Письмо знакомому барону
АрхивДорогой Карл!
Как я рад, что Вы благополучно вернулись! Я так волновался! Луна, все ж таки, не близкий свет... Так или иначе, но даже Ваше гневное послание по e-mail не смогло омрачить моей радости.
Вы спрашиваете, что это за дурацкая шутка с "никчемушками". Прошу прощения, барон, это не шутка. Кто же так шутит? Будучи Вашим другом и зная Ваше глубокое презрение ко всякому глупому и грубому шутовству... Я бы не рискнул, что Вы!.. Как Вы могли подумать?!
Идея названия была навеяна письмом одного из читателей. Само письмо я Вам пересылаю в аттаче, но наиболее полюбившееся мне место процитирую. Итак, Привет, неуважаемый (тут я пропускаю...). Ну, и что ты все проповедуешь! Был бы ты Ваннахом, я бы еще понял, - сам верую. А все твои "Мысли" (Карл, это рубрика так называется) мне ни к чему, понимаешь? У меня своих мыслей хватает. Что ты, гад... (тут тоже пропускаю) делаешь в компьютерном журнале? Ты же не пишешь про компы, ты же все о людях (e-mail, естественно, не в состоянии передать ударения в словах, но в этом месте мне буквально услышалось - на "я", на последнем слоге. Давайте попробуем прочесть еще раз, как в оригинале - "о людЯх". Чувствуете?) А людям (правильно, опять на втором слоге...) ничего это не нужно, ни к чему.
Ну и так далее... Карл, я не стерпел! "Никчемушки" - именно из-за этого "ни к чему". Во всяком случае, Вы теперь знаете, как все получилось.
Барон, помните, когда-то мы беседовали о древних русских строителях. Вспомнили? Золотая немецкая осень... Мы сидели вместе у камина... Да! Вы только что закончили ремонт замка... Очень Вас интересовало, как это с помощью одного топора удавалось им строить такое, что с ума сойти. Еще Вы спрашивали, умеют ли такое сейчас? Спешу ответить: умеют. И не только в строительной области, но и в сфере высоких технологий, а я помню, Вы всегда этим интересовались.
Они ведь почему одним топором обходились? А не было ничего другого. Это у Вас, барон, в Германии, без столярного ассортименту - мастер за мастера не сойдет, а у нас - попроще. Вместо инструментария - мастерство да глубокое знание... Не пыхти, Карл, правду говорю. Не веришь, - посмотри на календарь. Сегодня не 1 апреля. Так что не пыхти...
Так вот. Барон, Вы бы взялись заниматься высокими технологиями, как бизнесом, без "а" - лабораторий, "бэ" - оборудования, "вэ" -материалов, "гэ" - денег, "дэ" - всего остального? А я знаю тех, кто взялся. С одним топо... прошу прощения, компьютером и математикой. Все, как встарь, - мастерством да знанием...
Карл, они мне показали удивительные вещи! Эта команда специализируется на совершенно особого рода интеллектуальном продукте. Продукт этот - математические модели. А ведь Вы знаете, барон, что такое - хорошая матмодель. Хорошая матмодель - это не голая идея, которая никому не нужна. На хорошую модель клюют деньги. Как когда-то клюнули американцы на Вашу модель аэродинамики пушечных ядер.
Думаю, Вам будет интересно узнать, - а я так был просто потрясен, - что в моем Отечестве есть те, кто знает, как при помощи Де-Бройлевской интерференции формировать структуры молекул (Карл, это должно быть Вам понятно: Де-Бройлевская интерференция - это интерференция квантовых состояний частиц материи - электронов, протонов, нейтронов, атомов и молекул, в конце концов. Не квантов излучения, но микрочастиц вещества, проявляющих волновые свойства). По-другому это называется "квантовый катализ". Рабочий инструмент для тех, кто решил заняться нанотехнологиями. Ну, ответьте мне, барон, а кто сегодня еще не решил, заниматься ему нанотехнологиями или не заниматься?
Видите ли, Карл, эти ребята (как и я, впрочем) придерживаются точки зрения, что никакую идею нельзя продать, но можно осуществить за деньги заказчика. Логично предположить, что заказчик в первую очередь захочет иметь дело с теми, кто интересующую его идею уже осуществил в математике. Именно поэтому они и не делают никакого секрета из того, чем занимаются. А занимаются они не только нанотехнологиями.
Ну, например, воздушно-реактивными двигателями. Только вместо компрессора (такая цилиндрическая штуковина со многими сотнями стальных лопаток, уж-жасно дорогая!) в них применяется вращающаяся ударная волна - динамический скачок уплотнения достаточно сложной конфигурации. Топология этой ударной волны, процесс ее формирования и динамика рабочих процессов в двигателе - все это является сутью и содержанием одной из их моделей.
Мне показывали и нечто иное. Из области ядерной энергетики. Помните, барон, Вы как-то рассказывали мне о Ваших опытах с радиоактивностью? Тогда Вы говорили о том, что радиоактивность и люминесценция, как явления, в сути своей аналогичны. И если индуцированная люминесценция лежит в основе работы многих типов оптических лазеров, то аналогичное явление в некоторых нестабильных изотопах позволяет получать нейтронную и гамма-лазерную генерацию.
Карл, я видел модель этого процесса! С целым рядом дополнительных режимов управления геометрией пучков.
А математическая модель мобильного теплогенератора на нецепных когерентных реакциях деления, вызываемых пучком нейтронов, для генерации которых применена нейтронная трубка (есть такой экзотический электронно-вакуумный прибор). 440 киловатт в объеме кухонной плиты и 800 часов работы без перезагрузки топлива! В сочетании с возможностью управления изотопным составом отходов (чтобы "зола" не была радиоактивной) эта штука способна вполне работать у Вас, барон, на кухне или отапливать Ваш замок.
Заслуживает внимания принцип "сбыта готовой продукции" в этом экзотическом бизнесе. Покуда заказчикам предлагалось математическое моделирование в качестве услуги, интерес к предложению был практически нулевым. И это можно понять: заказывать математическую модель чего-либо фактически означает раскрыть карты, объявить тему и содержание своих разработок в их начальной, так сказать, идеологической стадии.
А вот купить готовый подходящий продукт, в данном случае - математическую модель, с минимальными доработками или вовсе без таковых, - это совсем другое дело.
Одним словом, если Вас заинтересуют все эти вещи, барон, - напишите.
С нетерпением жду ответа.
Ваш преданный друг, Ю.Р.
P. S. Карл, это письмо (с некоторыми сокращениями) я решил предложить в качестве очередной "никчемушки". Выпускающий редактор просил меня написать что-нибудь "с юмором". В данном случае юмор состоит в том, что все написанное - правда. И это в первоапрельском-то номере!!! Впрочем, надеюсь, редактор меня простит, ну а Вы, дорогой барон, и подавно.