Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел

Архив
автор : Купидон Гончаров   21.09.2000

Истина бесспорная: прогресс утоляет естественную человеческую слабость — любопытство. Новая игрушка (пока игрушка!) сидящих за компьютером взрослых и умных людей — видео в Интернете — до последнего времени была скорее развлечением для фанатиков высоких технологий, нежели чем-то полезным. Но времена меняются… Недавние события заставили многих чиновников и телевещателей обратить серьезное внимание на сетевые технологии и возможности видеовещания в Интернете [2]. Возможно, сейчас мы являемся свидетелями поворотного момента в технологической истории России.

На сегодняшний день практически вся транслирующая ТВ-аппаратура и домашние телевизоры — аналоговые. В свое время на их разработку и установку были затрачены колоссальные деньги. Но постепенно выяснилось, что монтаж лучше всего производить «в цифре»: можно делать практически бесконечное число наложений картинки без потери качества.

Процесс перевода съемки и вещания на цифровое представление видеосигнала шел долго и мучительно, пережив множество промежуточных и конкурирующих стандартов. Параллельно предпринимались попытки модернизировать телевидение: на новой, цифровой основе привнести в него дополнительные качества [3]. «Дигитализация» вещания выглядела как создание всеми мало-мальски имеющими отношение к телевидению фирмами и примкнувшими к ним Sun и SGI аппаратных видеосерверов — систем, предназначенных для хранения видеоинформации и ее трансляции по обычным телевизионным каналам, а в некоторых случаях и по локальным сетям.

Но распространение Интернета с его новыми возможностями, такими как природная интерактивность, растущая бешеными темпами массовость, легкость учета и «доставаемости» зрителей, ориентация сетевого содержания на новое поколение жертв индустрии развлечений, заставило создать и новое поколение видеосерверов, работающих на протоколе TCP/IP. Сначала программных, потом и аппаратных, где вместо стандартного используется некий технологический вариант компьютера. Пионерами качественного вещания в Сети стали MBONE (академический видеопроект), серия продуктов от Starlight, а чуть позже — IP/TV от Cisco. Причем это всего лишь транспортные программы, то есть их задача заключалась в доставке видео в форматах AVI, MPEG или аналогичных по протоколам TCP/IP, поэтому видеопоток в Сети занимал широкую полосу — от сотен килобит до нескольких мегабит в секунду. Зрителей на таких соединениях не так много, а посему возникли фирменные программы-видеосерверы от VDOnet, Vivo, Vosaic, VXtreme, и RealVideo от Real Networks, рассчитанные в первую очередь на медленные линии. То есть использующие собственные видеокодеки, ухудшающие качество видео и звука, но зато способные передавать видеопоток по dial-up-соединениям.

RealVideo возник на гребне популярности RealAudio — потокового формата распространения звуковых колебаний в цифровой форме. И сейчас, кстати, покоряющего сердца слушателей [4].

Не желая уступать столь перспективный рынок, Microsoft создала формат NetShow для передачи потокового видео по сетям TCP/IP, сейчас называемый Windows Media Service. До определенного времени NetShow-плейер и NetShow-сервер представляли собой всего лишь комплект плейеров и серверов сторонних потоковых технологий, но после покупки 10% акций Real Networks, 50% акций VDO и всей компании VXtreme Microsoft предлагает оригинальный продукт. И предлагает агрессивно.

RealVideo, QuickTime 4 и Windows Media Service являются на сегодняшний день лидерами.

В нашей стране QuickTime почти не используется [5]. Хотя он уже и не привязан к Mac OS, в США и Японии, где немало компьютеров Macintosh, QuickTime традиционно популярен. Правда, качество изображения и звука для низкоскоростных соединений у него ниже, чем у конкурентов. А вот RealVideo и Windows Media сейчас замечательно конкурируют друг с другом. Большой разницы между ними нет, и выбор той или другой технологии обусловлен скорее программными пристрастиями системных администраторов.

Теперь определимся с понятиями.

Потоковая (streaming) технология означает, что непрерывный показ видео начинается сразу после нажатия на ссылку, указывающую на видеоролик. За несколько секунд в буфер памяти компьютера скачивается примерно полминуты видео, а за время просмотра буфера в него успевает закачаться следующая порция. Соответственно поток видеоролика должен умещаться в пропускную способность вашего соединения с Интернетом, а значит, через модемное соединение не удастся непрерывно просматривать ролики в формате AVI или MPEG. Можно только полностью скачать многомегабайтный файл, потратив на сие неблагодарное занятие несколько часов. А потом перманентно наслаждаться им уже со своего диска, а не из Интернета. Вот и придумали некие фирменные кодеки, то есть программы, вообще говоря, ухудшающие качество, но зато позволяющие смотреть потоковое видео. Необходимо иметь программу-плейер, основанную на той или иной технологии и позволяющую смотреть видео только в этой конкретной технологии. Единого же стандарта для просмотра видео в Интернете пока нет [6]. Как я уже говорил, самыми распространенными являются RealVideo, Windows Media Service (в бытность NetShow) и QuickTime. Остальные технологии либо уже поглощены тройкой лидеров (вернее, их владельцев), либо ждут не дождутся этого сладкого часа.

Далее, есть возможность показа видео в режиме unicast и multicast [7]. И RealVideo, и Media Service поддерживают оба режима. Вообще говоря, это зависит от настройки сервера, показывающего видео. В режиме unicast традиционно работают все провайдеры. Это означает, что каждому абоненту выдается тот видеофайл, который запрошен, то есть устанавливаются двухточечные соединения. Если один и тот же ролик одновременно запросили несколько абонентов, то в линию связи хлынет несколько потоков одного и того же видео, загружая канал, маршрутизаторы и бедную голову провайдера. В режиме же multicast по каналам течет лишь один поток, вплоть до последнего маршрутизатора [8], который разветвляет его на ближайших к нему потребителей. А если для приема информации из Интернета используются спутниковые тарелки, то сам бог велел хозяину спутника настроить multicast.

Теперь считаем минусы multicast.

  1. Надо настроить маршрутизатор. Хотя это не сложно и бесплатно, но все равно лишние хлопоты.
  2. Если один клиент смотрит видео из архива, то желающие увидеть тот же ролик должны смотреть с той же минуты и того же качества, что и первый затребовавший. Если для прямой трансляции это нормально, то для просмотра архива достаточно неудобно да и просто некорректно.

И наконец, еще один немаловажный момент — цена: все технологии состоят из трех программ — плейера для просмотра, видеосервера для показа, перекодировщика для оцифровки исходного видео с пленки в свой фирменный формат.

На сегодняшний день у Microsoft все три программы полностью бесплатны [9]. У RealVideo стандартные программы бесплатны, а расширенные стоят денег.

В чем состоит расширение:

  1. По определению, плейер не запоминает просмотренное видео на вашем диске, а RealPlayer Plus (30 долларов) имеет кнопочку «Запись», десятиполосный эквалайзер и список закладок на каналы повнушительнее.
  2. Стандартный видеосервер одновременно обслуживает не больше 25 клиентов, не поддерживает потоковую flash-анимацию, не работает в multicast, не содержит ряда коммерческих дополнений, которые можно использовать в электронной коммерции, а именно: взимать поминутную плату за просмотр, выполнять ротацию банеров, соединять несколько видеосерверов в один.
  3. Стандартный Encoder (или Producer) работает только в последнем G2-кодеке и создает только двухпоточные видеоролики, а Producer Plus (150 долларов) уже не накладывает никаких ограничений.

Получается, что начальный программный набор для вещания в RealVideo стоит 0: Linux или FreeBSD плюс RealServer. А для WindowsMedia необходимо приобрести Windows NT или 2000 [10].

ТРИ ПРАВИЛА СЕТЕВОГО ВИДЕО

Минимизируйте внутрикадровые переходы и движения

Большие видеофайлы на малых скоростях передавать можно, но — ясное дело — тяжело. Разработчики нашли решение для Интернета: посылается только информация о частичках изображения, изменяющихся при переходе от кадра к кадру (дельта-фреймы). Первоначально же передается полный кадр (ключевой фрейм).

Если, снимая любезного шефа новенькой DV-камерой, вы будете бродить по офису, получится потоковый файл, целиком состоящий из ключевых фреймов. При компрессировании это будет выглядеть по меньшей мере дерганно, так как ширины канала не хватит для передачи всей информации. Если же установить камеру на штатив и сфокусировать на голове и плечах шефа, вы получите идеальный стриминг-файл для низких скоростей соединения.

Почему это существенно? Когда камера на штативе, размер дельта-фреймов минимален, так как фон не изменяется. А при съемке в движении, сами понимаете, все наоборот. Следовательно, качественное видео для стриминга должно быть достаточно простым. Голова и плечи — идеальная картинка для сетевого интервью.

Минимально используйте яркие белый, голубой и желтый цвета

Многие из правил съемки видео для традиционного вещания, как то: воздержание от «горячих» цветов, узоров, блеска, — применимы и для Web-съемки. Патрик Хинс, программный директор Real Broadcast Networks, отмечает, что яркие, то есть «горячие» цвета проявляются в потоке не так четко, как тона более темные либо «землистые».

Советуйте выступающим появляться в кадре в одежде темных тонов. Старайтесь избегать полосатых или пестрых, цветастых одежд, лучший выбор — строгий темный костюм.

Следите за уровнем вашего аудио

Не воспринимайте аудио как довесок. Патрик Хинс предупреждает, что уровень звука никогда не должен превышать необходимого предела. Для лучшего контроля используйте микшерский пульт до входа сигнала на звуковую карту компьютера.

Старайтесь предупреждать возникновение проблем, а не избавляться от них при редактуре и кодировке. Стрим-технология отличается от телевизионной или киношной — и использовать ее нужно соответствующим образом.

Михаил Шупенько <shoopenenok@usa.net>

Теперь о том, что такое многопоточный ролик. Еще недавно приходилось несколько раз оцифровывать один и тот же видеоматериал, но с разным качеством: для клиентов с соединением на 28,8, 56, 64, 128, 256 кбит/с и выше. Для каждого ролика делать отдельную ссылку и тщательно объяснять что к чему. Начиная с ноября 1998 года для технологии RealVideo и начиная с апреля 1999 года для технологии Media Service при оцифровке в программе Encoder задается несколько потоков под разные соединения. На выходе получается один многопоточный ролик, и на него дается одна ссылка. При установке связи видеосервер выясняет у плейера параметры соединения и выдает необходимый поток, а в процессе показа может регулировать поток, подстраиваясь под реальную скорость соединения клиента с видеосервером.

Теперь чуть подробнее о различиях между RealVideo и Media Service. У RealVideo вышла уже 8-я версия G2 (наверное, Generation 2), у Media Service не так давно появилась 7-я версия.

Windows Media Service работает только под одноименной операционной системой, и, о чудо, для Mac OS и Solaris существует плейер. В то же время для RealServer, RealPlayer, RealProducer выбор гораздо богаче (замечу, правда, что сначала продукты выходят под Linux, Solaris и Windows NT/2000, а для остальных ОС немного позже и глюкавее: хотя Real Networks божится, что все аналогично, я пока не смог добиться выполнения всех функций под FreeBSD 3.0).

И RealServer, и Windows Media могут работать как в глобальной, так и в локальной сети, гоняя не только фирменные, но и стандартные видеоролики, а RealServer — еще и flash-анимацию. RealPlayer и MediaPlayer можно запускать не только в отдельном окне, но и встроенным в html-страницу. В RealVideo-технологии есть еще и фирменный способ создания презентаций, так называемые RealText и RealPix. В 8-й версии RealVideo утверждается, что при потоке 500 кбит/с получается VHS-качество. Сравнивая возможности Media Service и Real G2 под операционной системой Windows, можно сказать, что они почти аналогичны: качество звука и картинки одинаковое, хотя субъективно, возможно, у Media Service лучше качество звука — больше высоких частот. MediaPlayer 7 имеет набор skin‘ов, меняющих его вид, и бОльшую коллекцию визуальных эффектов, сопровождающих по желанию прослушивание звука.

Видеосервер нужен либо для прямых трансляций, либо для плавного показа видео, поскольку он проверяет реальную скорость прохождения видеосигнала и может чуть-чуть снижать поток видео для непрерывного показа. Для работы видеосервера от RealVideo требуется Pentium 120 и, начиная с 7-го G2, — 128 Мбайт оперативной памяти. Media Encoder работает с любым Pentium-процессором и 16 Мбайт памяти, но от мощности процессора зависит качество оцифрованного видео.

В MS Media Player включена возможность просмотра видео в форматах AVI, MOV, MPG, а также RealVideo и — MP3-аудио. Но, похоже, Microsoft решила идти своим путем и поддержала только формат RealVideo не выше 4-й версии, а в последней версии вообще прекратила его поддержку. В RealPlayer включена возможность просмотра видео в формате Media Service, то есть ASF, а также AVI, MOV, MPG и MP3-аудио.

Обидевшись на Microsoft, Real Networks сейчас дружит с Netscape и Intel, а это означает, что на процессорах Pentium III видео в формате RM смотрится лучше и более плавно за счет создания промежуточных кадров, а в состав Netscape Communicator 4.6 и выше входит RealPlayer G2. Кстати, Intel продолжает работу над видеокодеком Indeo; ряд версий входит в Windows, а новые можно взять на сайте бесплатно. Так вот, последние версии Indeo имеют интересные наработки по компрессии видео для передачи по Сети [11].

В заключение хотелось бы дать несколько практических рекомендаций по использованию возможностей видео в Интернете. Благо с июня 1997 года московский Интернет-клуб «СКРИН» каждую субботу ведет прямую трансляцию в Сеть различных литературно-музыкальных акций. И сейчас уже образовался довольно большой видеоархив на altTV.screen.ru.

Созданием этого архива мы призываем к созданию независимой сети видеовещания в Интернете. Конечно же, скучно транслировать телевизионные передачи в Сеть, но пожар на Останкинской телебашне доказал актуальность даже простого интернетовского дублирования: увидев «черный экран» на всех каналах, многие люди только по Сети смогли узнать новости и посмотреть сюжеты о происходящем на телецентре. Хотя было забавно в разгар всех этих событий, нажав кнопку «Трансляция» на сайте РТР, смотреть передачу для садоводов и огородников. Новостного сюжета пришлось ждать до положенного по «живому» эфиру времени. Это еще раз подтвердило правильность нашей позиции: мы по-прежнему считаем, что назрела необходимость организации специальных видеопрограмм для Интернета.

Для создания же видео в Интернете достаточно даже бытовой VHS-камеры и платы оцифровки, желательно на чипе BT-848, например LifeView EZ-capture, Aver EZ-capture или аналогичных. Оцифровать нормальное видео может любой ТВ-тюнер. Правда, платы ТВ-тюнера, как правило, не могут менять размер видео при оцифровке (только 384х288 точек, или 192х144), что не всегда удобно. Ни в коем случае не пытайтесь оцифровывать видео в формате AVI, вы потеряете более половины кадров, потому что эти платы не успевают записывать на диск большой поток. Только с помощью программ прямой трансляции можно записывать или транслировать на видеосервер видео в формате RM или ASF. Для качественной оцифровки видео в форматах AVI или MOV существуют более дорогие платы Miro DC-10 (250 долларов), Miro DC-30+ или FAST AV-master от 700 долларов, но они не позволяют напрямую транслировать в Интернет, потому что для записи большого потока на диск, как правило, используют свои фирменные кодеки, то есть после оцифровки необходимо смонтировать фильм в какой-нибудь монтажной программе, например Adobe Premier, которая позволяет запомнить его в формате RM, правда не многопоточном (пока). Если не любите Premier, монтируйте в какой-нибудь другой [12] или на видеомагнитофонах, а потом переводите через Encoder в формат RM или ASF. Помните, что, если вы ориентируетесь на зрителей с модемным соединением, нужно меньше шевелить видеокамерой при съемке, хуже всего оцифровываются наезды и отъезды; позаботьтесь о сильном контрасте между фоном и первым планом (причем фон желательно иметь однотонный), а также о хорошей освещенности. Лучше снимать на S-VHS, Hi-8, Digital 8 или DV: чем качественнее исходный материал, тем отчетливее будет видео — даже на 20 кбит/с. При вещании в Сети основной поток пока отдается для звука, как правило, 8 или 12 кбит/с, а для видео — все остальное, что может пропустить модем [13].

Итак, видео пришло в Интернет. Коммерческим мультимедийным структурам и государственным чиновникам пора это понять. Благо затраты на продвижение сетевых видеопроектов пока минимальны. Но главное, что это поле почти не засеяно, еще ничто не сдерживает творческих порывов. И следует помнить, что интерес к творчеству, культуре, прогрессу — это признак зрелости личности, фирмы, государства, общества.

ВАМ ПОТОК ИЛИ ПО СТАРИНКЕ?

Простейший и наименее затратный способ — просто загрузить видеоконтент на вебсервер (HTTP). Контент будет исполнимый, хотя вы не сможете предоставить многие из достоинств потокового сервера. Если используется HTTP, содержимое будет скорее «загружаться», чем работать в режиме потока. Сервер, поставляя контент, будет пытаться делать это с максимальной скоростью, независимо от того, каковы приемные возможности клиента. При настоящем стриминге потоковый сервер и клиент (медиа-плейер или компьютер конечного пользователя) находятся в постоянном контакте. Если что-либо происходит во время доставки, стрим-сервер может корректировать происходящие изменения. Например, если сеть «забивается», сервер может замедлить доставку, используя процесс под названием thinning (утоньшение). Сервер посылает не все кадры, но продолжает поддерживать основной поток. Когда пропускная способность сети восстанавливается, качество потока возвращается к исходному.

Михаил Шупенько <shoopenenok@usa.net>


1 (обратно к тексту) - А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».
2 (обратно к тексту) - Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
3
(обратно к тексту) - В нашей стране, например, центральные каналы даже не попытались экспериментировать с интерактивными приставками, а уверенной рукой автоматизировали обработку телефонных звонков в студию во время эфира, чем создали беспрецедентную интерактивную среду телевидения.
4 (обратно к тексту) - Качеством звука его, конечно, превосходит формат MP3, но — только на скоростях от 64 кбит/с и выше. При потоке, допустим, 20 кбит/с MP3-кодек ведет себя, мягко говоря, некорректно, попросту отрезая верхние и нижние частоты, а RealAudio все-таки замешивает их в общий поток: сейчас даже существуют программы, например SoniClear, которые для улучшения восприятия компрессированного аудиосигнала предварительно пропускают декодированный звук через специально настроенный программный эквалайзер.
5 (обратно к тексту) - В том числе благодаря российскому представительству Apple Computers.
6 (обратно к тексту) - Есть только общие рекомендации использовать MPEG-4, на базе которого можно создавать свои видеокодеки.
7 (обратно к тексту) - Вообще говоря, есть еще broadcast, но он, как правило, ограничен либо размерами локальной сети, либо зоной вещания спутника или телебашни. — Г.Б.
8 (обратно к тексту) - Еще раз подчеркну, что и RealVideo, и Media Service можно смотреть и в multicast, и в unicast, все зависит от настроек сервера
9 (обратно к тексту) - Заманивает в «microловку».
10 (обратно к тексту) - Существуют бесплатные (но, например, с ограничением на число потоков) версии потоковых серверов для QuickTime и *nix (см., в частности, streaming.entera.com
  или publicsource.apple.com). — Г.Б.
11 (обратно к тексту) - Например, поддержку MPEG-4 и функцию Progressive Download: качество ролика улучшается по мере его загрузки, а по окончании просмотра ролик можно посмотреть заново, уже с идеальным качеством. По утверждениям Ligos Technology, прикупившей кодек Indeo летом этого года, использование Progressive Download позволяет обойтись без потоковых серверов. Более подробно см. www.ligos.com. — Г.Б.
12 (обратно к тексту) - Подробно о монтаже — в темах номера «Люмьеры наших дней» («КТ» #220) и «Время вперед» («КТ» #356).
13 (обратно к тексту) - Если оцифровать видеоролик с качеством только 50 кбит/с (то есть не многопоточный), то пропусков, конечно, не избежать, но зато качество и звука, и картинки будет выше.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.