нужного обработчика поблизости нет или необходима предельная производительность, может применяться кэширование данных и загрузка кода обработчика для выполнения непосредственно в хранилище. Основной массе пользователей, нуждающейся только в популярных обработчиках, все это не понадобится. А толщина канала к клиенту должна быть достаточной для отображения результатов, не более. Кстати, вы заметили, как легко в подобную концепцию вписывается Web или любая другая распределенная система на основе гиперссылок?

Терминал

Итак, мы представили себе действительно глобальную сеть, практически полностью перенесли на ее территорию программы и данные. Но все равно каждому из нас необходимо некое «окно» для выхода в эти виртуальные просторы. Назовем подобное устройство терминалом. Выделим три различных класса терминалов. Персональный помощник (коммуникатор), мобильный терминал и стационарный терминал. Все три устройства должны обладать биометрической системой для однозначной идентификации и регистрации в сети пользователя. Вы сможете быть уверены, что с вашими данными работаете только вы и что вы заплатите только за использованные лично вами ресурсы. К тому же частично решается проблема «черного» контента — например, дети никогда не смогут увидеть то, чего видеть не должны, если размещающий контент человек поставит соответствующее условие в правилах доступа к своему ресурсу.

Коммуникатор. Устройство в габаритах небольшого сотового телефона, вес не более 200 граммов, цветной чувствительный к нажатию экран во всю лицевую панель, на котором по мере необходимости отображаются контекстно-зависимые элементы управления. Микрофон, динамик. Камера, позволяющая снимать отдельные кадры и передавать видео, может быть повернута в любую сторону. Возможен и обычный разговор, и видеосвязь. Это устройство заменит вам наладонник, фотоаппарат, видеокамеру, телефон, диктофон и многое другое. Снятые изображения, записанные звуковые заметки или видео тут же передаются в ваше персональное хранилище, то есть вы обладаете практически неограниченной емкостью памяти. Впрочем, одно ограничение есть — источник питания. Помогут сверхъемкие аккумуляторы, использующие новые технологии (возможно, с небольшим числом перезарядок) или новые одноразовые источники. Другой способ — подпитка аккумулятора энергией радиоволн, когда вы находитесь вблизи специальных базовых станций питания. В этой области трудно прогнозировать, но неделю в режиме «нечастого использования» устройство просто обязано работать без подзарядки.

Коммуникатор должен иметь приемопередатчик локального уровня, практически всегда — сотового уровня, исключением могут быть детские коммуникаторы. Большинство серьезных моделей будет иметь и спутниковый приемопередатчик. Скорее всего, антенны будут внутренними, спрятанными в корпус.

Основное средство ввода информации в коммуникатор — голос и нажатие на нарисованные на экране органы управления. Распознавание рукописного ввода или виртуальная клавиатура не понадобятся. Всегда можно прицепить к только что полученным данным звуковую или уникальную тактильную метку. Да и письмо в его современном виде будет, вероятно, вытеснено мультимедиа-сообщением, содержащим звук, изображения и/или видео. Ничьи права ущемляться не будут, любители письменности электронное письмо смогут надиктовать, противники — прослушать в исполнении синтезатора речи.

Этот же коммуникатор с успехом будет управлять любыми бытовыми приборами. Причем приборы сами снабдят коммуникатор информацией о своих параметрах, настройках и выполняемых ими командах; по сути, каждое устройство будет предоставлять соответствующий интерактивный контент, одновременно являющийся и органом управления, и инструкцией, и отчетом о текущем состоянии.

Не лишней окажется и способность коммуникатора ориентироваться в пространстве. Как в глобальном масштабе (аналог GPS), так и в локальном (гораздо проще выбрать бытовое устройство, указав на него коммуникатором, нежели из списка). Впрочем, второй пункт на первых порах может быть заменен возможностью назвать выбираемое устройство вслух. Но, согласитесь, не всегда удобно говорить, особенно если в комнате кто-то сладко спит.

Мобильный терминал. Это более серьезный уровень, мобильное рабочее место. Аналог нынешнего ноутбука. Подключен к Сети всеми тремя способами (обязательна биометрическая идентификация). Персональный мобильный терминал — инструмент практически каждого серьезного рабочего, нуждающегося в каких-либо услугах компьютера. Более того, стационарные терминалы будут использоваться реже, чем сейчас стационарные компьютеры, часть из них будет вытеснена мобильными терминалами. Это не значит, что вам придется всегда носить его с собой, для этого у вас уже есть коммуникатор. Просто удобнее, если человек не будет привязан к рабочему месту ни в своей квартире, ни на территории фирмы. С мобильным терминалом мы не будем терять времени в дороге, сможем легко показать результаты работы шефу или коллегам, не переводя лишней бумаги. Именно здесь дольше всего продержится клавиатура, хотя чувствительные к нажатию экраны, голосовой ввод и встроенная камера появятся совсем скоро. Как ни крути, вводить с клавиатуры быстрее, нежели писать. И только беглая диктовка может сравниться по скорости с печатным вводом. По мере развития технологий речевого ввода все большую долю рынка будут занимать бесклавиатурные варианты терминалов.

Объем собственной памяти и вычислительная мощность мобильного терминала существенны, их хватает и для решения тяжелых задач, таких как игры, и оригинальных, таких как собственные исследования и обработка уникальных форматов данных, без привлечения сторонних вычислительных центров или центров хранения данных. Но это — вариации. Во всем, что касается встроенной камеры, управления различными устройствами и передачи информации, мобильный терминал равен или превосходит коммуникатор. Самая большая проблема — автономное питание. Передаваемой радиоволнами энергией тут никак не обойтись, даже в отдаленном будущем. Так что аккумуляторы и еще раз аккумуляторы. Возможно, хитрые элементы на основе химических реакций, с заменяемыми рабочими телами.

Стационарный терминал. Это устройство занимает две ниши — рабочее место профессионала и домашний мультимедиа-центр. Первая ниша — для тех, кому необходимы огромная скорость, нестандартные возможности по обработке и хранению данных, подключение экспериментальных и промышленных устройств и прочее. Вторая ниша — домашние развлечения. Опять же большой экран (подключаемый к терминалу через локальную радиосеть или совмещенный с ним), многоканальные акустические системы и так далее. Впрочем, большой экран можно подключить и к мобильному терминалу, и даже к коммуникатору, если возникнет надобность. Стационарный терминал вкупе с устройством печати, акустикой и экраном заменяет музыкальный центр, компьютер, телевизор, радио, домашний кинотеатр, альбом фотографий и все прочее. По размерам он будет близок к современной игровой приставке. Именно вместе с ними дольше всего будут использоваться сменные накопители в том или ином виде (я пока не затрагиваю стационарные вычислители).

Вычислитель

С терминалами мы разобрались. Но это личное. А кто же будет работать на серверных фермах? Раз уж мы ушли из клиент-серверной плоскости, назовем это устройство вычислителем. Многопроцессорное, с гигантской производительностью и неисчерпаемым объемом памяти.

Процессоры, зачастую несколько штук в одном корпусе, построенные по оптоэлектронной технологии (позже), оптические шины передачи данных (раньше) высокой разрядности, порядка 512 и более бит. Компоненты стыкуются, их устанавливают друг на друга, совмещая специальные прозрачные площадки оптической шины. Динамически программируемый набор системной логики (то есть чипсет с перестраиваемой структурой), специальные блоки для массивных вычислений на процессоре, также имеющие перестраиваемую структуру. Большие объемы более медленной и уже энергонезависимой оперативной памяти, съемные и несъемные перезаписываемые накопители на базе оптических технологий. Распределенная операционная система трактует любые ресурсы как общесетевые, позволяет проводить практически неограниченную кластеризацию, объединяя сколько угодно вычислителей и прочих устройств, даже расположенных на другом краю сети. Кроме трех основных беспроводных интерфейсов у вычислителя есть несколько оптических каналов передачи данных. Именно с их помощью и соединяются (как правило) машины кластера. Самое интересное, что все протоколы совместной работы (протоколы кластеризации) опять же передают свои данные поверх сети и ничто не мешает связывать системы в единый виртуальный компьютер даже через медленный спутниковый интерфейс. Система охлаждения жидкостная или иная, но бесшумная и не воздушная. Очень плотная сборка, в корпусе практически нет свободного места. Корпус тоже надстраивается из однотипных блоков до нужной высоты. Вычислитель не имеет собственных средств для общения с человеком, необходимо пользоваться мобильным или стационарным терминалом через какой-либо уровень сети.

Реализм

Ну бог с ними, с терминалами. Давайте поговорим о тонкой грани между реальностью и виртуальностью, которая упорным трудом программистов и дизайнеров, ученых и инженеров стирается все быстрее и быстрее.

Звук станет абсолютно реальным. Если глаз человека обмануть тяжело, то обмануть слух — гораздо проще (хотя бы потому, что размерность информации меньше). Для этого не хватает одного небольшого, непривычного, но логичного шага — объединения средств, отвечающих за аппаратное ускорение звука и трехмерной графики. Каждый треугольник (в будущем — гладкая сплайновая поверхность, не суть важно), то есть примитив воспроизводимой ускорителем сцены, характеризуется определенным материалом. Материал будет описываться не только текстурой, цветом и рельефом, но и коэффициентом и основной частотой поглощения звука, другими, может быть, механическими параметрами, скажем, запахом. Ускоритель будет рассчитывать в реальном времени не только изображения, но и отражение звуковых волн, механическое взаимодействие примитивов, возможно, и запахи. Для восприятия столь плотной псевдореальности понадобится соответствующая периферия. В первую очередь — стереомонитор, надеваемый на голову и проецирующий изображение прямо на сетчатку глаза. Причем нет необходимости в сверхвысоком разрешении, надо просто учесть особенности человеческого глаза и создать нелинейное поле с меняющимся от центра к краю разрешением. Одной-двух тысяч точек по диагонали хватит с избытком. Не лишним будет механизм отслеживания направления взгляда, соответственно изменяющий угол проекции. Человек получит потрясающую возможность обвести глазами виртуальный мир, причем ускоритель будет каждый раз рассчитывать, опираясь на информацию о положении глаз, только то, что действительно необходимо. Датчик фиксирует не только движение глаз, но и головы: именно этого — оглядеться, не сбивая наводки оружия, — так не хватает в современных FPS-играх. Перчатки с обратной тактильной связью, наушники с объемным звучанием и генератор запахов довершают снаряжение виртуалонавта. Но подобные технологии сами по себе не способны преподнести контент Сети в новом виртуальном представлении. И это необходимо помнить: огромные виртуальные города, смакуемые современными фантастами, появятся только тогда, когда кто-то захочет в них жить, их строить и зарабатывать там деньги. А этого наличие соответствующего оборудования для погружения еще не гарантирует. Нужны программы, правила, вычислительная мощность, толпы дизайнеров и программистов. Все то, что никогда не клюнет в нашем меркантильном мире на обычный интерес. Однако игровое применение дает некоторый шанс — вдруг подобные технологии разовьются вначале как коммерческая индустрия развлечений.

 

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Сеть

Три уровня доступа, в порядке убывания пропускной полосы и возрастания расстояния: локальный, сотовый, спутниковый.

Вся передача данных и команд в рамках общесетевого протокола.

Уникальный адрес для каждого устройства, уникальный идентификатор для каждого пользователя, бронирование устройств (на конкретного пользователя) и система разграничения доступа. Централизованная оплата (один счет на все услуги).

Динамическое планирование передачи данных — канала доставки и полосы пропускания.

Терминал

Биометрическая система идентификации на всех терминалах.

Единая виртуальная машина для выполнения интерфейсной части приложений.

Встроенные средства мультимедиа, включая камеру и средства связи трех уровней.

Три основных класса: коммуникатор, мобильный терминал, стационарный терминал.

Ориентация на тактильный и голосовой ввод.

Данные: хранение, визуализация и обработка

Схема централизованных данных. Взаимодействующие хранилище и обработчики. На клиентском устройстве — программа для отображения и ввода.

Оплата только реально использованных ресурсов — интеллектуальных алгоритмов, вычислительной мощности, пространства для хранения, времени.

Тотальная, ориентированная на объекты, общесетевая среда обработки данных.

Вычислитель

Оптические шины, стековый конструктив.

Несколько процессоров в одном чипе/модуле, оптоэлектронные высокопараллельные технологии, перестраиваемая логика.

Высокоскоростной оптический сетевой интерфейс, четыре или более каналов на один вычислитель для соединения по сложным топологиям, например, ячейки по четыре каждый с каждым.

Жидкостное охлаждение, энергонезависимая оперативная память.

Реализм

Объединение в одном ускорителе видео, аудио и других функций.

Носимый на голове проекционный стереомонитор с возможностью обзора.

Кинестетическая обратная связь (тактильная и запахи).

Программирование будущего

Умная IDE, выполняющая за программиста все действия по написанию прототипов и протоколированию.

Контрактные языки.

Обязательны новые технологии обучения и мышления.

Операционная Система

Распределенная система как набор объектов, объединенных сетью, виртуальная объектно-ориентированная машина.

Единое адресное пространство для всех накопителей.

Разграничение доступа на уровне методов, сертификаты подлинности, загрузка классов и методов из банков в сети по запросу.

Биотерминал

Вживляемые системы.

Адаптирующийся нейроинтерфейс на основе искусственных нейросетей.

Питание от человеческого тела или радиочастот.

Разум и ответственность

Появление экспериментальных образцов ИИ. Работа над проблемой обучения ИИ. Этический кризис и кризис ответственности.



Программирование будущего

В предыдущей главе мы затронули тему программирования и дизайна будущих виртуальных миров. Кансель с ними, с виртуальными мирами, разобраться бы для начала с обычным программным обеспечением. Кризис технологий программирования уже сейчас мучает огромные толпы программистов, вынужденных, несмотря на все объектные ухищрения, терять множество времени на рутинное кодирование и отладку. Причем дай бог, если своих, а не микрософтовских ошибок. И дай бог, если ошибок, а не опечаток в документации. Программист в первую очередь выделяется специфическим структурным (системным, называйте, как хотите) мышлением. Стиль мышления — понятие социальное, он развивается гораздо мучительнее, нежели новые поколения технологий. Необходимо повсеместное распространение новых языков программирования, сочетающих простоту кодирования (хорошее отношение — число нажатий на клавиши/ количество запрограммированных операций) со строгим контролем. Например, контрактные языки, накладывающие ограничения на все входные и выходные параметры функций, границы массивов и т. д. Не грех поддержать подобные языки и аппаратными архитектурами, добавив аппаратный контроль типов во время исполнения. Языки будут объектно-ориентированными, но, чур, пусть программисты научатся реально применять не только ОО-программирование, но и ОО-разработку, и просто ОО-подход к постановке задачи. Очень много людей программирует сейчас на C++, но вспомните, когда вы последний раз видели программу со стройной системой классов? Я сам, признаюсь, не часто позволяю себе подобную роскошь. То время поджимает, то заранее не ясно, что же потребуется. Нужна среда, освобождающая от рутинных операций по написанию прототипов и хидеров. Фактически вы должны прямо в тексте программы вызвать какой-либо метод, и среду уже создаст подходящее описание метода, если надо — класса, определит тип его параметров, если ей что-то неясно — попросит подсказать или оставит отметку о необходимости уточнить после. Подключит нужные библиотеки. По большому счету здесь нет ничего фантастического, большинство из названых мною приятностей может быть легко реализовано и для пресловутого C++. Сейчас создатели распространенных IDE (Integrated Development Environment) не спешат с удобствами, хотя последние версии Visual Age или VC++ предоставляют несколько приятных возможностей по автоматизации. А приятной, действительно забирающей на себя рутину и, что немаловажно, соответствующей последним стандартам системы программирования нет и нет.

Операционная Система

Не будет файловой системы в ее нынешнем понимании. Огромное 64-битное адресное пространство будет распространяться на все носители информации. То есть с точки зрения системы все доступные ей данные всегда находятся в основной памяти. Физическая подкачка данных в оперативную память и выгрузка их обратно на носитель будет осуществляться по мере необходимости. Более того, возможен интересный вариант кластеризации: адресные пространства двух систем будут пристыкованы друг к другу — каждое устройство, каждый ресурс. Так как система полностью объектная, каждый ее объект получит уникальный идентификатор, благодаря которому сможет без проблем адресоваться из сети. Фактически, регламентирование доступа происходит на уровне отдельных объектов. Нет файлов — есть объекты-контейнеры, хранящие в себе другие объекты. Именно подобная организация позволит легко реализовать все описанные выше распределенные методы обработки данных. Система имеет механизм регулярного сохранения стабильных срезов своего состояния из оперативной памяти на носители, в результате чего может легко восстановиться после любого сбоя, вернувшись к предыдущему стабильному состоянию. Сеть превратится в интерфейс передачи сообщений (вызову методов) от одних объектов другим, и фактически программа, используя объекты, даже не должна знать, здесь или на другом компьютере сети выполняется код объекта, здесь или там хранятся его данные. По большому счету, о подобной «идеальной» системе можно говорить очень долго, эта тема достойна отдельной статьи с подробными выкладками, описанием виртуальной машины, интерфейсов и прочего. И надеюсь, что она будет написана в скором времени. Кстати, классы, на основе которых будут создаваться объекты, не обязательно должны всегда присутствовать на данном компьютере. Они могут загружаться по мере надобности из некоторых централизованных или, наоборот, распределенных банков в сети. Действительно, зачем держать на постоянно подключенном к сети компьютере драйверы лишних устройств или средства для просмотра никогда не используемых вами форматов данных. Вы оказываетесь в зоне досягаемости нового устройства или получаете доступ к объекту с новым для вас типом данных, и система сама найдет и установит соответствующие методы для отображения, редактирования, использования. Разумеется, классы и даже их отдельные методы должны быть подписаны с помощью криптографических средств, возможно, они будут зашифрованы, и декодирование будет выполняться на уровне железа (точнее, виртуальной машины — какая разница, как она организована).

Биотерминал

Ныне модна тема вживляемых чипов. Что, если вживить в ухо чип, обладающий радиоинтерфейсом локального уровня, имеющий свой уникальный сетевой адрес и питающийся от тех самых радиоволн, которые он принимает? Чип имеет на борту нейросеть, которая сама адаптируется к специфике хозяина, обучаясь правильно передавать ему информацию напрямую на слуховой нерв. А еще один чип в горле — микрофон. По мере развития технологий — еще и чип, присоединенный к глазным нервам. Посмотрели вы на какое-нибудь устройство, а вам в уголке глаза высвечивается его текущее состояние. И приятный женский голос в ухе говорит что-то. Да ладно устройство. Представьте, стоят на противоположных концах ликующего стадиона юноша и девушка и что-то себе под нос бормочут. Но они, внутри себя, отлично слышат друг друга.

Пойдем дальше. Зачем носить коммуникатор с собой, рано или поздно можно начать его вживлять. В качестве камеры свои же глаза и использовать. Ужасы? Почему бы и нет, лет через сто… А может, и пятьдесят. И тогда вы ни при каких обстоятельствах не потеряете своего ребенка. С другой стороны, муж, наняв хакера, сможет уличить жену в неверности, увидев все ее же глазами. Я уж не говорю о спецслужбах, которые, уверен, даже через тысячу лет не переведутся. Что ж, любая технология, начиная с каменного топора, может быть использована как во благо, так и во вред. И само по себе это еще не повод останавливать прогресс.

Разум и ответственность

Разум — штука сложная и непонятная. Искусственный, поверьте, еще более. Что он будет — я уверен. При нынешних темпах развития все закончится огромной нейросетью, может быть, в несколько раз большей (по скорости точно, по размеру — вероятно), чем человеческий мозг, которую будут терпеливо обучать, как ребенка. Далее же начинаются проблемы, связанные с этикой и ответственностью. Помните Стругацких? Супермозг проработал лишь несколько минут, потом его пришлось отключить, потому что он стал неадекватным. Кто его знает, что он там себе надумает, особенно про нас.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.