Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Экономический" этюд

Архив
автор : Максим Отставнов   14.03.2000

В выпуске The Economist от 19 февраля была помещена небольшая заметка под названием E-cash 2.0. Нет, не про вторую версию eCashT. В середине февраля еще не было известно о новом проекте Ecash Technologies, Inc. (ETI), владеющей ныне технологией и торговой маркой eCash, и Deutsche Bank, а вступления ETI в альянс WAP никто (включая и нас) не заметил, такая уж незаметная теперь ETI. Про перспективы онлайновых расчетных и платежных систем вообще.

Автор заметки1 не опустился до анализа технологических особенностей различных архитектур расчетных систем (и следующих их них различий в структуре издержек), а занялся более простым вопросом: разделил все архитектуры на "карточки" и "не-карточки" и перечислил факторы, формирующие спрос на "не-карточки".

По "Экономисту", то внимание и интерес, с которым были встречены первые эксперименты с онлайновыми расчетами в середине девяностых, были "шумихой" (hype), а вот теперь, когда зияющую после первых неудач лакуну заполнили кредитно-карточные системы, интерес к их "онлайновым альтернативам" носит характер "подлинного спроса" (genuine demand).

Непонятно, но интересно. Далее, среди факторов "подлинного спроса" перечислены:

В выпуске The Economist от 19 февраля была помещена небольшая заметка под названием E-cash 2.0. Нет, не про вторую версию eCashT. В середине февраля еще не было известно о новом проекте Ecash Technologies, Inc. (ETI), владеющей ныне технологией и торговой маркой eCash, и Deutsche Bank, а вступления ETI в альянс WAP никто (включая и нас) не заметил, такая уж незаметная теперь ETI. Про перспективы онлайновых расчетных и платежных систем вообще.

Автор заметки1 не опустился до анализа технологических особенностей различных архитектур расчетных систем (и следующих их них различий в структуре издержек), а занялся более простым вопросом: разделил все архитектуры на "карточки" и "не-карточки" и перечислил факторы, формирующие спрос на "не-карточки".

По "Экономисту", то внимание и интерес, с которым были встречены первые эксперименты с онлайновыми расчетами в середине девяностых, были "шумихой" (hype), а вот теперь, когда зияющую после первых неудач лакуну заполнили кредитно-карточные системы, интерес к их "онлайновым альтернативам" носит характер "подлинного спроса" (genuine demand).

Непонятно, но интересно. Далее, среди факторов "подлинного спроса" перечислены:

  • желание пользователей в ряде случаев оставаться анонимными;
  • желание пользователей, не имеющих желания и/или возможности получить карточку, осуществлять доступ к онлайн-коммерческим сервисам;
  • желание пользователей, не имеющих желания и/или возможности получить карточку, осуществлять доступ к онлайн-коммерческим сервисам;
  • необходимость в совершении платежей между пользователями (а не только от пользователя к торговцу);
  • поиск более дешевой (в смысле транзакционных издержек) альтернативы карточкам.

    Что ж, я бы подписался под этим списком, но переставив факторы в порядке их значимости: от стремления снизить транзакционные издержки ("штучную" стоимость платежа и риски) к (менее пока важной) коммерции "из рук в руки" и к (интересующей совсем небольшую часть клиентуры) поддержке приватности на технологическом уровне. И с тем уточнением, что они совершенно не изменились с того времени, когда "электронная монетарная инженерия" переживала период, который в "Экономисте" назвали "версией 1.0").

    В "Экономисте" же, как в последовательно и демонстративно либеральном издании, знамя приватности и анонимности, видимо, поднято на недосягаемую высоту, и разбираемой заметке сопутствует еще одна, под названием "Наличные все еще правят", в которой еще и еще раз подчеркивается такое качество наличных денег, как приватность производимых с их помощью платежей - без всякого соотнесения со структурой издержек.

    В ней приводятся такие любопытные сведения: "Народ с непонятной настойчивостью продолжает использовать наличные. В течение 30 лет Америке, Германии и Японии суммарная стоимость банкнот и монет, находящихся в обращении, растет быстрее ВНП, что свидетельствует о том, что средний человек держит больше, а не меньше, наличных денег с каждым днем".

    И далее (предвидя очевидное возражение относительно американских и немецких банкнот, покинувших страну происхождения и обслуживающих национальное обращение в странах без собственной пристойной валюты, типа России) авторы замечают: "А вот йен за пределами Японии мало". И то правда, наличных йен никогда живьем не видел.

    ОК, примем к сведению. Далее, ссылаясь на исследования Jupiter Communications2, "Экономист" прогнозирует падение доли "карточных" транзакций (и, соответственно, рост доли "онлайновых альтернатив") с 95% в 1999 г. до 81% в 20033.

    Здесь тоже никаких возражений нет. Учитывая то, что проценты отмериваются совсем не от статичного, а от быстрорастущего рынка, можно сказать, что речь идет об очень значительном сегменте рынка расчетных услуг. 19% от его объема в 2003 г. - заведомо больше, чем 100% сегодняшнего.

    И, наконец, достаточно вяло перечисляются возможные кандидаты на завоевание этого рынка. Здесь все свалено в кучу:
  • микроплатежные системы 1ClickCharge и безымянный пока проект "электронного кошелька" от Compaq и IBM;
  • Qpass ("агрегирующий шлюз" между системой микроплатежей и системами карточных расчетов);
  • Trivnet и IPin (такие же "агрегирующие шлюзы" между системой микроплатежей и системой биллинга провайдеров доступа);
  • купоны от Flooz, Beenz и Cybergold и даже
  • совсем уж экзотические инструменты для опосредования сделок BarterTrust, BigVine and LassoBucks;
  • скидки ("бесплатные мили") на авиаполеты, которые авиакомпании тоже стремится сделать обращаемым инструментом.

    Последнее - не так смешно, как кажется, так как в "Экономисте" подсчитали, что на сегодняшний день на руках у клиентов американских авиалиний находится нереализованных скидок на 3 триллиона (!) миль полета, что, при сегодняшней цене авиамили от цента до трех, составляет - сами посчитайте, сколько.

    В статье упущен такой интересный инструмент, как скрэтч-карты, бум которых наблюдается не только в России. Но удивило меня не это, а ссылка в очень уважительном контексте на проект e-gold, который я помню с того времени, когда "расчетные системы 1.0" (по версии нумерации, предложенной "Экономистом") плодились, как шампиньоны в погребе.

    Я с ужасом ;) обнаружил, что e-gold является на сегодня чуть ли не крупнейшей системой, реально проводящей платежи в полном "отвязе" от банковской системы. Тихий и незаметный рост e-gold, нуждается, на мой взгляд, во внимании, и то, что до сих пор в таковом мы этому проекту отказывали - уже наш промах.

    Но по тому, что "Экономист" не обращался к теме онлайновых расчетов почти четыре года, разумнее предположить, что в "версиях" стоит измерять не состояние дел в складывающейся отрасли, а состояние дел в самом "Экономисте" с пониманием проблемы.

    Если судить не по их словам, а по делам, понимание технологий цифрового обращения (aka финансовой криптографии), находится там не на уровне 2.0, и даже не на уровне 1.0, а на уровне некоей публичной бета-версии4.

    Учитывая то, что любимый всеми нами либеральный журнал The Economist является front-end'ом и маркетинговым инструментом одноименной исследовательской группы: В общем, обругал коллег/конкурентов; спасибо им, тем не менее, за то, что обратили наше внимание на e-gold, коему и посвящается сегодняшняя "Номика".


    1 - Все материалы (кроме писем читателей) публикуются в "Том Самом Экономисте" как "редакционные" статьи, без персональной атрибуции авторства.

    2 - Jupiter Communications (www.jup.com) - одно из крупных аналитических агентств, полностью сфокусированных на Internet-экономике.

    3 - И Jupiter, и (полагаю) "Экономист", и я имеем в виду розничные потребительские сделки; по оптовым сделкам и сектору business-to-business картина совершено другая, и прогнозы тоже другие, но это тема отдельного разговора.

    4 - "Расчетным инструментом" на сайте The Economist являются у.е. под названием credits, на один credit можно купить доступ к одной статье. Вновь зарегистрировавшийся на сайте пользователь получает 5 credits в подарок, в дальнейшем их можно докупать через "карточный" интерфейс. Я потерял свой давнишний пароль к их сайту, и мне - чтобы получить электронные копии заметок и не перебрасывать взгляд с экрана на бумагу и обратно - пришлось зарегистрироваться вновь, что я и проделал ценой раскрытия сайту еще одного своего адреса электронной почты.

  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.