Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как высидеть яичко

Архив
автор : Андрей Вакуленко   04.07.2000

В основе деятельности любого бизнес-инкубатора лежит отбор ярких молодых компаний, которых начинают свой бизнес в Интернете и обещают бурный рост. И от того, как эффективно на входе инкубатора работает "насос", засасывающий поток проектов, зависит судьба инкубатора. С одной стороны, чем насос мощнее, тем больше их будет, а с другой - чем точнее "фокусируется" поток, тем больше будет таких проектов, которые представляют интерес. Но, как ни фокусируйся, проектов на входе все равно на два-три порядка больше, чем принимается в инкубатор. Этот поток обязательно включает в себя шутки и тесты на чувство юмора (см. статью "Кому мы нужны..."), предложения немедленно заплатить миллион за секрет создания успешной платежной системы ("Надеемся на оперативный ответ. Это предложение также направлено Вашим конкурентам") и проекты, где расходы растут в геометрической прогрессии, а доходов в ближайшие пять лет не предвидится.


Поэтому не удивляйтесь: первый персонаж, с которым вы встретитесь практически в любом инкубаторе - это робот-"привратник", который попросит вас зарегистрироваться и ответить на множество вопросов, из которых сложится описание вашего проекта. Он будет проверять, все ли поля вы заполнили, и соответствуют ли цифры расходов и доходов здравому смыслу.

Как и все роботы, он слегка туповат и предлагает жесткую схему, в которую ваш проект, конечно же, не укладывается. Кроме того, по примерным оценкам, общение с "привратником" потребует от двух до четырех часов онлайна. Не стоит искать черный ход, дабы миновать робота ("У меня вообще нет компьютера, я написал свой бизнес-план от руки и хочу прислать его по почте" или "У меня мало времени. Я хотел бы сначала рассказать Вам о своей идее, и если она понравится, тогда уже заполнять все эти немыслимые формы"), - как правило, другого входа просто нет.

Действительно, стоит ли инкубатору общаться с теми, кто хотя бы не зарегистрировал домен и не вложил в него свое время? Так что робота лучше всего воспринимать как упражнение на умение описать свой бизнес в заданном формате и тест на наличие доступа к Сети.

Если уж вы решили, что нужно стартовать в Интернет-инкубаторе, стоит самым внимательным образом отнестись к описанию проекта. Во-первых, девять десятых проектов получают отказ именно на этой стадии. Во-вторых, поскольку через несколько месяцев "инкубации" нужно привлекать инвестора, ваши презентационные навыки - далеко не последний фактор при оценке проекта. Толково описать свои планы и интересно, и совсем не страшно: ведь даже если окажется, что ваша идея вдохновляет только вас, об этом никто не узнает, и обидно вам не будет. Тем более что оцениваться можно сколько угодно раз, и, возможно, рано или поздно отшлифованная на пару с роботом идея придется ко двору.

Да, и вот еще что... А не украдут ли в инкубаторе идею? Ночами не спал, блуждая по просторам Интернета... Исписал пачку салфеток и пять сигаретных пачек гениальными набросками... Поймал наконец за хвост ту единственную идею, которая изменит мир, а ее автора сделает миллионером... И теперь вот так запросто рассказать обо вс§м первому встречному "роботу"? А вдруг скажут: "Извините, ваш проект нам не подходит", а спустя несколько месяцев обнаружится, что твой план реализуется, а ты остался с носом?

Что делать? Ну, во-первых, поскольку тема эта не новая, стоит почитать, как с проблемой справляются другие авторы. Например, любопытную дискуссию можно обнаружить на http://slashdot.org/askslashdot/99/10/16/1535210_F.shtml. Во-вторых, в бизнесе существует такая стандартная вещь, как NDA (Non Disclosure Agreement), соглашение, в котором подписавшие его стороны обязуются всю предоставленную информацию хранить в тайне и за разглашение, а тем более использование в конкурирующем проекте, отвечают деньгами.

Увы, у этого подхода есть существенный недостаток. NDA нужно подписать до того, как изложена суть проекта. При этом ситуация опрокидывается, и потенциальный инвестор покупает кота в мешке. Представляете: после того как соглашение подписано, вы торжественно вскрываете пакет с бизнес-планом и сообщаете инвестору, что намерены создать, например, вертикальный портал для фармацевтического рынка. Получается, что, отказавшись от вашего проекта, инвестор должен автоматически закрыть для себя целую отрасль: стоит ему профинансировать другой фармацевтический проект, как вы потащите его в суд.

Не удивительно, что инвесторы не любят подписывать NDA, а если речь идет о проекте, который еще не реализован и существует только на бумаге, - не согласятся ни за какие коврижки. Тем более, статистика свидетельствует, что сила желания автора окружить свою идею тайной, в среднем обратно пропорциональна содержательности идеи [1].

Впрочем, мне кажется, что выход из этого тупика есть. Попробуйте поближе познакомиться с будущим инвестором, почитайте его интервью, послушайте выступления на конференциях. Если вам покажется, что у команды инкубатора не хватает собственных идей, не ходите к ней. В "правильном" инкубаторе вам еще десяток своих идей подарят - причем сразу после ознакомления с бизнес-проектом, когда инкубатор вступит с автором в переговоры, фактически начав бесплатный консалтинг. Он редко останется бесполезным для пришедшей команды, даже если ее проект будет отвергнут.

Кстати, на заблуждении, что "самое ценное в наше время - это коммерческая идея" однажды даже бизнес построили. В самом начале кооперативного движения один предприимчивый человек открыл "Банк идей", куда за определенную плату можно было отдать описание своей идеи и ждать, что придет предприниматель, который, положив ее в основу бизнеса, возьмет изобретателя в долю. Поток желающих за кровный червонец сдать в "Банк" свою идею - от новой конструкции вечного двигателя до отмены платы за проезд в метро - был весьма значительным. Как вы думаете, сколько идей было реализовано?..

Но, допустим, с роботом вы справились. Что дальше? Если ваш проект понравится, с вами свяжется сотрудник инкубатора, который задаст десяток-другой вопросов, чтобы уточнить, каким вы видите свой бизнес и кто ваши ключевые сотрудники - ядро вашей команды.


Вообще говоря, если пристают с вопросами, это уже хороший признак, хотя до финала еще далеко. Если просьба точнее описать конкурентов и ваши преимущества вызывает раздражение, потому что "надоело писать эти идиотские бумажки", видимо, надо отказаться не только от инкубатора, но и от поиска инвестиций вообще, поскольку это только начало. За несколько месяцев в инкубаторе вам потребуется раза три-четыре переписать бизнес-план по мере того, как проект будет развиваться.

На этапе собеседования сотрудники инкубатора проведут оценку проекта. У каждого инвестора свои методы и критерии оценки. Например, некоторые оценивают численность постоянных посетителей сайта и умножают на некоторую стоимость каждого пользователя. Например, если бесплатной почтовой службой пользуется миллион человек, умножаем этот миллион на 20 долларов и утверждаем, что эта почтовая служба стоит 20 млн. долларов. Другие сравнивают число пользователей Интернета в России и США и делают вывод о том, что мы отстаем, скажем, на четыре года. По такой логике книжный магазин в Рунете должен стоить столько же, сколько Amazone четыре года назад. Мне эти методы напоминают гадание на кофейной гуще, поскольку прежде чем, скажем, умножать число пользователей на 20 долларов, надо еще доказать, что действительно можно заработать эти деньги на каждом зарегистрированном account'е. А утверждение об отставании на сколько-то лет, на мой взгляд, годится для журналистской метафоры, но ничего содержательно не несет: Интернет в России развивается совершенно иначе, чем в Америке, и какое отношение капитализация американских компаний имеет к стоимости российских, непонятно.

Разумнее, как мне кажется, более консервативный метод оценки, основанный на дисконтировании денежных потоков (см. врезку на стр. 21). Его применение, правда, имеет один существенный недостаток: прогноз финансовых показателей является довольно субъективной оценкой аналитиков, работающих над проектом, и для его применения требуется высокая квалификация. Это, кстати, удорожает метод.

 
Михаил Акрамовский <akramovsky@partners.ru>

При оценке бизнеса методом дисконтирования денежных потоков (Discount Cash Flow - DCF) составляется прогноз развития компании (обычно от трех до пяти лет), причем считается, что деньги, которые будут получены через год, "хуже", чем те, что уже лежат в кармане (дисконтирование доходов). Финансовые аналитики утверждают, что в российском очень рискованном Интернет-бизнесе ставка дисконтирования равна 45% в год.

Для прогнозного периода рассчитывается денежный поток (Cash Flow - CF), формируемый чистой прибылью после уплаты налогов, амортизационных отчислений, уменьшения (прироста) чистого оборотного капитала, инвестиций в основные средства и долгосрочной задолженности. Бизнес продолжает приносить доходы и после прогнозного периода, однако предполагается, что темпы роста компании за пределом прогнозного периода стабилизируются.

Дисконтируя все постпрогнозные доходы к последнему прогнозному, получаем по данной формуле завершающий денежный поток (Terminal Cash Flow - CFterm):


где BCF - базовый денежный поток (денежный поток в последний прогнозный период), g - долгосрочные темпы роста компании, r - ставка дисконтирования.

В экономическом смысле в роли r выступает ставка дохода по имеющимся у инвестора альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки:

r=rf+β(rm+rf1),

где rm - ожидаемая рыночная доходность (обычно среднегодовая доходность рынка акций), rf - безрисковая ставка дохода (обычно в России за нее принимают доходность по еврооблигациям с соответствующим сроком обращения), β - коэффициент, учитывающий чувствительность данной компании к рыночным изменениям. Как правило, для создаваемых компаний или компаний с акциями, не обращающимися на фондовом рынке, для оценки ставки дисконтирования используют показатели компаний-аналогов.

Итоговая приведенная стоимости компании V рассчитывается так:


где CFi - денежный поток в период i, n - число периодов до горизонта прогнозирования. V рассчитывается для двух сценариев развития бизнеса: без привлечения инвестиций и с привлечением, что дает примерный диапазон стоимости проекта. А еще, учитывая бизнес-модель самого инкубатора, нужно оценить, сумеет ли он окупить инвестиции после продажи своей доли собственности в проекте. При этом нужно предусмотреть убытки от тех компаний, которые так и не найдут своего инвестора.


Однако проект станет успешным только в том случае, если его команда способна превратить слова, написанные в бизнес-плане, в реальность, а цифры финансовых расчетов - в настоящие деньги. Поэтому команду оценивают даже более тщательно, чем бизнес-план. До некоторой степени справедливо утверждение, что бизнес-план - это упражнение, позволяющее понять, как глубоко люди понимают тот бизнес, которым намерены заниматься.

И наконец, оценивается "продаваемость" проекта: есть ли в настоящий момент инвесторы, которых проект заинтересует на выходе из инкубатора, и подойдет ли он им по масштабам. Иногда инкубатор собирает сразу несколько проектов, чтобы предложить их крупному инвестору вместе.

И если ответы на все вопросы положительные, то ключевые сотрудники проекта получают рабочие места в офисе инкубатора, группа стратегического консультирования проводит с ними несколько мозговых штурмов по развитию стратегии бизнеса. Юристы работают над правильным оформлением интеллектуальной собственности и запускают процесс регистрации компании. Кадровики начинают подбирать новых сотрудников: прием проекта в инкубатор еще не завершен, а команда уже попадает в "кипящий котел", где варится еще полтора десятка таких же проектов, получает возможность взаимодействовать с ними, обмениваться идеями, перенимать опыт и учиться на ошибках.

Весь этот бурный период заканчивается созданием рабочего бизнес-плана, который должен быть утвержден бюджетным комитетом Интернет-инкубатора. Устанавливаются цели, которые будут достигнуты через 2, 4 и 6 месяцев. Открывается финансирование. Проект среди своих 7-10 собратьев движется вперед, будем надеяться, к успешному завершению инкубаторского детства и встрече с новым инвестором.





1 (обратно к тексту) - Немало инвесторов боится, что инкубатор украдет идею, хотя много разумнее было бы опасаться, что будут украдены люди из пришедшей команды.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.