Голосование в парадоксальной фазе
АрхивДавайте вспомним события лета прошлого, 1999 года. Все российские политики и политологи дружно решали вопрос - кто станет преемником Ельцина на посту президента России. Интересно, что почти все из них сходились во мнении, что кто бы это ни был, этот человек ну уж никак не может быть наследником действующего президента, лицом, лояльным ему.
Логика рассуждений была проста и убедительна. Жизненный уровень большинства населения резко упал за время ельцинских реформ, и, действительно, хоть и является завышенным относительно национальной производительности труда, не обеспечивает простого воспроизводства населения. (Это видно из элементарной демографической статистики.) Иллюзии нового российского среднего класса о том, что какая-то часть населения, работая, "как здесь", может жить, "как там", были развеяны 17 августа 1998 года. Во время первой чеченской войны произошел чудовищный геноцид собственного населения, закончившийся к тому же не славной победой, а позорным Хасавюртом. Коррупция в России достигла такого размаха, что даже западные политики, лгавшие своим избирателям об успехах демократизации бывшей "империи зла", были вынуждены объявить наших родимых казнокрадов одной из главных угроз человечеству и нацелить на них свои спецслужбы.
В этих условиях казалось неизбежным, что любой политик будет строить избирательную кампанию на критике прежнего режима, а придя к власти, первым делом постарается устроить над его лидерами показательный процесс.
Этого, однако, не произошло. Президентом стал В. Путин, который, будучи в свое время назначен премьером, объявил о своей лояльности тогдашнему президенту, а заняв пост и. о. президента, первым делом подписал указ о гарантиях неприкосновенности прежнего главы государства. И несмотря на эти невыигрышные с точки зрения электоральной тактики действия, за него проголосовали 52% избирателей. Нелюбовь к Б. Ельцину не помешала сделать им такой выбор. Почему?
Сразу отбросим стандартные ответы, которые с готовностью дадут профессиональные демократы, коих в каждом губернском центре по десятку и которые в различных сочетаниях образуют пару дюжин "демократических" партиек, - фальсификация выборов, продажность СМИ, давление на конкурентов... Фальсификация вряд ли достигала значительных величин. Полунищие журналисты, конечно, не брезгуют "джинсой" - оплаченной "черным налом" скрытой политической рекламой, но совокупные тиражи газет достаточно малы и заметного влияния на ход избирательного процесса не оказывают. Давление на конкурентов... ну это же борьба за власть, а не пикник в воскресной школе. Да и на тот, помнится, нападал Том Сойер сотоварищи... (Кстати, в марте 2000-го была "подломана" сеть "Новой газеты" и стерт выпуск, содержащий антипутинские материалы. О вероятности таких событий я писал еще в декабре прошлого года в статье "Цифровой век: выборы" ("КТ" #328). Но пострадавшие, вероятно, "Компьютерру" не читали и мерами безопасности пренебрегли!)
Нет, причина успеха Путина на выборах куда проще и куда сложней. Понять ее можно, обратившись к наследию Владимира Михайловича Бехтерева.
В. М. Бехтерев (1857-1927) был выдающимся русским ученым, основателем рефлексологии, автором классических работ по комплексному исследованию мозга, педагогике и социальной психологии. Согласно канонической легенде, смерть Бехтерева была связана с тем, что ученый слишком много знал о психических расстройствах двух лидеров советского государства - Ленина и Сталина. Но для нас сейчас интереснее всемирно признанные работы Бехтерева по высшей нервной деятельности. Особенно применение им рефлексологии к теории и практике гипноза.
Рефлексология, наука о рефлексах (reflexus - отраженный, лат.), о реакциях организма на раздражения рецепторов, была в 20-е годы чуть ли не предшественницей винеровской кибернетики. И именно она дала возможность, отбросив на свалку идей, к флогистону и эфиру, животный магнетизм, присущий демоническим гипнотизерам вроде Свенгали, объяснить эффект гипноза, известный человечеству с древнейших времен.
Сэтэп-сэ древних египтян, гипноз европейцев, названный по имени бога сна Гипноса, сына Никты - Ночи, и брата Танатоса - Смерти... Искусственное сноподобное состояние организма, при котором происходит частичное торможение коры головного мозга. В случае самого глубокого торможения наступает ПАРАДОКСАЛЬНАЯ фаза: слабые сигналы, поступающие от бодрствующих, так называемых СТОРОЖЕВЫХ участков мозга, воспринимаются СИЛЬНЕЕ, чем сильные. Слово, к примеру, вызывает более сильный эффект, чем боль. На этом основано лечебное применение гипноза. Объяснить наличие парадоксальной фазы довольно просто с точки зрения элементарной теории управления. Не нужно углубляться в Шеннона и Маккаллоха, достаточно Хевисайда и Найквиста.
Хорошо известен эффект, из-за которого человек, с легкостью идущей по половице, не может пройти по бревну в паре метров над землей. В этом случае мозг, боясь падения, увеличивает коэффициент передачи замкнутого контура, управляющего движением и равновесием индивидуума, до такой величины, что система теряет устойчивость. Нечто близкое происходит и в случае гипноза. Здесь тоже используется свойство человеческого мозга менять "коэффициент передачи" по различным входам, а также делать его нелинейным.
Для перевода нервной системы в парадоксальную фазу используются разные способы. В части из них применяются сильные раздражители - звук, свет, а в других, наоборот, человека на долгое время лишают внешних раздражителей (темнота, сурдокамера). В медицине чаще всего используется слабое ритмическое воздействие, фиксация взгляда гипнотизируемого на метрономе. В этом случае эффект может быть похож на захват автоколебаний в нелинейных системах.
Вот и с большинством россиян на выборах произошло нечто похожее. Они явно находились в парадоксальной фазе. Их перевели в нее и унижение 17 августа, и страх перед взрывами домов, и паранойя дежурств у подъездов для защиты от террористов, и бодро ритмичные синкопы телепрограмм. Слабые раздражители - уверенный голос кандидата с экранов ТВ, бодрые голоса комментаторов - действовали на них куда сильнее, чем окружающее. На Кавказе по-прежнему гибнут десантники, в кабинетах все те же коррумпированные чиновники, экономика в глубоком болоте, растут цены, а люди голосовали так, будто живут не в реальности, а в мнимом мирке политики и медиа. Их реакции на окружающее были искажены, а когда наступает все же встреча с истиной, это порождает тяжелейшие психические расстройства. Парадоксальная фаза, Гипнос, брат Танатоса...
Так что стоит помнить, что человеческий разум это не только инструмент для принятия решений, но еще и объект для элементарных манипуляций!