Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Скань весенняя

Архив
автор : Серж Скаут   23.05.2000

Ах, как романтично все начиналось! Весна, весна... В переходе метро, спиной к столбу, сидела девушка. Она была очень красивой и очень печальной. А я шел мимо. Мимо, мимо, мимо... Стоп. У выхода из метро стояла бабушка и продавала прекрасные гиацинты. Маленькие сине-фиолетовые цветочки пахли столь дурманяще-обворожительно, что я не удержался, выхватил бумажник и - бегом, вниз по ступеням, туда, к колонне... Веселая девушка стояла у столба и беседовала с симпатичным молодым человеком, причем не просто молодым человеком, а Молодым Человеком. Вот так я подарил себе букетик гиацинтов.

По дороге домой я рассматривал цветы и так и сяк, задумчиво улыбаясь. На душе было... Ну, так, как всегда весной. И вдруг при определенном ракурсе букет так взыграл красками, что меня обуяло жгучее желание запечатлеть эту красоту. Но как? Фотоаппарата нет. И тогда мне пришла в голову шальная мысль: я его... отсканирую. Ворвавшись в квартиру, я аккуратно разложил букетик на предметном стекле, включил старый добрый Arcus II и безо всяких предпросмотров нажал Scan. Результат ошеломил. Какой цвет! Какие детали! Спать я в эту ночь не ложился и к полседьмому утра наплодил 1,8 гигабайта сканограмм.

С тех пор я установил в дому террор. Ни один из купленных продуктов питания не мог быть съеден без моего разрешения, - а вдруг его можно отсканировать? Ни одну вещь нельзя было выбросить без консультации со мной - вдруг этот никому не нужный предмет может создать удивительный изобразительный эффект, будучи пропущен через Arcus II?

Стоит, наверное, немножко разобраться с технологическими особенностями процесса. Прелесть в том, что сканеры являются в первую очередь оптическими устройствами и лишь затем - компьютерными. Если точнее, то для большинства современных моделей сканеров справедлива следующая схема: объектив сканера фокусирует отраженное от сканируемого объекта и преломленное зеркалом изображение на матрице светочувствительных элементов, которая, в свою очередь, преобразует картинку в электрический сигнал. А где объектив - там и глубина резкости. Правда, у сканеров она весьма мала и колеблется в пределах от 1 до 3-4 сантиметров над предметным стеклом. Однако это вполне позволяет сканировать объемные и фактурные предметы! Более того, за счет высокого разрешения изображения имеют лучшую проработку, нежели полученные при фотосъемке обычными 35-миллиметровыми камерами, не говоря уже о цифровых. А возможность установить цветовой диапазон и гамму изображения до сканирования позволяет выжать максимум цветовой информации из объекта. В итоге конечное изображение напоминает отпечаток, полученный с помощью широкоформатных профессиональных фотокамер.

Несомненно, не я являюсь первооткрывателем сканографии. Она уходит корнями к экспериментам фотографов на рубеже XX века, приведшим к появлению фотограмм. Фотограммы представляли собою натюрморты, выложенные на лист светочувствительного материала и определенным образом засвеченные. Позже, в эпоху копиров, возникло направление под названием "ксерограммы", которое использовало для тех же целей машины, которые мы по старой привычке называем ксероксами. И, наконец, с появлением ручных и планшетных сканеров появились сканограммы.

Первые опыты по сканированию чего-то отличного от листа бумаги я провел еще году в 95-м (тогда у меня был ручной сканер-"щетка"). Началось все со знакомого архитектора, который прибежал ко мне с просьбой помочь ему затащить в компьютер коллекцию текстур обоев и ковролина. Поломав голову так и сяк, мы решили попробовать их отсканировать - и получили прекрасные гиперреалистичные текстуры. Воодушевленные успехом, мы отсканировали все, до чего можно было дотянуться сканером, и получили в распоряжение великолепную, а главное - эксклюзивную коллекцию текстур (как я жалею, что она погибла при очередном крахе операционной системы!). После, с появлением планшетного сканера, я частенько пользовался им для сканирования монет, фактурированных поверхностей и прочих столь нужных в повседневной жизни картинок. Однако идея использовать сканер не для документальной, а для художественной "съемки", превратив предметное стекло в стол для натюрморта, появилась только сейчас.

Сканограммы, равно как и макросъемка, позволяют по-иному взглянуть на привычные вещи и совершенно меняют принципы восприятия окружающей действительности: начинаешь понимать, что красота таится во всем, нужно только найти правильный подход, правильную точку зрения, правильный ракурс.

Тем, кто захочет попробовать себя в роли сканографа - несколько маленьких, но полезных советов. Во-первых, купите моющую жидкость для стекла сканера: при сканировании органики отмывать его приходится после каждого натюрморта. Во-вторых, сканируйте с открытой или снятой крышкой в абсолютно темной комнате (лучше это делать ночью и монитор на время сканирования выключать или прикрывать), поскольку накрывание сканера плотной темной тканью дает худшие результаты: фактура ткани просматривается на сканограммах в виде размытых пятен и полос на фоне работы, и убирать их весьма проблематично. Третье: тщательно протирайте стекло перед каждым сканированием - с готовой работы пыль вычищать куда сложнее. Четвертое: для сканирования особо пачкающих вещей и веществ используйте тонкую пластиковую пленку, положенную на стекло, - эксперименты показали, что сканер на нее никак не реагирует и качество сканограмм не снижается. Пятое: чтобы отсканировать что-нибудь скоропортящееся (например, лед, который моментально тает в свете лампы), не используйте предсканирование, а сканируйте все рабочее поле сразу с максимально широким динамическим диапазоном и, по возможности в 10, 12 или 16 бит на цвет - позже в любом графическом редакторе картинку можно будет "вытянуть", не потеряв цветовой информации. Точно так же лучше всего сканировать с максимально возможным оптическим разрешением, с изрядным запасом: никогда нельзя быть уверенным, что фрагмент работы не окажется лучше сканограммы в целом, а получить точно такую же картинку во второй раз вряд ли удастся. И, наконец, счастливым обладателям слайд-модулей предлагаю попробовать посканировать просветные объекты, открутив придерживающие слайд-адаптер винты и приподняв его над поверхностью сканирования, - при зазоре до полутора сантиметров все получается весьма пристойно.

Все иллюстрации к этой статье являются примерами сделанных мною сканограмм. Кстати, обложка последней "СофтТерры" по Apple также была выполнена в этой технике, и именно мой прикус виден там на обезображенном яблоке. А если у кого-нибудь возникнет желание посмотреть эти и другие работы в большом формате, приходите на мою выставку, которая откроется примерно через неделю после выхода этого номера в Овальном зале "Известий", что на Пушкинской площади. Возможно также, что я выложу свои работы и на .www.scout.ru

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Hewlett-Packard за помощь, оказанную мне в процессе подготовки выставки. Вообще, все получилось довольно забавно: дело в том, что к принтерам от HP я всегда относился с предубеждением - фрейдистский комплекс, заложенный еще в детстве. Первым моим принтером была какая-то ранняя-преранняя модель струйника от Hewlett-Packard, которая печатала плохо, бумагу не засасывала, картриджи изводила со страшной скоростью и все такое, притом стоила порядка шестисот баксов. И с тех пор принтерами от HP я не пользовался. Но однажды, забредя в редакцию и раздумывая, как бы отпечатать свои работы на большом формате, я попал как раз на компьюферрoвское тестирование последней модели HP DeskJet 1220C (А3+), которая в то время была в России в единственном экземпляре, - и неожиданно впечатлился. Набравшись смелости/наглости, я выпросил у Hewlett-Packard принтер, бумажку, картриджи... и получилась выставка. Вот и спасибочки.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.