Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Топорная работа в срубании сайтов

Архив
автор : Анатолий Левенчук   28.03.2000

Нет сейчас такой студии вебдизайна, которая бы не разрабатывала "набор скриптов для быстрого построения Вашего кучерявого сайта". Что, собственно, нужно требовать от этого "набора" сайтостроительных скриптов взыскательному клиенту-2000?


То, что вправе требовать от вебдизайнеров, Интернет-агентств и прочих е- и и-консультантов клиент-2000, существенно отличается от разумно допустимого еще в конце 1999 года. Рынок СОХО/ЛОХО (от SOHO - small office/home office) в сайтостроении стал настолько развит, что студии вебдизайна, Интернет-агентства и консалтинговые фирмы стали предлагать в качестве стандартных следующие средства:

- Независимость контента от дизайна, причем такая, что каждый пользователь может выбирать особенности отгружаемого ему дизайна и содержания. Это свойство называется "скины". Автоматическим следствием является возможность пользователю зарегистрироваться на сайте (то есть на первой странице сайта появляется пункт LOGIN). После регистрации сайт помнит пользователя и отгружает ему страницы в необходимом формате. Например, в Московском Либертариуме (www.libertarium.ru) в настройках есть переключатель дизайна "быстрый - красивый", а на сайте Союза операторов Интернета (www.soi.ru) члены СОИ видят интранет-раздел "Только для членов СОИ", скрытый от глаз всех остальных вебпрохожих.

- Дискуссии, форумы, гостевые книги, которые можно делать либо в отдельном месте сайта, либо на каждой странице нуждающегося в этом материала. Конечно, сайт должен узнавать "своих" (нужен тот же LOGIN), чтобы реплики не оставались безымянными. Понятное дело, что управление форматом общения (структурированный форум с гнездованным [nested] расположением реплик, простой "гестбук", показываемый в прямом или обратном хронологическом порядке) должно производиться посетителем сайта, а не навязываться сервером (посмотрите, например, на те же "настройки" для Московского Либертариума).

- Опросы на сайте, вопросы в которых можно менять без вызова дизайнера "на дом".

- Выкладывание материалов на сайт через вебинтерфейс. Не соглашайтесь на "специальную небольшую программу, которую вы быстро выкачаете", - иначе в командировках (даже внутри вашего населенного пункта) вы будете отрезаны от возможности исправить ошибки на вашем сайте.

- Возможность убрать три рубрики, поместив их материалы в оставшиеся две, а затем добавить четыре новые рубрики, пополнив их материалами из тех самых двух оставшихся. Дизайнер при этом не вызывается, квалификация сотрудника, осуществляющего эту операцию, не требует никаких "компьютерных" знаний. Норматив на подобную операцию в современных системах управления контентом - пара минут. Если исполнитель предлагает другие условия по этому пункту, выбирайте другую студию - иначе вы и чихнуть не сможете, не вызывая дизайнера. Или - если все-таки решитесь чихать, - то с трудом, долго и чертыхаясь.

- Автоматическая простановка внутренних ссылок на сайте. Если на сайте появился новый материал, то информация об этом возникает в соответствующих рубриках, новостях сайта, страничке автора этого материала и т. д. Впрочем, большинство "наборов скриптов" как раз это свойство обеспечивают.

- Легкая работа редакторов вашего сайта по публикации картинок и сложноструктурированных текстов. Можно ли поместить очень большой текстовый материал (скажем, более 300 Кбайт) на сайт, не выполняя вручную верстку его частей? Например, книгу с картинками или годовой отчет с графиками? Как будет выглядеть оглавление этой книги или отчета? Можно ли выложить их несколькими частями так, чтобы не расставлять все ссылки вручную, а в новостях сайта и рубрикаторе появлялась только одна ссылка на оглавление?

- Возможность пользователя получить в своем браузере любую страницу с убранными оглавлениями и навигацией, а также кнопки, которые на бумаге нажать нельзя ("вид для печати") [1].

- Возможность подписки на новости избранных разделов сайта или на избранные дискуссии. Возможность иметь дайджесты (все обновления, например, за неделю).

Если этих средств нет в арсенале фирмы или для реализации любого из них потребуется больше трех дней, значит, вы обратились к фирме, не находящейся на острие прогресса, и вправе требовать скидки в 70% за морально устаревшее изделие.

Я не думаю, что описал чрезмерные требования. В конце концов, Московский Либертариум, частью которого является и настоящая совместная с "Компьютеррой" колонка, поддерживает все описанные технологии и даже больше. Маленький кусочек технологий свободы сайтостроительства в цифровом будущем.

А что же тот самый "набор скриптов"? Из него варят сайт так же, как суп из топора, - добавляя к почти бесплатному коду многочисленные дорогостоящие работы.

Сегодня со "студиями вебдизайна" происходит то же, что случилось пару лет назад с вебмастерами. Тогда одна-единственная вебпрофессия расщепилась на несколько совсем разных - вебдизайнер, верстальщик, администратор, скрипт-программист. И сегодня уже трудно вообразить одного человека, который может в себе хорошо объединять все эти качества. То же начинает происходить и с организациями. Во многих студиях художники-дизайнеры и HTML-верстальщики все чаще и чаще составляют профессиональное меньшинство, а большинство сотрудников являются менеджерами проектов и бизнес-консультантами. Не нужно смотреть на тип сайтостроительных фирм. Называются они по-разному, но делать будут одно и то же: вебсайт и связанный с ним компонент бизнеса "под ключ".

Стоимость программного решения (того самого "набора скриптов"), поддерживающего все описанные здесь возможности, на современном российском рынке уже не превышает 1500 долларов, а в последние пару месяцев появились даже freeware-варианты. Программный код в век начинающегося расцвета open source убедительно падает в цене. Торговля программами быстро замещается торговлей сервисами. И потому "набор скриптов" поставляется бесплатно, зато картинка вида страниц, нарисованная лично для вас, обойдется в 200-500 или 2000-5000 долларов в зависимости от раскрученности имени дизайнера.

Установка того самого "бесплатного набора скриптов" и сделанной картинки в виде готового сайта на вашем компьютере будет стоить 200 долларов ("один день нашего специалиста, или делайте сами силами вашего администратора локальной сети полтора месяца"). Основная же стоимость сайта будет заключена не в работе дизайнера или программиста, а в работе консультантов, объясняющих, как извлечь пользу из Интернет-присутствия фирмы. Тут цены могут составлять десятки тысяч долларов. Но в ответ на эти затраты оценка вашего бизнеса может возрасти на сотни тысяч долларов, а инвестиций вы можете привлечь уже на миллионы. Неплохой суп получается.

Не забудьте, что для варки этого супа годится только острый топор.



1 (обратно к тексту) - Другую стандартную возможность - "пошли этот текст другу" - я не люблю, ибо не нужно множить мировой спам...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.