Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гусары в шахматы не играют

Архив
автор : Алексей Климов   08.08.2000

Алексея Климова постоянным читателям "Компьютерры" представлять не надо. У меня, правда, на него имеется большой зуб. Дело было так. Однажды Алексей написал для "Кнопок" весьма правдоподобную статью о программе TextStyle, которая умеет редактировать тексты, имитируя стиль и особенности письма разных писателей. Все бы ничего (не так давно о подобных программах писал в своей колонке А. Левенчук), но штука в том, что тогда (если не ошибаюсь, два года назад) таких программ и в помине не было, а разрекламированный автором TextStyle был мифом от начала и до конца. Читатели просто завалили меня письмами, требуя прислать им эту замечательную программу или хотя бы сообщить, откуда ее можно скачать. Сначала я терпеливо отвечал, что у автора, увы, нет мейла, а сам я не в курсе ("сами мы не местные"). Потом моя выдержка кончилась, и я стал писать открытым текстом, что никакого TextStyle нет и никогда не было. Так ведь не верили! Более того, поток просьб "пришлите TextStyle" не прекратился даже спустя год после той злосчастной публикации. У автора уже и мейл появился, а читатели все продолжали писать мне...

Сегодня предлагаю вашему вниманию очередное творение Алексея, а насчет реальности описанных в нем программ судите сами. Но учтите: я вас предупреждал!

Константин Кноп
<knopki@computerra.ru>


Июль того холодного лета начался с дождя. Лагерный октябренок Алеша деловито переломил алюминиевую ложку и подсунул черпало под колченогий шахматный стол. Несмотря на низкую облачность, в шесть утра клеточки доски уже были отчетливо видны. Попеременно согревая руки стаканом чая, Алеша сонно, но аккуратно расставлял фигуры, когда неожиданный подзатыльник заставил его расплескать кипяток на футболку.

- Как раздаешь, дурило! Свои последними ставить надо, - сказал голос, и Алеша снова полез под стол за сброшенным метким щелчком королем.

В этот раз он нагибался не зря - наконец-то удалось незаметно спрятать за резинку носка приличный окурочек с пола. Да и не окурочек, а полноразмерную сигарету, если не считать помады на фильтре и копоти от свечки с другой стороны.

Восприняв сей факт как предвестие удачи, октябренок вытер руки о стул и залпом опрокинул остатки чая. Приятное тепло растеклось по телу, за окном погас прожектор - утро наступило по-настоящему.

- Я выиграю! - сказал Алеша неожиданно уверенно и опять испугался, ссутулился.

Подзатыльника не последовало. Брежнев и Карпов молча смотрели друг на друга поверх доски с противоположных стен лагерного клуба. А внизу разворачивался бой.

1. с2-с4, с7-с5
2. Kg1-f3, Kg8-f6
3. Kb1-c3, d7-d5
4. с4:d6, Kf6:d5
5. e2-e3, Kd5:c3
- Английское начало, - сказал голос.

Восьмилетний пацан еще не знал, что этот размен, усиливающий положение белых в центре, теория считала опасным. На десятом ходу положение черных становилось малопривлекательным.

- Ну? - злорадно спросил голос.

Ответить старшему товарищу в том же духе октябренок мог только на доске. И он ответит! Ведь сегодня не просто игра, а классовое сражение. Да-да, выходец из интеллигентной семьи, Алеша единственный из отряда сознался физруку, что отличает коня от козла, за что и был передан на воспитание шахматному мастеру с наколками условных обозначений ферзя и короля на толстых пальцах.

Свою ошибку пионер понял не сразу. Халявные денечки шахматных тренировок вместо бесконечной уборки территории аукнулись косыми взглядами товарищей и закончились глухим отказом от участия в отборочном турнире после "темной" на тихом часе. Алеша не учел одного: во второй смене будут новые ребята, а вот физрук и план спортивных мероприятий останутся прежними и июльского межлагерного турнира ему не миновать. Не учел он и двух дней пересменки, которые волею судьбы ему пришлось проводить в дополнительном корпусе среди разновозрастной босоты, пережидавшей, как и он сам, дезинфекцию палат в остальных корпусах.

Тут шахматы помогли всерьез. Лучше ходить конем, чем козлом, - физрук спасал самого маленького спортсмена в меру понимания. За 48 часов вес передвинутых Алешей фигур превысил его собственный.

Наступил день третий, проверочный. Ребят из допкорпуса на рассвете расселили по годам рождения. В городе счастливые предвкушением скорой свободы мамаши уже орали на взволнованных детей, давящихся двойным завтраком перед отправкой на вторую смену. Хмурые водители уже крепили к автобусам таблички "Дети" и отмывали салоны от следов обслуживания вчерашней свадьбы, и даже старшая пионервожатая уже забылась в объятиях маляра-шабашника. На доске близился эндшпиль.

Неподходящий момент. При мощном, хорошо укрепленном центре белые будут спокойно чувствовать себя и в окончании. Поэтому первоочередная задача - вывести силы белых из равновесия, ослабить их пешечный клин. И тогда в стане противника неизбежно возникнут слабости - своеобразные маяки, указывающие путь в эндшпиль. Эту околесицу Алеша узнает десятью годами позже [1] , а пока:

17. Ca3-b2, ...

Белые слоны начинают трубить отбой, один за другим покидая ударные позиции.

Ему нужно выиграть, выиграть черными. Тогда он успеет занять любимую койку у окна до приезда незнакомой оравы второсменников. Мастер знает об этом и с ходами не затягивает. Пытаясь поддержать предложенный им самим темп, Алеша ощущает время ноздрями:

6:15. Запахло тухлым. Это вернувшиеся с пересменки поварихи выливают поросенку двухдневную баланду. 6:30 - запах хлеба провожает рокот городской хлебовозки. Может быть, она проедет мимо его дома. 6:40 - хлорка, моют столы, но перебить ее привкус может только аромат какао в 6:55. Запах духов в 7:00 - мимо клуба в столовую прет директриса - сегодня же заезд новой смены.

Партия затягивается, потеют руки, но главное - ноги. Спрятанную в носок сигаретку придется курить в одиночку, вкус "Стюардессы" не вернуть, даже пересыпав табак в самокрутку... Цена победы.

25. Kf3:d4, Фс6-е8+ [2]

Силу этого маневра мастер недооценил. Теперь белые вынуждены перейти в эндшпиль. Черные быстро завоевывают решающее преимущество. Шах, уход под локоть, мат-перемат, белые сдались в 7:15!

Это был честный бой и честный выигрыш - три часа свободного времени между двумя месяцами шахмат.

Стеля свежую простыню на кровать, октябренок Алеша привычно знакомился с новыми друзьями и еще не знал, что двадцать лет спустя он вспомнит этот матч как под гипнозом и что напряжение, сдержанное тогда мальчишеской гордостью, через двадцать лет отнимет драгоценную колонку в "Компьютерре". (Да простит меня Солженицын за пародию на "Ивана Денисовича".)

К игре в шахматы на интерес я вернулся с неожиданной стороны (рис. 1).

Копирайт этой аллегории уходит в седую древность Востока. Османские визири соединили древнеримский колорит гладиаторства с элитарностью шахмат. На доске в два футбольных поля живые слоны и кони топтали проштрафившихся пешек и сами падали под отравленными копьями ферзя. Игра за трон проходила открыто.

В цифровой век есть возможность возродить это шоу с оглядкой на Greenpeace, но без поправки на виртуальность. На рис. 1 показан тренировочный бой ярлыками. Горячие головы могут выставить на рабочий стол сами файлы и даже целые папки важных документов. Потеря любимой слонихи с опытным погонщиком - средневековый пустяк рядом с сознательной жертвой квартального отчета взамен каталога My_doc. Равенство ставок обеспечивают секунданты с обеих сторон, а непрерывность матча - источники Backups. После трех-семи партий ферзем назначают системный реестр. Финал. Проигравший переустанавливает систему на обеих машинах.

Более того, по драматизму сражение компьютеров друг с другом (без участия хозяев) превосходит накал страстей ипподрома. Надо только установить одинаковые шахматные программы и "электронных" секундантов. В этом случае успех зависит от конфигурации машин.

Уже на пятом ходу вы поймете скрытые пружины гонки вооружений, после третьей партии - закажете модуль DIMM, а через три поражения поменяете винчестер на верхнюю модель IBM.

Так как же это работает? Загоревшись сценарием и обжегшись с наймом программиста, я реализовал Mortal Chess на Windows-макросах посредством программы MacrosExpress 2.1 (www.macros.com) (рис. 2-4).

Читая о ее возможностях в "Кнопках", вы будете смеяться, но макросы для Windows могут больше, чем клавиатура и мышь вместе взятые.

Например, можно реализовать срабатывание по щелчку в определенной области экрана, а также отсчет задержки между действиями, поиск и выбор окна по его заголовку и количеству объектов в папке, логику и/или, если/то, затем/до тех пор и т. п. - и все это в 2,5 Мбайт дистрибутива. Программа снабжена сотней готовых примеров и двумя дюжинами "волшебников"-создателей тематических макросов.

От эскиза (рис. 5) до создания рабочей версии "Игры с компьютером на интерес Mortal Chess" мне потребовалось всего четыре дня.

- Но почему шахматы? - спросите вы, - ведь морской бой куда популярнее.

Да, действительно, причем в морской бой можно сражаться, минуя файловую систему. Представляете реакцию на фразу: "Диск D: сектор 255 - ранил!"

Более того, игры с рабочим столом, неотличимые от "рабочего процесса", выходят на динамично развивающийся сектор рынка программ с функцией Ш-Ш-Ш - "Шухер, шаги шефа!". Грядет время, когда пасьянс или тетрис в рабочее время будут считаться виртуальным прогулом со всеми вытекающими отсюда административно-юридическими последствиями. И тогда придется достать из детской памяти пионерлагерный опыт и вспомнить времена запрета азартных игр на тихом часе. Помните бестселлер "Чок"? На ладонь кладется спичечный коробок, и, коротко размахнувшись, ударяем кончиками пальцев по нижней стороне крышки стола. Описав замысловатую траекторию, определяемую динамикой спичек внутри, коробок плюхается на стол: лицом вверх - 5 очков, на ребро - 10, торчком (чок) - 50, лицом вниз - обнуление счетчика.

Нечто подобное представлено на рис. 6. Всплывающее меню "Пуск" "подкидывает" значок ярлыка, выбивая из него "графическое ядро". Цель игры - попасть в корзину. Траектория определяется начальным положением ярлыка по горизонтали и вертикали. Верхний край меню считается упругим, левый край - жестким. [3] (Если на стандартных значках играть трудно, можно установить схему рабочего стола с крупными значками.)

Глубины подсознания породили еще один сценарий игры на рабочем столе - MS-змейку (рис. 7). Панель MS Office, ползая по столу под управлением известных клавиш и лавируя между "родными" ярлыками, пожирает все ярлыки немикрософтовских документов. Забавно, не правда ли?



1 (обратно к тексту) - Карпов А.Е. Избранные партии 1969-77. - М.: Физкультура и спорт, 1978. 256 с. с ил.

2 (обратно к тексту) - Знак "+" означает "шах".

3 (обратно к тексту) - Играть на значках стандартного размера очень трудно (корзина маленькая), поэтому лучше установить в схеме рабочего стола режим "крупные значки". - К.К.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.