Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не вставая с дивана

Архив
автор : Михаил Попов   18.04.2000

Жизнь в стиле известного героя коллажей, совместившего свое рабочее место за компьютером с ватерклозетом, понемногу становится реальностью. Работать можно и дома (о чем не раз писала "Компьютерра"), деньги получать на карточку (а если отойти от "чистой" модели, можно и раз в месяц за зарплатой съездить). Тратить заработанные деньги теперь тоже можно через Интернет. Причем не где-то за бугром, а прямо здесь - в России.

Интернет-магазины плодятся на всем пространстве СНГ, как грибы после дождя: новые торговые площадки появляются чуть ли не ежедневно. Эта тема является такой же неисчерпаемой, как и сам Интернет, поэтому мы не будем пытаться объять необъятное, а лишь кратко расскажем о том, что сегодня для потребителя уже возможно, а что - пока нет. А если кто захочет сам вступить на скользкую стезю онлайнового бизнеса, найдет здесь советы опытных людей, в этом бизнесе преуспевших и знающих не понаслышке, почему этого делать не стоит и какие опасности подстерегают на каждом шагу.

Несмотря на стремительное развитие российского сегмента Интернета, в тех местах, где онлайновый мир соприкасается с реальным, возникает трение и высекаются искры. По-прежнему "что русскому здорово, то немцу смерть", и наоборот. Все проблемы Интернет-коммерции вытекают из наших местных "офлайновых" условий. И соответственно этим же условиям изобретаются пути обхода. Расплатиться карточкой? Пожалуйста, нет проблем: курьер вместе с заказом привезет прокатную машинку. В некоторых магазинах кредитную карту можно использовать "по-взрослому", в онлайне. Правда, при этом ваши драгоценные данные будут передаваться по "оптимизированному для взлома" облегченному криптопротоколу, вам будет видна лишь вершина айсберга: открытие и закрытие транзитных счетов в третьем банке и тернистый путь денег к магазину останутся недоступны взгляду покупателя.

Две особенности нашей страны - неразвитость средств доставки товара и относительно дешевый труд в совокупности приводят к тому, что многие Интернет-магазины обзаводятся собственной службой доставки. Покупки в таком магазине удобны лишь для жителей одного города (чаще всего - Москвы или Санкт-Петербурга). Остальным обитателям необъятных российских просторов приходится рассчитывать либо на почту, либо на услуги молодых, а потому не универсальных курьерских фирм. Конечно, остаются международные службы UPS, DHL и т. п., однако с учетом дороговизны их услуг - это вариант явно не массовый.

Однако все имеет свои положительные стороны, и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится в пределах досягаемости посыльного из магазина. Купит, допустим, американец в онлайновом супермаркете пять разных предметов - в большинстве случаев ему придут пять посылок из пяти мест, ибо сей супермаркет действительно является учреждением сугубо виртуальным. У нас же в дверь постучит приветливый курьер (тот самый, со считывателем кредитных карт), который все сразу и привезет. Да и в оплате "по факту доставки" нет ничего плохого. Наоборот, вы можете отказаться от заказа хоть в самый последний момент: "ой, я передумал", и спрятать деньги в карман. Курьер, понурившись, уйдет - вы ему ничем не обязаны.

Трудности с кредитными картами и дороговизна доставки рождают порой самые экзотические сервисы. Например, фирма Mediator (www.mediator.ru) предлагает себя в качестве посредника при покупке товара в США: вы переводите ей рубли через Сбербанк, а она через полмесяца-месяц привозит товар... в Хабаровск (судя по всему, морем). Неважно, что придется платить еще и за доставку от Хабаровска, главное - какова оригинальность коммерческой мысли!

Поскольку Интернет - среда универсальная, кое-что можно попытаться купить и в западных магазинах. О том, что случается с посылками на нашей границе и что нужно делать, дабы не разориться на таможенных пошлинах, читайте в статье Юрия Сакуна "Оттуда, вестимо...".

Первейшей человеческой потребностью, как известно, является покупка и апгрейд разнообразного компьютерного железа. Шутка, конечно, но именно такой вывод можно сделать, если проследить историю появления Интернет-магазинов в России, да и во всем мире. Сейчас комплектующими торгуют не только чисто онлайновые магазины, такие как www.dostavka.ru или "InterShop-Доставка" (для последнего, кстати, доминирование компьютерного ассортимента стало следствием естественного - покупательского - отбора). В Интернет сейчас идут и традиционные розничные компьютерные фирмы. Для этого, собственно, все готово. Свой сайт с каталогом обычно имеется, служба доставки, чаще всего, тоже уже есть.

Некоторые фирмы, торгующие через Сеть, стараются откопать для себя новую маркетинговую нишу. Такую позицию, например, занимает "Компьютер Депо" (дочерняя структура IBS). Там посчитали, что у мелкого и среднего бизнеса, а также небогатых бюджетных учреждений не хватает средств, чтобы содержать грамотных админов или пользоваться услугами квалифицированных интеграторов. Вот и старается компания разработать этот сегмент. Объем продаж пока невысок, однако у "Депо", видимо, хватит ресурсов дождаться, когда клиент созреет.

Возвращаясь к насущным потребностям, можно сказать, что "покушать" - одна из самых главных. Торговля продуктами через Интернет сколь заманчива, столь и сложна. Однако и здесь наметились радостные для чрева изменения. О московском онлайновом продуктовом магазине www.xxl.ru читайте статью "Пивоnet".

Говоря об Интернет-магазинах, мы обычно рассматриваем традиционную схему "заказ - оплата - доставка" (или "заказ - доставка - оплата"). Однако Сеть играет большую роль для покупателя, даже если ни одного из этих звеньев в наличии нет. Сколько денег было сэкономлено на www.dzik.aha.ru, www.newman.ru, www.price.ru - и не сосчитать. Или, например, справочные системы о наличии лекарств в московских аптеках (www.pharm.mos.ru/main/main1.htm, www.medlux.ru/dsearch)? Да и не только в московских, и даже не только в российских: грамотно сделан, например, портал "Цены Казахстана" (www.price.kz). А если есть автоматизированная система учета, то почему бы не прикрутить к ней онлайновый магазин? (См. материал "Инpharmaционная сеть".)

Disclaimer: Сидячий образ жизни, как известно, не прибавит вам здоровья - человеческий организм все-таки рассчитан на регулярные физические нагрузки. Так что подумайте, может, лучше надеть кроссовки и пробежаться под весенним дождичком в ближайший самый что ни на есть реальный магазин за картошкой (видеокартой, книжкой, средством от радикулита)?



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.