Ed's TV
Архив
Нам, еще не привыкшим к видеоконференциям, мир послезавтрашнего дня представляется, по крайней мере, сценарием братьев Вачовски: ирреальные гоблины, фантасмагорические создания «матрицы», жидкое стекло и не составляющие реальной преграды стены домов. Почему? — потому что мы думаем так. И все же: насколько можно мистифицировать современного человека, не предрасположенного, в общем-то, к доверчивости?
«Существует ли она, эта действительность?» — все серьезнее и серьезнее задаются таким вопросом выросшие на американских «Стар Треках» и дадаистской философии абсурда обитатели чадящих высокооктановыми выхлопами мегаполисов. Теребят клавиатуру своих «Пауэр Маков» и рисковых «Пентюков» — и не находят ответа. Впрочем, похоже на то, что вызывающий реальную фобию Билл Гейтс скоро им ответит, — ждать осталось недолго.
Пространства для жизни не хватает. И люди начинают селиться в химеричном киберспейсе. Первопоселенцы — как на Диком Западе — обещают остаться там либо по меньшей мере оставить по себе память — навсегда, пока в Сети «само по себе» волнуется электричество.
А что мы? Росли и воспитывались с твердой установкой «оставить о себе добрую память». Это — главное. Гении не гении, творцы не творцы — оставь память по себе, будь добр. Сделай нечто, подвиг, прорыв. «Сделай лучшее из того, что можешь», ныне меняется в свете рекламно-коммерциализированных отношений на «используй лучшее, потреби, съешь».
Благо, что лучшее — действительно лучшее и единственное, что достойно слов, — не съесть и не употребить. И все-таки, со смещением таких гигантских пластов «информационной материи» в головах, невероятно легко запутаться и не отличить вымысел от холодной, сквозящей мокрым ветром и такой дорогой, невыразимо дорогой действительности.
Вопрос, постоянно соскальзывающий от «есть ли что-то, что есть выше нас» до «есть ли кто-то», рискует остаться в принципе неразрешенным, если, проснувшись однажды утром, поддаться на все уловки и признать, что обделенная Богом душа прочно засела в объятиях холодной и приветственно скалящейся матрицы.
Нужно поистине великое мужество, чтобы продолжать взывать к своему богу и не отвратиться от лика его, и — страшная кара — не быть им отвергнутым. Мы живем в ожидании — и в поиске — ресурсов, не подозревая о том, что они безграничны. Но в ту бездну, откуда их можно черпать неиссякаемо, заглянуть страшнее всего.
А тогда — здравствуй, Матрица.
Зайдемте на alphaworlds.com. Это — трехмерный net. Не единственный в своем роде: city4all, activeworlds, planet9 — активные миры начинают плодиться, как грибы. В сыром портовом Гамбурге, над мелеющим во время отлива таможенным каналом, на территории первой в мире телерадиостанции, вещающей исключительно в Сети, мы беседуем с Торусом (Thorus Adama) — человеком из киберспейса, человеком-пауком. Это не интервью — это похоже скорее на встречу двух цивилизаций.
— Ты знаешь «Star Trek»? — Это он мне. — Ты смотрел этот фильм в детстве?
Я не смотрел, но ведь он даже не слышал о Стругацких.
— Торус. Кто ты такой? — задаю ему резонный вопрос, потому что он платит за меня.
— Я — консультант. Сейчас я отвечаю за тебя.
Ему — за сорок, хотя выглядит, скорее, как музыкант из моего круга — того, откуда вышла нынешняя минская волна на московской сцене — всего-то второе поколение подлинных горожан.
— Мой отец был физик. Я помню первые «Коммодоры» 70-х годов — в целой машине крутилось всего несколько тысяч байт. Мы росли вместе. Теперь — мы строим, — говорит Торус, полноценный хозяин кибернетического виртуального Торусвилля [1], трехмерного сетевого города, фигура в дигитальном сообществе более чем значимая.
AW-сообщество [2] насчитывает сейчас не менее полумиллиона разбросанных по всему миру поселенцев. По той или иной причине они ушли в киберспейс, став — может быть, навсегда — его заложниками.
— Это очень просто, — объясняет он. — Ты работаешь в Сети, постоянно, день за днем — это твое рабочее место, твой «офис», продолжение твоей головы. Потом ты начинаешь развлекаться — в Сети. Потом — ты начинаешь там жить. Люди, которые пишут программы, — не дураки. Я пытался уйти из Торусвилля на пару лет. Когда вернулся — там все заросло травой. За своим городом нужно присматривать.
Невинная забава полумиллиона сумасшедших специалистов? Да, но я нахожусь на реальной территории, поплевываю в реальный канал и вникаю, насколько могу, получая за это реальные — в какой-то степени — деньги.
— Я — тоже, — отвечает Торус. Показывает при этом расценки на изготовление и приобретение эксклюзивных трехмерных миров. Чем больше пространства хочешь освоить — тем больше ресурсов должен выложить. За обладание целым отдельным миром — побольше ста тысяч единиц реальных ресурсов в немецком, например, исчислении.
— Но это же бред, и ты почему-то держишь меня за дурака, — сокрушенно вздыхаю, созерцая это манящее великолепие.
— Дело довольно дохлое. В Германии за прошлый год — всего пара десятков крупных сделок.
Верить? Не верить? Джефф Безос (Amazon.com), Дэвид Фило и Джефри Янг (Yahoo.com) по рыночной стоимости уже подбираются к Биллу Гейтсу. Чтобы не поверить, нужно не находиться в данный момент на немецкой территории, на которой вебсайты — в завораживающем гипнотическом ритме — мерцают даже на рекламных мониторах в вагонах метро. Черт побери, это Гамбург, столица медиа.
— Купил я мир. Что с ним делать?
— Строить. Мы — строим, — с идиотской улыбкой на измученном лице консультирует Торус. Измученном — потому что он уже давно мало спит, редко выходит с территории станции, редко отрывается от компьютера — уже годами.
Перед дисплеем стоит маленький шарообразный предметик с глазочком — Web-камера. Тот, кто хочет узнать, чем хозяин камеры в настоящий момент занимается, просто заглядывает на одну из его страничек — в данном случае Ed‘s TV — и видит изображение его дисплея. «Если ты со мной сотрудничаешь — знай, о чем я в данный момент думаю» — смысл этой диковинной формы общения. Из-за присутствия доступной едва ли не всему свету камеры комната, несмотря на полуметровую толщину складских стен, поставленных не один век тому назад, — кажется едва ли не прозрачной.
— Те, кто пригласил тебя на стажировку, смотрят сейчас на нашу беседу, — улыбается Торус, и я начинаю посматривать на камеру с опаской — пару раз перед этим уже показал ей язык и состроил дурацкую рожу.
После таких откровений ожидаешь, что повсюду на этой вражеской территории тебя ожидает если не западня, то попытка тотального контроля, — куда там нашей глазастой диктатуре [3] до подобных возможностей.
Гамбург — город, в котором не спрячешься от его бешеного ритма. 24 часа в сутки 120 bpm, 150 bpm, 180 bpm (bеats per minute — ударов в минуту) колотит, как тяжелым молотом, по наковальне твоего скромного сознания. Бит — отовсюду, весь город — один сумасшедший ночной клуб-осьминог, мега-рэйв-драм-н-басс-раста-вечеринка. Слегка ошалевшие от киберпанк-вакханалии богатые горожане дворянского происхождения (Гамбург славится тем, что это — «благородный» город) отлеживаются, видно, за стенами своих вилл, усеявших побережье Эльбы.
Что же строят нынче парни-компьютерщики из медиа-столицы, великое множество которых — из вчерашних панков.
— Рекламное пространство, — улыбается Торус. — Каждый делает свой сайт, но если сайт действительно интересен — к тебе придут люди, а если будут люди — ты наполнишься рекламой. Трехмерный сайт — просто удобнее, потому что рекламные знаки расположены в привычном окружении: город, улица, фонарь, аптека и т. д.
Начинаю понимать, что постиндустриальные — суть виртуальные — ресурсы-деньги вкладываются в освоение таких же виртуальных пространств. Услуги за них приобретаются, видимо, все больше тоже виртуальные.
Что ж, теперь можно прогуляться по станции. На протяжении всего нашего разговора по приличного размера подкове — помещению станции — разносится глухое ритмичное подрагивание бас-бочки, вот уже несколько часов кряду отбивающей всевозможные вариации заведенного темпа. Работают ди-джеи, «капитаны» виртуального корабля. Время от времени они, в перерывах между миксами, посматривают на монитор с аськой (ICQ) с парой сотен адресов.
«Киберрадио» (www.cyberradiotv.de) не больно-то жалуют в Гамбурге, немногие о нем и слышали, зато среди восторженных откликов в онлайновой гостевой книге хватает слушателей-зрителей и из Австралии, и из Скандинавии, и из латиноязычных стран южной Европы. Цветочек аськи помаргивает постоянно (означает — кто-то на связи) — весь мир сейчас собирается возле ди-джейской рубки. Чисто физическое ощущение этого — ни с чем не сравнимо. Машу всему миру в объектив Web-камеры, статично закрепленной на время ночного эфира, и возвращаюсь к Торусу: тот уже устроил автогонки с каким-то Сеть-маньяком из Мельбурна.
— Ты знаешь? Мы получили эксклюзивный контракт на раскрутку Swatch-бита (Swatch-beat) в Сетке, — в упоении совершая вираж, продолжает он. — Ты понимаешь, что это такое?
Я понимаю, что фирма Swatch (часы, Швейцария и т. д.) — не из хреновых. Что эксклюзивное право — не фуфел. Я не склонен не доверять тому, что Cyberradio — действительно самое первое немецкое only-net-radio. Но что за «бит»?
— Очень просто. В Интернете нет времени. У нас ночь — в Мельбурне солнце давно уже встало (хотя настоящие нетчики предпочитают ночь). И вот нам нужно как-то встречаться. Мы назначаем «во столько-то» по Swatch-биту. Это для тех, кто уже годами не выходит из Сетки. Этот бит запустили в Англии, под Лондоном — всего-то пару лет тому назад. Все, кто активно живет в Интернете, пользуются им. Ты понимаешь, что это значит? Единое время для всех?
По осознании этого остается неприятный осадок. Что-то заставляет задуматься и насторожиться: как так, единое время? Похоже на что-то подозрительно знакомое. Единый ритм, единые мысли. Не наелись? Но — что поделаешь. Для «нетчиков» границы светового дня давно стали условностью. А ди-джеи все долбят (я уже восьмую ночь на радио) — то ли стремясь слиться с ритмом твоего сердца, то ли пытаясь заставить сердце угнаться за их механистичными ритмами.
Немцы — нация практичная, и по вечерам молодой португальский супервебстер Карлос Пинто, ведущий-модератор и по совместительству — разработчик рекламных сайтов, на своих семинарах учит всех забредших на станцию «аштээмэлить» свои идеи и представления о жизни. Вообще, порядки какие-то анархичные, несмотря на обилие подтянутых немецких буржуа на сверкающих «Мерседесах» [4].
Я работаю, больше — учусь, успеваю малость побренчать на улице за деньги («почему все белорусы, которых я знаю, играют у нас на улице? такая музыкальная нация?»), возвращаюсь, учусь, курю, проваливаюсь в чилл-аут на кожаный диван в ди-джейской капитанской рубке, просыпаюсь — и, как белка в колесе, без остановки. Тяжелый гамбургский бит — 24 часа в сутки. Какое там Амстель-зее.
Город портовых кранов выплевывает с утренней зарей все свои переживания в виде радиоволн. Определенно — not better, than sex. И — несомненно — такова участь современного медиа-города. Потеря ориентировки в действительности. Подлинное — не очевиднее мнимого. Риск пожирания самое себя этой индустрией — налицо. Каковы же гарантии безопасности?
— Мы строим, — отвечает Торус. — Каждый день, и немало. Буквально вчера, пока ты отъезжал, я встретился с архитекторами из Дюссельдорфа. Миллионеры. Тамошний вокзал, новый стадион в Мёнхенгладбахе, парочка выставочных комплексов — это их проекты, осуществленные с вложением сотен миллионов марок. А знаешь, сколько проектов у них в голове? В десятки раз больше. И все это они смогут построить у нас. Ты смеешься? А они уже приступили к работе. Уже. Я думаю, что и ты почти уже понял.
Торус, используя все свое влияние в «киберспэйсе», добивается дистрибуции AW в Германии. Новую игрушку затевать не имеет смысла, когда в этой уже так много игроков.
— Русский мир в AW, кстати, один из крупнейших, — продолжает Торус [5].
«Джем-сейшн в Internet» — вижу у Торуса на столе послание от одного из мюнхенских профессоров — общегерманский проект.
— Делай сайты, — бубнит Торус к седьмому часу утра. — Делай сайты. Мы хотим, чтобы все сделали сайты, все выразили себя в сайтах.
Что мне до этого? Я приехал, работаю, учусь.
Единый пульс, ритм деления общими мыслями — как путь к освобождению от делимого и делящих, к единому целому, позволяющему нам, бестолковым, к нему лишь прикоснуться, — может, это и есть Swatch-бит?
Немцы очень ценят, почитают и надеются на своих инженеров — инженеры им в благодарность преподнесли техно-бит. В студии Технического университета Берлина вам, пожалуй, каждый сможет объяснить, что эта музыка — не от музыкантов, но от инженеров, воистину. Они строят. Музыка, бит — вместо виртуальных подъемных кранов. Внезапно города сошли с ума и пребывают в гипнотической беспредельности, причем в Гамбурге все это комично сочетается еще и с аристократической учтивостью. Впрочем, третий класс — не музыканты, но ди-джеи — вместо совершенства нередко стремятся лишь к оплачиваемым контактам. Но будет несправедливо их в этом обвинять. Ведь они — одни в капитанской рубке. Контактеры.
1 (обратно к тексту) - Cм. www.thorusville.de.
2 (обратно к тексту) - От Аlpha Worlds.
3 (обратно к тексту) - Хочется верить.
4 (обратно к тексту) - Группка организаторов ганноверской «CeBIT», дяденек, полчаса телефонного разговора с которыми стоит от десяти тысяч марок, успела-таки прослушать пиратски втащенный из русского нета «Джа научил растафара курить ганджа» Геры Моралеса — не без доброго, разумеется, умысла автора.
5 (обратно к тексту) - До поры я не мог поверить, пока не подключился уже из дому, из Беларуси. Несмотря на отвратную пропускную способность наших линий, программа оказалась столь легкой по весу, что из собственной конторы без особого труда можно было продолжить изучение уже знакомых трехмерных пространств.