Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Куда ведет технология?

Архив
автор : РОБЕРТ БИШОП    25.04.2000

На прошедшей недавно в Женеве конференции WIPO (Международной организации интеллектуальной собственности - МОИС) Роберт Бишоп, президент и CEO компании SGI, высказал свои соображения о перспективах развития информационных технологий в следующем веке. Мы благодарим российское представительство SGI за предоставленное нам эксклюзивное право опубликовать статью Бишопа на русском языке.


Сначала я бы хотел обсудить само понятие "технология". В него я включил бы все то, что было изобретено в течение нашей жизни, ведь были времена, когда даже обычный гвоздь воспринимался как технология! Технологические достижения нельзя отменить. После того как они появились, от них уже не избавиться, какими бы они ни были.

Если использовать технологии с умом, они несут пользу экономике и обществу, меняют его структуру и вид. Технологии дают независимость, предоставляя выбор между множеством различных продуктов и услуг, особенно в отраслях транспорта и связи.

Скорости, с которой появляются новые технологии, продолжают расти. Если учесть, что традиционные виды бизнеса развиваются в три раза быстрее государственного управления и законотворчества, а электронный бизнес - в три раза быстрее, чем традиционный, то получается, что e-бизнес развивается в девять раз быстрее государства! Сегодня на производстве технологий работает больше людей, чем за все прошедшие годы вместе взятые. Вот только один пример: выпущенные SGI в 1999 году компьютеры обладают большей суммарной вычислительной мощностью, чем все компьютеры, выпущенные компанией за предыдущие восемнадцать лет.

Развитие технологий стало движущей силой глобализации жизни (что едва ли удивительно!). Спутниковое телевидение, всемирные системы связи, наконец Интернет, превращают мир в одну большую "деревню". Электронная коммерция и круглосуточно работающие рынки появились только благодаря новым технологиям, и мы постоянно приближаемся к миру, в котором нет границ.

Но кто в этом мире главный? Кто диктует правила игры? Кто им управляет? И кто им владеет? Пока на эти вопросы ответов нет, но, несомненно, новые технологии будут играть все большую роль и в XXI веке, одновременно упрощая жизнь и усложняя ее, ломая социальные догмы и неукоснительно двигая нас вперед. Итак, как будет выглядеть атлас технологических дорог начала XXI века?

Одна планета - одна сеть

Еще лет двадцать закон Мура сохранит свою справедливость, после чего полупроводниковая техника доберется до атомного предела. Закон Мура гласит, что производительность компьютеров удваивается каждые два года и обходится покупателю вдвое дешевле. Другими словами, значение параметра цена/производительность каждые два года учетверяется, возрастает в тысячу раз каждые десять лет и в миллион раз каждые двадцать лет!

 
Роберт Бишоп - президент и исполнительный директор SGI. До прихода в SGI Бишоп занимал высокие должности в компаниях Apollo Computer и DEC. Бишоп работал в качестве приглашенного профессора в швейцарском Институте новых технологий и предпринимательства в Лозанне, в Стокгольмской школе экономики, читал лекции в Университете производства и технологий им. Святого Галлена и в Женевском университете коммерции. Бишоп - член швейцарской Академии инженерных наук, Всемирного промышленного консультативного комитета, Международной организации по интеллектуальной собственности, Всемирного экономического форума по информационным технологиям и других организаций.


То есть через двадцать лет мы придем к тому, что производительность станет бесплатной, и весь мир будет буквально купаться в информации: одна планета - одна сеть. Инфосфера!

Вследствие этого большинство правительственных, образовательных, развлекательных и коммерческих служб станут цифровыми и переместятся в онлайн, как, впрочем, и книги, фильмы, музыка и видео. Радио- и телеприемники, телефоны, факсы и персональные компьютеры объединятся в едином цифровом устройстве. Одной отраслью станут полиграфия, кинематограф и фотография, сольются воедино библиотеки, картинные галереи и музеи.

Похоже, у всех у нас будет свой собственный уникальный идентификационный номер, дающий доступ к информационным ресурсам независимо от того, где мы находимся. И хотя многим не по вкусу новый цифровой мир сетевых удаленных работников, потребителей, избирателей - эти тенденции очевидны.

"Умные" машины возьмут на себя практически всю нашу работу. Модульные и объектно-ориентированные, "дуракоустойчивые" и дружелюбные, настраиваемые под пользователя и управляемые голосом машины приобретут человеческое лицо.

В итоге, став сетевой, цифровая техника объединится с местными и глобальными каналами связи, GPS- и GSM-сетями. Чипы проникнут в каждый дом, автомобиль, прибор и даже одежду, став устойчивыми к растягиванию, стирке и сушке.

Этот миллионократный рост возможностей изменит мир так же, как тот изменился за прошедшие двадцать лет, с 1979-го по 1999 год.

Новая валюта - интеллектуальная собственность

Будет, однако, ошибкой утверждать, что закон Мура - единственная движущая развитие технологий сила. Нельзя забывать о дерегуляции, стимулирующей конкуренцию, и о венчурных схемах финансирования начинающих компаний. Кроме того, технологический прогресс обычно обладает "мультипликативным" эффектом: каждое новое достижение, в свою очередь, порождает следующие, находящиеся на более высоком уровне. В качестве примеров можно привести новые методы конструирования аппаратуры, интернетовские бизнес-модели, современный электронный маркетинг. Разработка аппаратуры, например, уже сейчас происходит с помощью цифровых безбумажных технологий, включая цифровое макетирование, тестирование и моделирование, адаптивное производство на заказ, без складов и простоев.

Бизнес-модели Интернета крутятся вокруг чатов и досок объявлений, сайтов и "кликов на показ", порталов, провайдеров Интернета и бизнес-услуг, сетевых аукционов, банерных обменных сетей и огромного числа .com-компаний. Новые методы электронного маркетинга сталкивают национальные и транснациональные бизнесы, устраняется нужда в традиционных торговых посредниках, заменяющихся в новой экономике информационными.

В каждом из этих методов главное - информация, и это влечет за собой появление новых поколений ее носителей, а также предпринимателей, специализирующихся на бизнесе с цифровой интеллектуальной собственностью. С освоением все более широкополосных спектральных диапазонов начинается массовый переход от использования текстов к аудио и видео. Фактически контент и пропускные способности каналов связи развиваются с такой скоростью, что интерактивные цветные видеоконференции между разными частями света скоро станут реальностью, причем по очень низким ценам. Логическим развитием этой тенденции будет то, что интеллектуальная собственность, представленная в цифровом формате, станет главной "валютой" XXI века. Она уже сегодня захватила 20 процентов мировой торговли (в США ее объем составляет 740 млрд. долларов), и к середине века ее доля повысится до 50 процентов.

Согласно Лесли Эллен Харрис (Lesley Ellen Harris), писательнице и юристу, специализирующемуся на авторских правах, ценность цифровой интеллектуальной собственности в том, что ее можно копировать бесконечное число раз, и все копии тождественны оригиналу; по тем же самым причинам украсть цифровую интеллектуальную собственность очень легко. Для сравнения: объекты интеллектуальной собственности в аналоговом представлении стоят дорого, а всегда отличающиеся друг от друга и худшие, чем оригинал, ее копии обходятся гораздо дешевле.

Смелый новый мир?

А как насчет других, не менее важных перемен, которые мы можем ожидать уже сегодня, в первые дни нового тысячелетия?

Во-первых, в распоряжение IT поступят новые материалы, созданные наукой. "Умные" устройства, способные диагностировать свое собственное состояние и корректировать его, уже на подходе. Они смогут анализировать усталость и коррозию, температуру, давление и солнечный свет, в подражание природе будут способны к "самолечению" и адаптации к внешним условиям.

Эти материалы в конечном счете будут содержать в себе и структурные, и вычислительные элементы, а жесткие конструкции станут податливыми и динамичными, способными к изменениям; автомобильные шины научатся менять свою форму при наезде на препятствие; жилища - изменять цвет при солнечном освещении и форму в зависимости от силы ветра, возможно, даже гнуться наподобие подсолнечников. Будет создан "умный" ландшафт.

Во-вторых, современные материалы и информационные технологии будут приложены непосредственно к человеческому телу, их задачами станут пластические операции и лечение кариеса, компьютерное проектирование протезов и устранение физических недостатков, пересадка органов, геронтология.

В-третьих, нас ждет генная инженерия, которая, может быть, является самым наглядным примером технологии XXI века. Уже появилась генетически измененная пища, которая произвела фурор во всем мире, о чем свидетельствуют недавние акции протеста против ее использования, прошедшие в тридцати странах. Уже можно говорить о колоссальных возможностях клонирования (что было продемонстрировано на примере овечки Долли). Скоро будет расшифрован геном человека, включающий три миллиарда пар нуклеотидов, а генные методы лечения позволят одолеть тысячи болезней, хотя право на применение таких технологий получат только прошедшие строгий отбор специалисты.

Как я уже отмечал, на вопрос, кому будет принадлежать относящаяся ко всему вышесказанному интеллектуальная собственность, еще предстоит ответить. Тому исследователю, который получил конечный результат? Или всем тем ученым, что работали над своими проектами по всему миру и делились достижениями через вездесущий Интернет? Может быть, владельцем интеллектуальной собственности, как неотъемлемой части природы, окажется все общество в целом, или это будут отдельные корпорации?

Политические и экономические проблемы владения интеллектуальной собственностью огромны, поскольку пользоваться ее плодами смогут только те люди, которые в состоянии за это заплатить. Такая "эксклюзивность" может расширить пропасть между богатыми и бедными, сделать недоступным лечение СПИДа в Африке; расслоить "цифровое" общество на тех, у кого есть все, и тех, у кого нет ничего (например, сельское хозяйство может оказаться под контролем малого числа химических компаний). Очевидно, что сегодняшняя система защиты интеллектуальной собственности нацелена на то, чтобы быть стимулом для авторов, творцов и их последователей. Но у нее есть и негативные стороны, она слишком глубоко вторгается в научные, интеллектуальные и артистические сферы деятельности.

Тысячелетие сознания

Ясно, что интеллектуальная собственность и технология идут рука об руку. Одна порождает другую. Авторское право, выросшее рядом с печатной продукцией, было приспособлено к музыке и театру, а впоследствии к кино, радио, телевидению, видео и пр. Оно прекрасно выжило. Но сейчас авторскому праву предстоит столкнуться с Интернетом и лавиной новых технологий.

Выживет ли авторское право? Да. Более того, его роль станет еще важнее в XXI веке. Но как бы то ни было, перемены неизбежны, иначе индустриальные страны будут обвинены в сверхконтроле над интеллектуальной собственностью за счет менее развитых наций. Станем ли мы похожи на лошадей, оказавшихся ближе других к корыту и выпивающих из него всю воду? Или на того, кто, поднявшись по лестнице первым, оттолкнул ее, чтобы никто больше не смог последовать за ним?

К концу XXI века наука и технология будут сфокусированы в основном на мозге человека. Сегодня потенциальные интеллектуальные способности у всех шести миллиардов людей, живущих на планете Земля, примерно одинаковые, и полное использование этого потенциала является самым грандиозным проектом следующих ста лет. Постепенно мы поймем, как работает мозг на уровне отдельных нейронов, и научимся обращаться с ним как со сложной электронной цепью, а не как с супом, в который можно лишь добавлять определенные ингредиенты. Мы все знаем, что человек интеллектуально развит лучше, чем любой другой биологический вид. Мы все идем по одной дороге знаний - от накопления информации к мудрости. И мы все несем ответственность за то, чтобы развить интеллект и творческие способности человека.

К счастью, мы вступаем в новый век вместе с новыми очень мощными инструментами: с Интернетом, хранящим всеобъемлющие знания; с искусственным интеллектом, помогающим мышлению человека и даже соревнующимся с ним; с виртуальной реальностью - новой отраслью знания, становящейся мостом между теорией и практикой, дающей эффект присутствия, но без возможных опасностей реального мира. Эти три мощных инструмента совместно создадут для человека трехмерный мир и "погружающие" методы обучения, доступные каждому в любом месте планеты в любое время. И мы можем уверенно сказать, что процесс создания человечеством интеллектуальной собственности бесконечен!

Перевод Елены Румянцевой



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.