Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Народный бум в масштабах предприятия

Архив
автор : Анатолий Левенчук   16.05.2000

Вначале, конечно, было слово, и слово это было два байта, но мало кто даже у нас понимал такие шутки. Потом появилась UUCP-почта - у нас в 1990 году. Страшно далека была эта древняя почта от народа - для ее установки и использования нужны были многая знания, дававшие многая печали. Потом, в год 1994-й, наши Программисты создали русскоязычные вебсайты, а в 1996 году уже и у нас стало понятно, что обычным людям нравится читать книжки с цветными картинками, а не... ну, не могу понять что... Поэтому вебсайты несколько лет назад ожидало большое будущее.


Действительно, читать эти вебсайты могли все, не только программисты, - но только читать. Самая читающая нация в мире никак не могла преодолеть специфический образовательный ценз, надежно отсекавший большинство населения от сайтописания. Имущественный ценз для желающих осайтиться тоже имел место, но был явно не определяющим. Например, автомобили были не дешевле вебсайта, но их все равно покупали и водили в основном сами, а не через автомастеров. Вебмас... пардон, автомастера автомобили не водили, а только чинили, если уж совсем остановятся.

Как раз к сегодняшнему дню программисты заговорили, что понятие вебмастера, как одного человека, владеющего вебсайтом (англ. master - хозяин), окончательно исчезло из жизни. Профессиональные вебсайты нынче делают командой дизайнеров, верстальщиков, программистов, редакторов, системных администраторов и т. д. Ну да, крупные самолеты пока тоже летают с парой пилотов, штурманами, бортмеханиками и пятком стюардесс. Но автомобили... И даже автобусы...

В 2000 году история засайтовывания Рунета повторяется в бесплатном, ускоренном и поражающем своей массовостью варианте. Уровень технологии и вычислительная мощь за последние год-два резко подпрыгнули, поэтому образовательный ценз на сайтописательство низко пал. Бесплатность наконец стала актуальной - халявный сайт ведь можно было сделать испокон веков. Можно, но сложно. А вот теперь кликнуть пару раз мышкой доступно если не каждому, то всякому, и вебмастерство одиночек возродилось в совершенствующих свое вебмастерство массах. Народный бум, вебстудии отдыхают.

Великий уравнитель - браузер - на каждый экранный рабочий стол положил не только книжку с картинками, но и записную книжку. Выяснилось, что любой компьютерный сервис можно просто и (главное!) понятно нарисовать на экранной страничке. Тексты с веселенькой графикой, торчащими там и сям кнопками и привлекательно подмигивающими в полях для ввода курсорами перестали быть диковиной. Страницы ожили.

Появился почтовый сервис в картинках, причем бесплатный и в ассортименте. И вот уже одним из сервисов этого ассортимента [1] воспользовалось больше миллиона человек. Как выяснилось, экранные книжки с живыми картинками так понятны, что не только пользоваться почтой, но и завести себе почтовый ящик с помощью браузера и какой-то матери смогли миллионы. Университеты миллионов с изумлением отдыхают, ибо для этого не потребовалось не только массового обучения, но и государственной пропаганды сервиса. Миллион подписей набран, веб можно выбирать в Президенты.

В 2000 году кроме почтового ящика на халяву (то есть даром, то есть "вы платите только за Интернет-соединение") стало можно получить личный вебсайт. Прошли времена, когда это действие требовало не только знания программистских заклинаний, но и глубокого понимания тех мест внутри своего и вебсерверного компьютеров, куда эти заклинания нужно писать.

И все. Плодитесь и размножайтесь. Всемирный забор с цветными мелками наконец построен. Пишите сколько влезет. Только рекламу на этом заборе не замалевывайте. И где соберется больше десяти вебсерферов, там и храм. И в нем торговцы.

Одна беда: заведет себе Вася Пупкин вебстраничку, а на ней за год появляется человек двадцать, из которых половиной оказывается он сам, а второй половиной - неживые роботы поисковых машин, хотя Васю Пупкина знают в России все. Впрочем, это неважно. Важна ведь не победа, важно участие.

Жизнь так устроена, что посторонние люди друг к другу в гости не ходят. Нет в этом удовольствия, вот и не ходят. Никакого сообщества (community) не получается. Как в многоквартирных домах и гостиницах риал лайфа, так и в халявных хостингах мира онлайна.

Да и кто сказал, что "в домах и отелях" и что "ходят в гости"? Будем честнее: у заборов обычно больше трех не собираются, это не пивные. Дома - даже Дома культуры - на входе имеют двери и вахтеров и представляют собой пространства не для всех. А для всех существуют только заборы, особо полезные во времена оккупаций и революций для развешивания листовок о свержении текущего насильственного строя. Когда народ выходит на улицы, тогда у заборов и собирается. И то дело: заборы должны быть как гаранты демократии. Халявный хостинг, набравший миллион паролей, выдвинем в Президенты.

Но есть в мире много мест, где посторонние люди друг другу совсем не посторонние, а сослуживцы или коллеги, или настоящие соседи, или родственники и т. д. Вот в этих местах можно ожидать, что чей-то размалеванный цветными мелками кусок онлайн-забора будет пользоваться популярностью.

Халявное персональное сайтостроение может оказаться удивительно полезным не только в чистом Интернете, но и за интранет-забором (простите за каламбур, и больше про заборы не буду). Информация внутри предприятий умирает в людях, специалисты-фирмостроители мечтают о корпоративных базах знаний и горизонтальных связях, но не знают, как их получить. А получить их просто: нужно предложить нормальную вебинфраструктуру обеспечения сообществ для сообществ реальных и существующих, а не потенциальных. Набрал табельный_ник.интранет.фирма.ру, разобрался с паролями и допусками и черпай знание сослуживца полными экранами. А если не знаешь, где потребное тебе знание лежит, воспользуйся поиском. Ищите и обрящете. Авторитарные менеджеры отдыхают.

Российское отставание во внутрифирменной автоматизации может сыграть полезную роль. Новое поколение выбирает веб, простой, как пепси. Старое поколение отдыхает.

Полезные ссылки:

- www.koz.com - поддержка онлайн-сообществ: инструменты и консультации;

- www.publicus.net/oc - сотрудничество в Интернет-сообществах;

- www.onlinecommunityreport.com - журнал про онлайн-сообщества;

- www.fullcirc.com/commresources.htm - ресурсы по онлайн-сообществам;

- www.opengroups.org/resources.html - метаданные и сообщества;

- www.peoplelink.com - полное решение по онлайн коммьюнитиз;

- www.prospero.com - поставщик решений для корпораций, желающих иметь сообщества;

- www.communiware.ru - вебинструментарий для сообществ и интранетов.

Кому этого мало:

- ipw.internet.com - мониторинг Интернет-приложений.



1 (обратно к тексту) - Mail.ru.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.