Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Путешествие из Петербурга в Москву, или Следопыт

Архив
автор : Вадим Иванченко   08.08.2000

Отужинав с моими друзьями, я лег в кибитку.
А. Радищев


Трудно усидеть на месте, когда в руки попадают такие часы, как Casio ProTrek GPS, те самые, в которые встроен навигационный приемник системы глобального позиционирования. И не только по той причине, что сидя на диване не опробуешь ни одной из возможностей, которые дают подобные часики человеку мобильному и охочему до путешествий, но и потому, что редкий русский человек не любит быстрой езды и путешествия из Петербурга в Москву, особенно когда случается служебная оказия. Тогда уж никак нельзя отказаться опытно разузнать последние достижения навигационных технологий как для ублажения читателей "КТ", так и не без приятности для собственной персоны. А это в целом представляется делом никак не худшим, чем от дорожной скуки бранить правительства, современные порядки, всегда отвратительную погоду или, паче того, стремиться, по слову одного печально известного путешественника,

...В крови мучителя венчанна, Омыть свой стыд...



Ну да к делу. Еще до отъезда внешний вид часов произвел на меня обманчивое впечатление устройства громоздкого и неудобного - вперед выдается довольно крупная литиевая батарея типа CR2, а влево выступает антенна приемника. Тем не менее, опыт показал, что часы хорошо сидят на руке, а лишний по сравнению с обычными часами вес прибора (140 г вместе с батарейкой) довольно скоро становится привычным и оттого незаметным. Навигационная половина устройства имеет восемь каналов приема спутниковых данных, позволяет измерять координаты текущего местоположения с точностью до 30 метров и частотой раз в секунду, может запоминать маршрут (до 100 точек), вычислять скорость и направление движения, расстояние до путевых ориентиров. Кроме того, это все-таки еще и хорошие часы (точность - 15 с в месяц), будильник и календарь с 1995-го до 2039 г. ProTrek GPS позволяет определять местоположение двумя способами: однократным измерением (длительность каждого от 5 до 50 с, всего до 720 измерений за срок службы одной батареи) и в непрерывном режиме (от одной батареи - четыре часа ежесекундных или 12 часов ежеминутных измерений координат). При этом вся электроника помещена в водонепроницаемый корпус.

Работать с часами оказалось просто: посмотрел время, нажал сбоку кнопку "GPS" - на экране появились координаты последней измеренной точки (фото 1). Выбрал режим измерений, нажал кнопочку с кружочком - приемник начал определять координаты, показывая при этом на экране схематичное расположение спутников над головой (фото 2, крестиком отмечены спутники, с которыми "установлен контакт"). Если видимость спутников хорошая, то через несколько секунд часы пикнут и покажут текущие координаты. Нажимая на "стрелочки", получаешь карту своего пути (фото 3, движение от S к 1), направление на контрольную точку и расстояние до нее (фото 4), скорость движения (для непрерывного режима) и текущий азимут (фото 5). Координаты любой точки местности можно запомнить, присвоив ей имя (фото 6).

За время своего путешествия - а двигался я, признаться, со многими остановками - "навигационные часы" испытаны были всесторонне, практически во всех типах местности среднерусской полосы: от городских кварталов и дачных огородов до лесных рощ и лугов, залитых водами Волги-матушки, - везде, где была видна хотя бы треть небесной полусферы, в которой находилось не менее трех-пяти навигационных спутников. В поезде, автомобиле и здании определять местоположение было в целом затруднительно и более или менее приемлемо только вблизи окон с видом на открытое небо, точность же таких измерений оказывалась в несколько раз хуже номинальной. В автомобиле приемник лучше всего работал под лобовым или задним стеклом, в зависимости от того, какое из них смотрело на юг. В городе помехой для измерений были высокие здания, а в лесу из-за листвы, практически полностью экранировавшей приемник от спутниковых сигналов, определять координаты можно было только на полянах и опушках. В общем, оптимальные условия приема, при которых спутники "ловились" быстро и точность определения координат не выходила из заданных пределов, были лишь на открытой местности.



Испытания показали, что часы должны пригодиться любителям водного туризма и пеших путешествий: грибы-ягоды, горы-перевалы. Вот, к примеру, грибник. Измерил координаты точки входа в лес, зафиксировал ее как начало маршрута и - вперед, за дарами природы, а устал искать-собирать - вышел на полянку, часы показали и местоположение, и направление на исходную точку, и расстояние до нее, - не заблудишься. Автомобилист же в дороге более требователен, ему необходим и экран побольше, и электронные карты с указанием развязок, заправок, кемпингов и т. п.

Однако в целом часами я остался доволен. Единственное, о чем сожалел, так это о том, что часы не имели присущего практически всем современным GPS-приемникам интерфейса связи с внешними устройствами типа RS232. Кому-то это может показаться блажью, но согласитесь, сделать маленькое гнездышко с переходником совсем не трудно. Зато это позволило бы, например, записывать в память часов заранее спланированный маршрут (до двухсот ориентиров), а по завершении похода сбрасывать на компьютер координаты и время прохождения контрольных точек для отображения и анализа на электронных картах, что бывает интересно и полезно даже после легкой прогулки. В связи с этим переносить в компьютер координаты мне пришлось вручную. На фото 7 вы как раз и видите подготовленный в ГИС ArcView 3.1 фрагмент маршрута на въезде в Москву, где красными флажками отмечены контрольные точки, которые показывают вместе с окончанием путешествия и конец нашей повести о замечательных часах Casio ProTrek GPS.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.