Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Зачем в школе изучать программирование

Архив
автор : Василь Петрив   03.11.2000

Во времена DOS я прочитал историю, как некий студент решил помочь своей знакомой разобраться с программой, которая «не запускается». На рабочем месте он обнаружил инструкцию, первые три пункта которой он и напечатал со своими комментариями в скобках:

  • включить компьютер и дождаться, пока экран посинеет (загрузится NC);

  • 6 раз нажать кнопку со стрелкой вниз, потом Enter (открыть каталог);

  • 15 (!) раз стрелка вниз, Enter (запустить программу).

Какой-то умник удалил из каталога bak-файл, и прилежно исполняющая инструкцию дама оказалась в тупике.

Перед нами доведенный до абсурда образец подхода к обучению работе на компьютере, когда не надо ничего понимать, а можно просто запомнить последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Справедливости ради отметим, что такой подход оправдан в том случае, если упомянутая дама находится в бальзаковском возрасте и работает с единственной программой. Но если в школе «объясняют», что для построения круговой диаграммы надо написать числа там-то, нажать кнопку такую-то, ввести в окошечке название и т. д., то это только имитация обучения, так как ученики не понимают принципов работы и окажутся беспомощными перед аналогичной программой, но с другим интерфейсом пользователя. Обучать - значит давать фундаментальные знания, добиваться понимания изучаемых процессов. Что толку, если мы на химии только покажем, как взять вещество А, долить жидкости В, нагреть и т. д.? Без химических формул, таблицы Менделеева и прочих фундаментальных знаний ни о каком образовании в этой области говорить нельзя. То же самое касается любого предмета. А вот информатика почему-то - исключение.

Начали хорошо, но дальше увлеклись «Офисом», Интернетом и прочими интересными вещами. Рисование поздравительных открыток стали называть изучением методов обработки графической информации, набор в две колонки статьи в стенгазету - освоением текстовых процессоров, а бесцельное брожение по Интернету - знакомством с телекоммуникационными технологиями. Пользоваться всем этим, конечно, нужно. Выставки компьютерной графики членов кружков, красиво оформленные газеты, Web-странички школ, общение по электронной почте со сверстниками за рубежом становятся нормой школьной жизни, как только появляется соответствующая техническая база, но эти вещи не должны подменять содержание информатики.

Мы никак не можем осознать, что с вторжением компьютера во всё новые области жизни пользовательский интерфейс становится интуитивно понятным и доступным для самостоятельного освоения грамотному человеку. Посмотрите на ребят, у которых в школе компьютеров нет, а дома или у папы на работе есть. Без всяких проблем они изучают и Интернет, и редакторы, знают такие тонкости проигрывателей компакт-дисков, до которых добираются только они и разработчики. Каким-то немыслимым способом они разбираются в системе команд современных игр, в сравнении с которыми изучаемые в школе программы - пустяк. А мы по старинке пишем для них красочные учебники, где рассказываем, как рисовать в Paint. Декларируя, что на современном этапе важнее научить детей искать нужную информацию, чем запоминать ее, мы сами больше половины учебника заполняем сведениями, которые гораздо лучше поданы в справочной системе.

Школа должна давать базовые знания. Логика, устройство процессора и компьютера, сбор, кодирование, обработка и передача информации, программирование, обзор областей применения информационных технологий - вот что должно стать содержанием информатики. А тысячи прикладных программ имеют к этому предмету такое же отношение, как электрические приборы к физике.

Изучая программирование, ученики одновременно приобретают навыки работы в операционной системе, включая набор и редактирование текста, знакомство с файловой системой и т. п. А если грамотно подобрать примеры, то можно даже писать программы управления простейшими базами данных или форматирования текстовых файлов. Но проблема в том, что изучать переменные, условия, циклы, массивы и прочие базовые понятия на профессиональных системах программирования практически невозможно вследствие чрезмерной для школьника сложности последних. Использование с этой целью старых продуктов не только негативно воспринимается учениками, но и ведет к неоправданной трате времени на освоение уже никому не нужного интерфейса.

Считаю, что пришла пора специально создавать учебные оболочки для программирования, в которых простой язык записи программ сочетается с мощными сервисными средствами Windows. Результаты моей попытки сделать такую оболочку для языка Паскаль можете посмотреть на www.lviv.ua/algo/rus. Несмотря на некоторые недоделки, большинство из которых надеюсь устранить до публикации статьи, программы вполне пригодны для школы, и учителя могут свободно использовать их. Подчеркну некоторые детали.

Паскаль выбран для изучения потому, что он ближе всего к естественному языку. Компилятор разрешает записывать ключевые слова родным (украинским или русским) языком, а оболочка дает возможность перехода между языками с автоматическим переводом программы. В алфавит языка включены буквы кириллицы. И немаловажно, что мощная контекстная справочная система тоже на родном языке.

Детям часто бывает трудно отслеживать работу программы на численных примерах. На первых порах можно использовать всем известную модель поведения робота. Вариант такого робота реализован и в моей оболочке. Понятно, что языком программирования и в этом случае является Паскаль. Все остальное, в том числе образцы уроков, можно посмотреть на странице. Планы создания программной поддержки других разделов информатики пока остаются планами, так как работы по их реализации оказалось много больше, чем я ожидал.

Господа профессионалы! Оторвите на минуту глаза от мониторов и взгляните за границы созданного вами виртуального мира. Реальный мир красочнее и многограннее. Там работают умные интеллигентные люди, занимающиеся вещами, многие из которых, как ни странно, не связаны с компьютерами. Нельзя обзывать их «чайниками» или «полными идиотами» только за то, что они не могут найти какой-то кнопочки в программе, с которой вы работаете. Сами-то вы в детстве читали книги «Радио - это просто», а не «Радио для дураков»! Давайте не будем преподавать нашим детям вещи, для понимания которых у них нет соответствующей подготовки, и не делать всех «юзерами», иначе через пару лет уже не немцы будут искать у нас IT-специалистов, а мы у них.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.