Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ЕДА.ИЗ.СЕТИ

Архив
автор : АЛЕКСАНДР ДРУК    28.03.2000

судьба свела нас с одним из создателей замечательного сайта Food From Net (food.from.net) (с англ. дословно - "еда из сети") - Евгением Белицким



Один из авторов уже рассказывал о владельце маленькой нью-йоркской пиццерии, принимавшем заказы по Интернету. Однако приводя этот пример, автор не имел ни малейшего представления о том, кто сумел заманить компьютерно неграмотного владельца пиццерии в Интернет и научил применять последний на пользу своему бизнесу. Но вот судьба свела нас с одним из создателей замечательного сайта Food From Net (food.from.net) (с англ. дословно - "еда из сети") - Евгением Белицким (belitski@earthlink.net).


Профессиональный программист из России, москвич, в прошлом - старший научный сотрудник Университета дружбы народов, Евгений рассказал, что сайт был создан им в марте-мае 1996 года на платформе Sun/SunOS/Apache, основной язык программирования - Perl, база данных - cTree+. Бизнес-идеями Белицкий обязан президенту компании COS, Inc. Биллу Майклсону. Сейчас Евгений работает в одной из ведущих Интернет-компаний "Кремниевой Аллеи" Нью-Йорка; круг его интересов - применение Java-технологии в распределенных системах биржевой информации.

Ну а теперь - о самом сайте.

Любой бизнес начинается с названия. Как его назовешь - таким он и станет. В этом смысле название домена Food.From.Net просто гениально. В нем есть и остроумие, и дальновидность: закрепив за собой стратегическое имя домена From.Net, можно создавать разнообразные сайты с легко запоминающимися ссылками, а то и просто сдавать в аренду домены третьего уровня менее предусмотрительным и расторопным.

Food.From.Net интересен прежде всего тем, что это портал. Но портал, содержащий ссылки не просто на другие сайты, а непосредственно на услуги, массовые, традиционные и технически консервативные. А именно на исполнение заказов на пищу ресторанами в США. (Опять тонкий ход - помните лозунг "хлеба и зрелищ"?)

Домашняя страничка Food.From.Net предельно лаконична: фотография аппетитного чизбургера, а рядом - окошко, предлагающее ввести почтовый индекс (ZIP code) или номер телефона того места, где находится голодный посетитель, желающий заказать еду в одном из близлежащих ресторанов на вынос или с доставкой на дом. (В Соединенных Штатах рестораном называется и жалкая придорожная харчевня на три столика, и роскошный храм чревоугодия. Как правило, охотно отпускают пищу на вынос или доставляют ее на дом заказчику - сами или через специализированную службу доставки - заведения любой категории.)

Как только посетитель странички, введя индекс или телефонный код, определил свое место в пространстве (или, в специальных терминах, геопозицию), ему немедленно будет предъявлен список ресторанов в округе.

Порядок следования заведений в списке определяется мерой их участия в описываемом сервисе (на бизнес-модели мы остановимся позднее). Крупные рестораны, выполняющие заказы по Интернету, предоставляют регулярное меню и его текущие уточнения и дают о себе расширенную информацию (вид кухни, часы работы, примерную стоимость основного блюда, типы принимаемых к оплате кредитных карт, наличие автостоянки, наличие лицензии на продажу горячительных напитков и пр.). Остальные - просто перечислены с той или иной степенью детализации. Любой ресторан легко найти по отображаемой на экране карте, причем если вы решили перекусить среди ночи, будут показаны лишь те из них, которые открыты в этот час.

Дальше все идет по традиционной схеме. Выбрав из меню и снабдив, если хотите, блюда комментариями ("лапшу остро приправить, бифштекс прожарить слегка"), вы указываете свое имя, фамилию, адрес (для доставки), номер телефона (чтобы заведение при желании могло убедиться, что заказ - не чья-то шутка), электронно-почтовый адрес (чтобы получить подтверждение, когда заказ поступит в ресторан) и нажимаете кнопку "Заказать". Осталось лишь вовремя подъехать/подойти за едой либо ждать посыльного, приготовив наличные и традиционные чаевые.

А в это время "за кулисами" ваш заказ передается в ресторан... по факсу! То есть для расширения бизнеса за счет Интернет-заказов ресторану нужен лишь стодолларовый аппарат факсимильной связи, который, скорее всего, уже и так есть. А если ресторан, скажем, желает обновить меню? Нет ничего проще! Достаточно послать факс по выделенному номеру, и меню (в графическом виде, с цветными фотографиями блюд) будет автоматически помещено на страничку ресторана и станет доступным для виртуальных посетителей. Изящно, не правда ли?

Теперь два слова о бизнес-модели (задание для пытливых - найдите ссылку на ее подробное описание на сайте). Создатели сайта решили, что посетители, хоть и голодные, вряд ли станут платить за сервис, да и хлопот с получением денег не оберешься, а потому решили брать мзду с ресторанов. Автоматизация приема заказов (особенно в часы пик - во время обеда и ужина) позволяет ресторанам не только сократить расходы на рабочую силу, но и выполнить больше заказов, а следовательно, увеличить выручку. Поэтому владельцы ресторанов обычно охотно платят, особенно если им дают некоторое время бесплатно попользоваться сервисом и оценить его. Наконец, расширению сервиса способствуют и компании, доставляющие заказы, так как их доходы тоже увеличиваются.

Важно отметить, что сайт Food.From.Net появился в Сети в середине 1996 года, когда Интернет-технология делала лишь первые робкие шаги от статических страничек к электронной коммерции. Остановимся кратко на новаторских по тому времени решениях, воплощенных на сайте. Вот что поведал нам Евгений Белицкий.

Прежде всего, скрипты на стороне сервера (JSP, ASP, сервлеты) тогда еще не существовали. В рассматриваемой же системе необходима существенная гибкость серверной стороны (например, для учета локального времени суток). Решением явилось специально сконструированное средство, названное MHTML (MetaHTML). По сути, страницы описаны скриптами на произвольной смеси из чистого HTML, небольшого набора специализированных переменных и операторов и фрагментов на языке Perl. Приставка "мета" дана потому, что каждый скрипт при вызове транслируется в однородный Perl, полученная Perl-программа запускается и генерирует HTML, отгружаемый сервером браузеру. Знакомо? Разумеется. Скажем, появившиеся год-два назад JSP воплощают ровно ту же идею, только порождается код не на Perl, а на Java.

Далее шли: привязка содержания к геопозиции, поддержка перемещения в геопространстве, указание неофициальных традиционных географических названий. Ясно, что сервер использует базу данных значительного объема (в Америке насчитывается около полумиллиона ресторанов), оперирующую геокоординатами. С базой же связаны и приятные "фенечки" для повторных посетителей - заполнение полей заказа прошлыми значениями и экспресс-ссылки на рестораны, откуда уже заказывалась еда. Но, конечно, основой сайта стала замечательная идея о вовлечении массовых традиционных бизнесов и ее остроумное воплощение в форме двустороннего шлюза Интернет <=> факс. Полученные заказы просто превращаются в картинки и отправляются на факс владельца ресторана.

Наши московские друзья любят жаловаться на то, как трудно объяснить предпринимателям, для чего им нужен Интернет. Многие слушают весьма неохотно и настороженно относятся к тому, что с них собираются брать деньги. А вот создатели сайта Food From Net сумели подыскать аргументы и убедить владельцев ресторанов в том, что Сеть принесет им лишь выгоду. Какими бы подвижниками Интернета мы ни были, надо оперировать идеями и средствами, понятными тем, кто будет платить за их воплощение.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.